Rambler's Top100

№ 341 - 342
18 - 31 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

В России работают около четверти пенсионеров

Присутствие работающих пенсионеров повышает обеспеченность домохозяйств

Работают не самые бедные пенсионеры

Модель занятости пенсионеров

Работают те, у кого хорошее здоровье и… образование

Ограничение дохода работающих пенсионеров или повышение пенсионного возраста?

Краткие выводы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Федор Бронников. Старик-нищий. Fedor Bronnikov. The old beggar (1869) Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

Над темой номера
работал
и:

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Работают те, у кого хорошее здоровье и… образование

Один из главных барьеров, препятствующих занятости пенсионеров, - состояние их здоровья, мощнейший фактор, регулирующий занятость в пожилых возрастах. Разрыв в долях занятых среди пенсионеров, оценивающих свое здоровье как хорошее и как плохое, составляет более трех раз. Рост занятости пенсионеров в период с 2004 по 2007 год происходил, прежде всего, за счет пенсионеров трудоспособных возрастов, оценивающих свое здоровье как хорошее или удовлетворительное, а также – в меньшей степени – за счет пенсионеров пенсионных возрастов с такими же характеристиками здоровья. Таким образом, ухудшение здоровья не только провоцирует более раннее оформление пенсии, но и приводит к выходу с рынка труда, существенно ограничивая возможности по расширению занятости пенсионеров.

Характеристики здоровья, за исключением наиболее тяжелых проявлений нездоровья, по-разному отражаются на изменении трудоспособности и производительности труда различных групп работников. Известно, что чем выше уровень образования пенсионера, тем больше вероятность того, что он продолжит работать, находясь на пенсии, - наиболее высокие уровни занятости сохраняют пенсионеры с высшим образованием. Более образованные пенсионеры не только имеют более высокое качество здоровья, но и чаще оказываются занятыми даже, если оценивают свое здоровье как плохое или очень плохое. Таким образом, наблюдающееся в последние годы повышение образовательного уровня новых контингентов пенсионеров вносит свой вклад в увеличение масштабов их занятости.

Поскольку две трети работающих пенсионеров имеют образование не ниже среднего профессионального, в профессиональной структуре занятых пенсионеров в 2007 г. наибольшую долю (41%) составляли специалисты высшей и средней квалификации. Доля специалистов высшей квалификации в составе работающих пенсионеров почти в 1,5 раза выше, чем в составе непенсионеров. Не все пенсионеры заняты на работах, соответствующих уровню их образования и квалификации, однако говорить о том, что большинство пенсионеров соглашается на неквалифицированный труд, также нельзя. Квалифицированные работники и специалисты высшего уровня квалификации демонстрируют высокие показатели наследования прежнего профессионального статуса12.

Отраслевая структура занятых пенсионеров отражает их профессиональный состав и имеет отчетливо выраженное смещение в сторону интеллектуальных сфер деятельности. На первом месте стоит образование, наука и культура (рис. 8). Доля пенсионеров, работающих в сфере образования, в 2004-2007 годах составляла (по данным РиДМиЖ) 18-19%. В сфере науки и культуры работает порядка 4-5% пенсионеров. Вторая сфера некоммерческих услуг, где концентрируются пенсионеры, - здравоохранение и социальное обслуживание. Там занято около 14-16% пенсионеров, причем большая часть – это пенсионеры, уже достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Схемы раннего оформления пенсии для работников образования (учителя) и здравоохранения в значительной степени объясняют высокую концентрацию работающих пенсионеров в этих сферах. Если к этому добавить сферу управления, органы социальной защиты, то получится, что около 40% всех работающих пенсионеров заняты в отраслях, требующих высокого уровня профессионального образования. В машиностроении и отраслях тяжелой промышленности занято около 18-19% работающих пенсионеров. Во всех остальных отраслях занятость пенсионеров существенно ниже, чем для совокупности не пенсионеров.

Сохранение занятости пенсионеров в образовании, науке, здравоохранении имеет, безусловно, свои резоны. Работа в них, в отличие, например, от работы на транспорте, в строительстве или промышленности, не сопряжена с высокими рисками утраты профессиональной способности. Здесь не предъявляется повышенных требований к состоянию физического здоровья человека. И ухудшившееся здоровье не ведет к утрате профессиональных способностей. Напротив, с возрастом накапливается багаж знаний, опыт, профессиональная компетенция. Тем не менее, сложившаяся ситуация, с точки зрения политики на рынке труда, выглядит противоречиво. Выплачивая пенсию работающим в этих областях пенсионерам, за счет ресурсов пенсионной системы удается решить проблему нехватки кадров, однако нерешенной остается проблема привлечения молодых кадров на низкооплачиваемые бюджетные места и реформирования этих отраслей.

Вместе с тем, учитывая, что уровень образования новых когорт, приближающихся к пенсионному возрасту, растет, в перспективе расширение масштабов занятости в пожилых возрастах возможно при условии реструктуризации рынка труда и увеличения на нем доли рабочих мест в сфере услуг, информационных технологий, профессий умственного труда.

Рисунок 8. Распределение работающих пенсионеров по отраслям в 2004 году (% ответивших респондентов)

Источник: РиДМиЖ, 2004 год

Объем предложения труда зависит не только от количества людей, предлагающих свой труд, но и от продолжительности отработанного времени. Подавляющее большинство пенсионеров работает в режиме полной рабочей недели: средняя ее продолжительность, по данным РиДМиЖ, составляла 39 часов13. Тем не менее, с возрастом, как свидетельствуют и материалы обследований ОНПЗ Росстата, и данные двух волн обследования РиДМиЖ, возрастает доля занятых неполное рабочее время, и сокращается доля работающих с повышенной нагрузкой (более 45 часов в неделю). Так, например, в 2007 г. в режиме неполной ставки работали 8,2% пенсионеров и 5,6% не пенсионеров; менее 24 часов в неделю были заняты 11,4% пенсионеров и 6,6% не пенсионеров. В результате, пенсионеры работают в среднем на 4-5 часов в неделю меньше, чем не пенсионеры.

Характер работы почти всех занятых пенсионеров, как и не пенсионеров, связан с работой вне дома и в дневное время. Правда, нестандартные режимы труда (дома, в утреннее или вечернее время, с гибким рабочим графиком) у пенсионеров, особенно находящихся в пенсионных возрастах, встречаются не намного чаще, чем у непенсионеров, и различия эти не носят принципиального характера. По-видимому, они связаны с отмеченной ранее высокой долей занятых в науке и образовании, для которых характерен свободный график работы.

В этой связи представляется, что отсутствие на российском рынке труда достаточного числа мест с гибкой или неполной занятостью может стать серьезным барьером по существенному расширению занятости в пожилых возрастах. Во-первых, в старших возрастах ухудшающееся здоровье может выступать препятствием для занятости вне дома и в режиме полного рабочего дня. Во-вторых, полная занятость не оставляет возможности для совмещения работы и семейных обязанностей, включая, например, уход за внуками, ценность которых для пенсионеров может быть выше.


12 Там же.
13 Согласно результатам исследований, проведенных в 1970-е и в 1990-е годы, подавляющее большинство работающих пенсионеров также трудилось в режиме полной рабочей недели или даже больше (Население третьего возраста. М.: Мысль, 1986; Рощин С.Ю. Трудовая активность населения старшего возраста // Демографические и социально-экономические аспекты старения населения (Вторые Валентеевские чтения): сб.статей. М., 1999, с. 134-150).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.