Rambler's Top100

№ 341 - 342
18 - 31 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

В России работают около четверти пенсионеров

Присутствие работающих пенсионеров повышает обеспеченность домохозяйств

Работают не самые бедные пенсионеры

Модель занятости пенсионеров

Работают те, у кого хорошее здоровье и… образование

Ограничение дохода работающих пенсионеров или повышение пенсионного возраста?

Краткие выводы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Федор Бронников. Старик-нищий. Fedor Bronnikov. The old beggar (1869) Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

Над темой номера
работал
и:

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Ограничение дохода работающих пенсионеров
или повышение пенсионного возраста?

Предположим, что с 2002 года, когда в пенсионном законодательстве были сняты ограничения занятости пенсионеров, все пенсионеры, которые могли работать, остались на рынке труда или вернулись на него, если они переставали работать в период с 1998 по 2001 год. Предположим также, что доли работающих пенсионеров в общей численности населения соответствующих возрастов, достигнутые в 2007 году, более не будут увеличиваться. У этого допущения есть свои резоны: пенсионеры не отличаются хорошими показателями здоровья, и часть из них не сможет продолжать работу именно по этой причине; повышение пенсий, которое планирует провести Правительство РФ в целях снижения бедности пенсионеров, может ослабить необходимость работать для другой части пенсионеров; наконец, несмотря на усиливающийся дефицит на рынке труда далеко не все пенсионеры обладают требующимися навыками и квалификацией, и далеко не все работодатели преодолели стереотипы в отношении найма пожилых работников.

При этих предположениях только за счет изменений в численности населения различных возрастов в ближайшие 10-15 лет можно ожидать увеличения числа работающих пенсионеров до 11-12 млн. человек, т.е. на 1,5-3 млн. человек. Большинство из них будет находиться в возрасте 50-64 года.

Фактором, способствующим увеличению масштабов участия пенсионеров в рабочей силе, при прочих равных условиях, может стать повышение образовательного уровня новых контингентов пенсионеров. Как отмечалось, наличие высшего и среднего профессионального образования – значимая предпосылка продолжения работы на пенсии. Тем не менее, без внедрения программ непрерывного образования, квалификация пожилых работников может оказаться не соответствующей потребностям рынка, а использование пенсионеров преимущественно на местах, не требующей высокой квалификации, не отвечает задаче повышения производительности труда.

С другой стороны, изменения в пенсионной системе могут работать в противоположном направлении, оттягивая пенсионеров с рынка труда. Пока пенсия растет медленнее заработной платы и не отрывается от величины прожиточного минимума пенсионера, у пенсионеров существуют весомые стимулы сохранять занятость. Однако если политика повышения доходов пенсионеров окажется успешной, часть пенсионеров, для которых занятость носит вынужденный характер, может покинуть рынок труда.

Таким образом, существуют риски того, что прирост численности работающих пенсионеров окажется недостаточным, чтобы ослабить проблемы рынка труда, тогда как ранний выход на пенсию в условиях стареющего населения создаст серьезные проблемы для пенсионной системы. Проблема состоит еще и в том, что в условиях права совмещать получение пенсии и трудовых доходов различные схемы стимулирования добровольного откладывания выхода на пенсию либо не работают, либо требуют очень значительной компенсации потерь тех работников, которые откладывают обращение за назначением пенсии. Что в этих условиях лучше – ввести ограничения на занятость пенсионеров, тем самым, побуждая людей откладывать выход на пенсию, или же повысить пенсионный возраст?

К каким последствиям может привести ограничение права пенсионеров работать? Будет ли оно оптимальным с точки зрения тех проблем в социально-трудовой сфере, которые порождает старение населения?

Рассмотрим три сценария, при которых неработающие пенсионеры получают пенсию в полном объеме, а работающие пенсионеры: (1) могут получать 70% своей пенсии; (2) могут получать 50% своей пенсии; (3) не могут получать пенсии14. Результаты анализа, представленные в табл. 1, показывают, что вероятность занятости пенсионеров реагирует на ограничение размера пенсии: чем оно выше, тем менее вероятно, что пенсионер будет работать, причем этот эффект справедлив и для мужчин, и для женщин15. Следовательно, ограничение размера пенсии работающих пенсионеров вытолкнет их с рынка труда, усугубив ситуацию с дефицитом рабочей силы. Именно это и происходило в период с 1998 по 2001 год.

Таблица 1. Предсказанные вероятности пенсионеров работать

Вероятность того, что пенсионер будет работать, если он:

Мужчины

Женщины

Среднее (ст.откл.)

Среднее (ст.откл.)

получает пенсию в полном объеме

0,24 (0,22)

0,16 (0,18)

получает 70% пенсии

0,23 (0,22)

0,15 (0,17)

получает 50% пенсии

0,22 (0,21)

0,14 (0,17)

не получает пенсии

0,20 (0,21)

0,11 (0,16)

Источник: Kovrova I. “Shaping a Pension System: Distributive and Incentive Effects of the Russian Pension Reforms”, Ph.D. dissertation, University of Turin, 2007

Важно отметить, что величина потенциальной заработной платы оказывает существенное влияние на решение пенсионера продолжать работать. Как отмечает И. Коврова, наиболее высоки шансы остаться на рынке труда у тех пенсионеров, которые рассчитывают на получение самой высокой заработной платы16.

Учитывая описанную выше зависимость, можно предположить, что пенсионеры с разным уровнем потенциальной оплаты труда будут демонстрировать различное поведение в случае введения ограничений на занятость. Ограничение размера пенсии в меньшей степени ограничит предложение труда высокооплачиваемых работников. Следовательно, для того чтобы после введения определенных ограничений на размер пенсии, доля занятых пенсионеров не сократилась бы ниже определенного порога, потребуется ввести ограничение пенсии, дифференцированное по зарплате (табл. 2). Иными словами, надо будет ограничивать не размер пенсии работающего пенсионера, а размер его совокупных доходов. В результате, если мы хотим сохранить, например, 90% пенсионеров на рынке труда, допустимо сократить размер пенсии низкооплачиваемых работников на 29%, среднеоплачиваемых – на 49%, а высокооплачиваемых – на 87%17.

Таблица 2. Процент работающих пенсионеров в зависимости от доли пенсии, на которую они могут претендовать в случае сохранения занятости, в разрезе доходных групп

Размер ожидаемой заработной платы

Доля выплачиваемой работающему пенсионеру пенсии

90%

80%

70%

60%

50%

Нижние 50% (нижние 5 децилей)

71%

47%

29%

17%

9%

51-89% (6-й – 9-й децили)

51%

21%

8%

3%

1%

Верхние 10%

17%

5%

0%

0%

0%

Источник: Kovrova I. “Shaping a Pension System: Distributive and Incentive Effects of the Russian Pension Reforms”, Ph.D. dissertation, University of Turin, 2007

Таким образом, управляя порогом ограничения доходов работающих пенсионеров, можно, с одной стороны, минимизировать отток пенсионеров с рынка труда, а с другой, стимулировать сохранение на рынке труда более квалифицированных работников. Если эту политику дополнить мощными инструментами, стимулирующими значительный прирост пенсионного капитала (условного и реального) в результате добровольного откладывания выхода на пенсию, можно попытаться одновременно решить и проблемы рынка труда, и проблемы пенсионной сферы.

Вместе с тем, ограничения на доходы работающих пенсионеров, как показывают расчеты, увеличивают риски бедности домохозяйств пенсионеров, особенно заметные в домохозяйствах с досрочными пенсионерами по старости, пенсионерами по старости на общих основаниях и пенсионерами по инвалидности18. Таким образом, ограничение занятости пенсионеров имеет два отрицательных последствия – сокращение занятости пожилых работников и увеличение бедности среди пенсионеров, а, следовательно, потенциальный рост спроса на программы социальной помощи.

В результате, представляется, что наибольший эффект в условиях старения населения может дать политика, направленная на сохранение права пенсионеров работать при постепенном повышении фактического пенсионного возраста. Несмотря на очевидную политическую сложность подобной инициативы, избежать этого решения не удастся.

Даже в отсутствие улучшения ситуации со смертностью, резоны в таком повышении есть. Это, во-первых, разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Во-вторых, постепенно увеличивающийся возраст вступления на рынок труда вследствие растущей продолжительности получения образования и барьеров на вход в формальный рынок труда у молодежи (уровни безработицы и неформальной занятости среди молодых людей растут). В-третьих, изменение структуры рынка труда, уменьшение на нем доли профессий, требующих тяжелого физического труда, и, следовательно, изменение границ трудоспособности.

Кроме того, очевидно, что существует множество способов максимально мягкого повышения пенсионного возраста, с целью снижения возможных отрицательных последствий этого шага в виде роста безработицы или инвалидности в пожилых возрастах. К ним относится реформирование досрочных пенсий и их перевод в профессиональные пенсионные системы. Изменение ожидаемого периода выплаты пенсий, который используется в расчете страховой части трудовой пенсии, с целью увязки его с изменениями в продолжительности жизни. И, наконец, выравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин на уровне 60-62 лет со скоростью 4 месяца в год.


14 Здесь представлены результаты моделирования, выполненного И.Ковровой, и опубликованные в I. Kovrova, “Shaping a Pension System: Distributive and Incentive Effects of the Russian Pension Reforms”, Ph.D. dissertation, University of Turin, 2007. Модели оценивались методом максимального правдоподобия, предсказывались значения заработной платы пенсионера и вероятность его работать.
15 Kovrova I. Op. cit.
16 Там же.
17 Следует подчеркнуть, что здесь не учитывается возможное влияние введения указанных ограничений на выход пенсионеров с формального рынка труда в неформальный.
18 Синявская О.В. Российские пенсионеры: в чем их бедность и уязвимость?

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.