Rambler's Top100

№ 303 - 304
1 - 14 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Еврейская диаспора в России по данным переписи 2002 года: Конец русской эры в истории евреев?

Динамика численности еврейского населения Украины

Евреи Санкт-Петербурга: этническая самоидентификация и участие в общинной жизни

Как живут евреи в России

Новые «постсионистские» диаспоры: израильтяне в зарубежных странах

В Германии началась депопуляция еврейских общин

Новое о еврейских иммигрантах из б. СССР в Германию

Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России?


Google
Web demoscope.ru

Как живут евреи в России (Отрывки из книги)

(Полностью опубликовано в книге: Рывкина Р.В. Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен. М., 2005, 576 с.)

Вопрос о численности евреев в России является дискуссионным. Существование разных данных объясняется различием критериев идентификации. Например, если евреями считают тех, кто имеет такую самооценку, то подсчитывают именно таких людей. Если же евреями считают тех, кто рожден матерью-еврейкой, то, соответственно, в их состав включают только «галахических» евреев. Получается, что правомерны разные ответы на вопрос о численности евреев.

Сказываются также и интересы разных политических сил. В частности, численность евреев затрагивает интересы представителей Израиля, организующих выезд евреев из России. Свои интересы имеют и соответствующие российские ведомства, международные еврейские организации, раввины разных направлений и др. Например, Еврейское агентство в России, организующее выезд евреев из России, заинтересовано в большем «выездном потенциале» российских евреев, что определяет его мнение о численности евреев.

Огрубляя, можно считать, что существуют по крайней мере три подхода к установлению численности евреев:

  1. статистический подход, базирующийся на данных переписей: евреев столько, сколько устанавливает последняя перепись населения;
  2. религиозный подход, базирующийся на том, какова численность индивидов, рожденных матерями-еврейками;
  3. психологический подход, согласно которому евреями являются те, кто сами считают себя евреями (демографы называют эту часть еврейства «ядром»).

Наряду с этим существует «генеалогический» подход, согласно которому к числу евреев относят тех, кто имеет предков-евреев в близком или даже отдаленном родстве.

Поскольку на практике используются все названные критерии, то в литературе фигурируют разные данные о численности евреев. Если согласно переписи 2002 года в России 233 тысячи евреев, то по некоторым экспертным оценкам их насчитывается 2 миллиона и более.

Бесспорно, что наличие множества критериев отнесения индивидов к еврейству усложняет ответ на вопрос, сколько евреев в России. Но сам факт множества критериев имеет под собой глубокие корни. С одной стороны, религиозный критерий для евреев — традиция. С другой стороны, евреи живут в современных государствах и потому должны вписываться в системы государственного учета населения, которые имеются в странах их проживания. Кроме того, проблема численности евреев усложняется их стремлением скрывать свое еврейство. Масштабы же сокрытия и его способы в разные периоды исторического времени меняются.

В результате действия всех этих факторов оценки численности евреев в разные эпохи оказываются различными.

Нельзя забывать и о естественных изменениях численности евреев в разные эпохи. Это видно при сопоставлении динамики численности евреев в России между двумя переписями — 1897 и 2002 годов (таблицы 2.1, 2.2, 2.3). Как видно по переписи 1897 года, в ней проживало 5215805 евреев, тогда как по переписи 2002 года — 233 тысячи, то есть менее 22,4% от численности евреев по состоянию на конец XIX века. Правда, это сокращение произошло за счет изменения территориальных границ проживания евреев: по расчетам М. Куповецкого, в современных границах Российской Федерации в 1897 году проживало менее 250 тысяч евреев.

Таблица 2.1. Структура еврейского населения Российской империи по данным переписи 1897 года


Численность евреев

%

Всего проживали на территории империи

5215805

100

В том числе:
в черте оседлости (Польша, Украина, Литва, Белоруссия)

4899427

93,9

вне черты оседлости (европейская Россия)

211121

4,1

на Кавказе, в Сибири, в Средней Азии

105257

2,0

Численность еврейского населения России продолжала меняться и в эпоху СССР. Если сопоставить его численность между двумя переписями населения, 1989 и 2002 годы, то увидим, что к 2002 году численность сократилась почти в 2,5 раза.

Таблица 2.2. Численность еврейского населения в РСФСР и постсоветской России

Год

Численность евреев, тысяч человек

Источники

1989

537

Перепись населения СССР 1989 года

1994

394

Микроперепись 1994 года

1996

345

Оценка М. Куповецкого

1999

310

Оценка М. Тольца

2001

275

Оценка М. Тольца

2002

230

Перепись населения РФ 2002 года

Источники: Перепись населения 1989 года; микроперепись населения 1994 года; оценки М. Тольца с использованием данных статистики естественного движения и миграции населения.

Таблица 2.3. Численность «ядра» еврейского населения* в России в 1989-1999 годах, тысяч человек

Год

Всего

Москва

Санкт-Петербург

Другие регионы

1989

570

176

107

287

1994

409

135

61

213

1999

310

108

42

160

в % к общей численности

1989

100

31

19

50

1994

100

33

15

52

1999

100

35

13

52

* Включая «татов».

Говоря о современной численности, надо отметить, что евреи не попали в состав тех народов России, которые занимают первые 22 места по численности в 2002 году. В их состав вошли такие народы, как лезгины (411 тысячи), ингуши (412 тысяч), кумыки (422 тысячи), якуты (444 тысячи), буряты (445 тысячи) и др.

Столь значительное сокращение численности евреев в России имело свои причины. В царской России более 90% евреев проживали в границах «черты еврейской оседлости». По российским законам права евреев во всех сферах гражданской жизни серьезно ограничивались (за исключением тех, кто принимал христианство). Ко времени Февральской революции действовало 140 особых правил об евреях, включая запрет проживания вне черты оседлости (кроме некоторых привилегированных социальных групп). Проводившаяся правительством политика изоляции, дискриминации и угнетения евреев создавала обстановку подозрительности между ними и христианами. Это способствовало усилению всяческих мифов о евреях, а также огромным масштабам их эмиграции. И хотя ситуация периодически улучшалась, столь же периодически происходили еврейские погромы. Все это стимулировало, с одной стороны, ассимиляцию евреев, их обрусение, а с другой — эмиграцию из России. Среди 2 млн. восточноевропейских евреев, эмигрировавших в США с 1880 по 1914 год, не менее 60% были выходцами из России1.

Что касается эпохи СССР, то, по данным первой послевоенной переписи населения СССР 1959 года, в РСФСР насчитывалось 875 тысяч евреев, тогда как по данным последней переписи населения Российской Федерации 2002 года, как уже отмечалось, евреев было 233 тысячи, или 26% от численности 1959 года (Основные итоги Всероссийской переписи, 2003). Эта динамика тоже не свидетельствует о процветании евреев в СССР и в постсоветской России.

С учетом застарелой для России проблемы антисемитизма, динамика численности евреев может служить показателем политической обстановки в стране. Например, массовый выезд евреев из России в начале 90-х годов был реакцией на их положение в СССР. И напротив, по мере нормализации обстановки в России эмиграция шла на убыль и даже сопровождалась возвратной миграцией, реэмиграцией.

Численностью евреев занимаются разные организации, но прежде всего это Государственный комитет по статистике (Госкомстат РФ), данные которого являются официальными. Эти данные о численности евреев весьма ограничены: они имеются лишь на момент переписей населения, которые бывают один раз в 10 лет. В межпереписные годы Госкомстат их не имеет, поскольку данные о численности населения в разрезе национальных групп им не разрабатываются. Данные об эмиграции разных национальных групп в страны дальнего зарубежья начали собираться лишь в 1993 году. Имеются также данные о том, сколько евреев родилось (включая родившихся от супругов других национальностей) и сколько умерло, а также о том, какой язык они считают родным.

В связи с отсутствием официальных данных о численности евреев в те или иные межпереписные годы невозможно выяснить их состав по полу и возрасту, уровню образования, местам проживания на территории страны и т.д. В этой ситуации разные лица и организации проводят и распространяют свои собственные расчеты, получаемые разными методами. Поэтому на вопрос, сколько евреев в России по состоянию на тот или иной момент времени (например, на начало 2004 года) и каков их половозрастной состав, существуют разные ответы: один ответ дают российские демографы, которые базируются на данных разных переписей; другой ответ дает Еврейское агентство в России и др.

Численность евреев зависит также от масштабов реэмиграции, которая может быть полной (возврат в Россию) или частичной — когда работающие граждане Израиля постоянно проживают в России, хотя их семьи живут в Израиле или в какой-то другой стране.

Кроме численности важны также показатели демографического состава еврейского населения — соотношение лиц разных возрастов, мужчин и женщин, жителей разных регионов страны, городов и сельской местности и др. Некоторые из таких данных будут представлены в соответствующих разделах книги. Здесь же остановлюсь лишь на «возрастном портрете» российских евреев.

Сравнение средних возрастов населения разных национальностей России (такие данные дает перепись 2002 года) показывает, что евреи являются самой старой национальной группой России — их средний возраст составляет 52,8 года. Средний возраст практически всех национальностей России — до 40 лет (исключение составляет лишь мордва, у которой средний возраст 44,8 года).

Анализ численности и демографического состава российских евреев привел некоторых демографов к выводу о том, что эта популяция находится на грани вымирания. В частности, таково мнение известного израильского демографа М. Тольца. Для социологического анализа этот вывод является как бы фоном, на котором разворачиваются все социальные процессы — отношение евреев к своему еврейству, к национальной культуре и религии, к выезду из России и др.

<…>

Перемены а национальной самоидентификации российских евреев в 1995-2004 годах

3.1. Варианты национально-этнического поведения

Среди множества видов поведения людей и социальных групп есть поведение, связанное с этничностью, — национально-этническое поведение. Это действия и поступки, в которых проявляется отношение людей к своей собственной национальной принадлежности, а также к национальной принадлежности других людей. Например, люди могут скрывать или не скрывать свою этническую принадлежность; могут менять ее; стремиться или не стремиться передавать национальные черты своим детям и др. Во всем этом проявляется их национально-этническое поведение.

Если говорить о российских евреях, то они, как и представители всех других этносов, могут осуществлять национально-этническое поведение двоякого рода: 1) позитивное, то есть могут идентифицироваться со своим еврейством или 2) негативное, то есть отчуждаться, проще говоря, отказываться от своего еврейства или, как минимум, игнорировать его.

Национальная самоидентификация — это национально-этническое поведение, проявляющееся в наличии социального чувства принадлежности к определенному этносу, национальной группе или, напротив, отчуждения от всего этого. То есть можно говорить о возможности национальной самоидентификации, которая порождает двоякого рода национально-этническое поведение — позитивное и негативное.

Позитивная национальная самоидентификация проявляется в соответствующем национально-этническом поведении, а именно в таком, когда люди считают себя евреями и ведут себя как евреи: используют еврейский язык, придерживаются еврейских национальных традиций, изучают еврейскую культуру, воспитывают в еврейских традициях своих детей и внуков, участвуют в работе еврейских организаций, идентифицируются с ними, как и со всем еврейским населением в целом.

Негативная национальная самоидентификация — это противоположное национально-этническое поведение, проявляющееся в отчуждении евреев от их этнических черт: от национального языка и национальных традиций, от общения по национальному критерию, от включенности в работу тех или иных еврейских организаций. Такая национальная самоидентификация на практике означает «деевреизацию» соответствующих людей, а в конечном счете и всего еврейского этноса в целом. Ибо его стабильность зависит именно от того, идентифицируются люди со своим еврейством или, напротив, отчуждаются от него.

Понятие «деевреизация» не является общепризнанным, но идущие в России процессы утраты этническими евреями их национальных черт требуют соответствующего обозначения. Поэтому приходится вводить новые понятия. Например, Леонид Радзиховский использует понятие «разъевреивание», смысл которого такой же, как и у используемого мною понятия «деевреизация».

Теряя свои этнические черты, евреи в культурном отношении все больше порывают с еврейством. И хотя этнически они остаются евреями, но как личности, как субъекты культуры перестают быть ими. Не следуя еврейским традициям, не владея национальным языком, не воспитывая в еврейских традициях детей и внуков — они, естественно, оказываются за границами еврейского этноса.

Оба эти процесса проявляются как на микроуровне, то есть в поведении отдельных людей, так и на макроуровне. Например, национальная самоидентификация евреев на макроуровне приводит к росту численности евреев в стране и усилению их влияния на все, что в ней происходит. Деевреизация же проявляется в постепенном сокращении численности и уменьшении влияния еврейского этноса на развитие страны, на перемены в обществе — вплоть до постепенного исчезновения еврейской популяции в национальной структуре населения страны.

«Национальная самоидентификация» и «деевреизация» образуют то социальное пространство, внутри которого происходят те или иные перемены в самосознании российских евреев. Суть этих перемен либо в усилении еврейских черт в сознании и поведении, либо, напротив, в ослаблении этих черт — вплоть до их полного исчезновения. В последнем случае можно говорить об ассимиляции евреев с другим этносом, а именно с русскими.

Оба названных процесса — как национальная самоидентификация, так и деевреизация (правильнее писать это понятие без кавычек) — проявляются во всем множестве видов и моделей поведения, которые реализуются людьми в процессе их жизнедеятельности — начиная от воспитания детей и религиозности и кончая миграцией. Но прежде чем обсуждать все это, нужно рассмотреть более общий вопрос — к какой национальности относят себя современные евреи России. То есть проявляют ли они «национальную самоидентификацию» или, напротив, не считают себя евреями, идентифицируются с другими этническими группами, и тогда — с какими именно.

3.2. Перемены в национальной самоидентификации евреев России в 1995-2004 годах

Впервые автору пришлось анализировать эту проблему в 1995 году в книге «Евреи в постсоветской России — кто они?»2. За 10 лет, прошедших с того времени, в национальной самоидентификации евреев произошли определенные перемены, связанные с изменением общеполитической ситуации в России, в Израиле и во всем мире.

Для выяснения характера национальной самоидентификации, как правило, задаются вполне определенные вопросы, касающиеся национальности как самого опрашиваемого, так и его семьи — родителей, супругов и детей. Далее мы сопоставим ответы на эти вопросы, которые задавались изучаемым евреям в 1995 и 2004 годах. Начнем с национальной принадлежности самого респондента.

Таблица 3.1 Динамика самоидентификации (%)

Некоторые люди считают, что они той национальности, которая записана (была записана) в паспорте. Другие считают, что их национальность иная, чем та, которая записана (была записана) в их паспорте. К какой национальности Вы сами себя относите?

1995 год

2004 год

Русский(ая)

3

10

Еврей(ка)

69

67

Еврей(ка) и другая национальность одновременно

28

23

Итого

100

100

* Здесь и далее сравниваются ответы евреев, которые проживают в Москве.

Как видно, к 2004 году произошли два изменения: во-первых, в 3 раза выросла доля опрошенных, считающих себя русскими,— с 3% в 1995 году до 10% в 2004 году; во-вторых, несколько снизилась доля опрошенных с двойной самоидентификацией — «бинационалов». Что касается тех, кто считают себя евреями, то их доля осталась на том же уровне — 2/3 опрошенных.

Как видно, перемены в самооценках национальной принадлежности неоднозначны: хотя доля считающих себя евреями осталась той же, но доля считающих себя русскими увеличилась.

Надо отметить, что к периоду, когда проводился опрос (2004 год), в России уже закончилась кампания обмена паспортов. В новых же паспортах указания национальности владельца паспорта, «пятого пункта», не было. Снятие «паспортного контроля» национальности выявило, что доля считающих себя русскими значительно больше, чем она была 10 лет назад. Люди, которые не хотели считать себя евреями, теперь смогли сделать свой выбор, и в результате доля считающих себя русскими выросла.

Доля тех, кого мы называем «бинационалами», то есть тех, кто указал «еврей и другая национальность», напротив, практически не изменилась (она составляла 28% в 1995 году и 23% — в 2004 году). Сохранение того же порядка цифр, который был выявлен 10 лет назад, свидетельствует о стабильности этой подгруппы внутри опрашиваемой совокупности евреев.

Может возникнуть вопрос: как в нашу выборку попали те, кто не являются евреями? Откуда эти 10% русских и 23% полукровок, если мы отбирали евреев? Это важный методический вопрос, о котором нужно поговорить специально.

3.3. Почему некоторые евреи оказываются русскими?

Начну с простого примера. Человека спрашивают: «Вы блондин или брюнет?» Ответ: «Нет, я — рыжий».

По своим внешним чертам, начиная от цвета волос и кончая умением говорить по-английски, люди имеют самооценки, которые могут отличаться от так называемых внешних оценок. Внешние оценки — это оценки, которые дают те или иные окружающие человека наблюдатели. Например, соседи могут считать человека русским, тогда как по его самооценке он таковым не является.

Этот феномен проявляется и в социологических опросах. При их проведении реальный отбор респондентов (людей, намечаемых для опроса) осуществляет интервьюер. Как правило, это грамотный человек, понимающий цель опроса и знающий, кто именно должен опрашиваться. Зная все это, он находит нужных людей, объясняет им цель опроса, рассказывает про анкету и вручает ее. Если выбранный человек просит уточнить вопросы анкеты, интервьюер делает это.

Поскольку в нашем опросе респондентами должны были быть евреи, то интервьюер не мог руководствоваться ничем иным, кроме как своим собственным пониманием того, кто такие евреи, как они выглядят. Ведь цель состояла в том, чтобы найти конкретных людей. И интервьюеры отбирали таких людей из числа своих друзей, родственников, соседей по дому, коллег по работе и др., руководствуясь своими собственными представлениями о том, какими чертами характеризуются евреи.

Правда, в науке существуют установленные правила отбора людей, которых нужно опрашивать, — правила формирования выборочных совокупностей. Но в опросах евреев имеются особые трудности, о которых написано в разделе «Методика» (см. Приложение 1). С учетом описанных в этом разделе трудностей, на практике опросы организуют специализированные фирмы и нанимаемые ими интервьюеры. Они находят людей, которые соответствуют цели исследования, и договариваются с ними о заполнении анкеты.

Но как найти евреев? И как узнать, еврей или не еврей тот или иной человек? Немалую роль в этом играет внешность тех, кого собираются опросить. В сознании людей, включая и интервьюеров, есть «образ еврея»: типичный еврей чаще всего шатен, с характерной манерой речи, нередко с характерной фигурой или др. Кроме своих собственных критериев, никаких других у интервьюеров быть не может, особенно сегодня, когда в паспортах национальность не записывается. Ведь задавать вопрос о национальной принадлежности ПЕРЕД включением в выборку не принято. Таким образом, руководствуясь своими собственными соображениями, интервьюер находит тех, в ком он «усматривает» евреев, полагаясь на свою собственную интуицию.

Такой критерий отбора создает возможность расхождения между 1) совокупностью людей, которые по представлениям интервьюеров являются евреями, и 2) самооценками своей идентичности самими отобранными людьми.

Механизм такого расхождения прост: человек, попавший в число респондентов как еврей (еврейка), сидя перед интервьюером, может быть, впервые определял для себя свою идентичность, то есть отвечал на вопрос «Кто я?». И хотя для знакомых он — еврей, хотя по внешнему виду он — еврей, но он вполне может не считать себя евреем. Ведь это дело сугубо личного выбора. Никакой обязательности здесь нет. В результате такого «повторного выбора» из числа тех, в ком интервьюеры «заподозрили» евреев, признавали себя таковыми далеко не все. То есть некоторые из попавших в выборку не согласились с оценкой интервьюера — не согласились считать себя евреями. В результате среди людей, отобранных (интервьюерами) в качестве евреев, оказались «неевреи».

Однако чаще всего основная масса опрошенных идентифицируются со своим еврейством. В нашем опросе 2004 года доля считающих себя евреями за 10 лет практически не изменилась: 69% и 67% в 1995 и 2004 годах, соответственно. Это позволяет сделать важный вывод: отсутствие записи национальности в российских паспортах не сказалось на самоидентификации евреев радикально. То есть те, кто считали себя евреями в период, когда эта запись имела место («евреи по паспорту»), продолжают считать себя евреями и после отмены записи в паспортах, в 2004 году. Но наряду с этим 10% и 23% опрошенных назвали себя русскими и людьми с двойной национальностью (например, «я и еврей, и русский»; «я не чистый еврей, а частично и украинец» или др.).

Кроме национальности самих опрашиваемых, социологи интересуются также национальностью родителей, супругов и детей тех, кого они опрашивают, ибо информация о семье дополняет картину самоидентификации опрашиваемых.

3.4. Национальность родителей, супругов и детей

Какие перемены произошли среди родителей опрошенных нами евреев?

Таблица 3.2 Динамика национальности родителей (%)

Кто по национальности были Ваши мать и отец?

1995 год

2004 год

Мать

Русская

19

11

Еврейка

80

85

Другая национальность

1

4

Итого

100

100

Отец

Русский

9

20

Еврей

87

74

Другая национальность

3

6

Итого

100

100

Главные изменения касаются отцов: более чем в 2 раза выросла доля евреев с русскими отцами. Доля же еврейских отцов, напротив, снизилась— с 87% в 1995 году до 74% в 2004 году. Аналогично выросла среди отцов и доля «бинационалов». Соответственно, снизилась (на 13%) среди отцов и доля евреев.

Что касается матерей опрошенных нами евреев, то с ними ситуация другая: доля евреев среди матерей выросла, а доля русских — снизилась (с 19% в 1995 году до 11% в 2004 году).

Была выявлена зависимость самоидентификации опрашиваемых от национального состава родительской семьи, то есть от того, были ли у того или иного опрашиваемого евреями оба родителя или только один родитель, неважно, отец или мать.

Как видно из табл. 3.3, зависимость от названного фактора весьма яркая: среди тех, у кого евреями были оба родителя, доля считающих себя евреями почти в 2 раза больше, чем среди тех, у кого евреем был только один из родителей. В группе с двумя родителями-евреями считают себя евреями 82%, в группе же с одним из родителей-евреев таковых оказалось только 45%. Соответственно, в этой группе почти в 3 раза больше тех, кто считают себя русскими, и тех, кто считают себя бинационалами;

Таблица 3.3. Зависимость самоидентификации от национальности родителей (%)

Национальность родителей

Относят себя

Итого

к русским

к евреям

к бинационалам

Оба евреи

6

82

12

100

Только один еврей

16

45

39

100

В среднем

10

67

23

100

Здесь интересно, что среди людей этнически «смешанного» происхождения (у которых только один из родителей — еврей) доля тех, кто отнес себя к евреям, почти в 3 раза больше, чем у тех, кто отнес себя к русским (45% против 16%). То есть потомки от «смешанных браков» в значительной мере идентифицируются с еврейством. А так как доля «смешанных браков» в России чрезвычайно велика, то здесь может лежать источник роста еврейской популяции в России.

В ходе исследования выяснялась также национальность супругов респондентов. Этот аспект их жизни важен, так как национальность супругов характеризует национальный тип семьи. Не случайно этот показатель определяет распространенность «смешанных браков», где супруги имеют разные национальности. По доле «смешанных браков» можно судить о состоянии всего этноса: чем меньше смешанных и больше однородных браков, тем более однородным является этнос в целом. Конкретнее, долю «смешанных браков» в составе российского еврейства можно считать показателем «прочности» еврейства как целого.

Таблица 3.4 Динамика национальности супругов (%)

Если Вы женаты (замужем), то кто по национальности Ваш супруг (супруга)?

1995 год

2004 год

Русский (русская)

55

50

Еврей (еврейка)

38

42

Другая национальность

7

8

Итого

100

100

По этой проблеме в 1995 году была выявлена следующая картина: доля евреев среди супругов респондентов (их мужей и жен) была существенно меньше, чем доля евреев среди родителей. В частности, среди отцов (матерей) опрошенных евреями были 87% отцов и 79% матерей; среди супругов же 45-47%. Доля еврейских супругов в 2004 году в сравнении с 1995 годом выросла с 38 до 42%. Этот показатель представляется весьма важным.

Было также выявлено, что с изменением исторического времени (например, в 2004 году в сравнении с 1995 годом) происходило что-то вроде «затухания еврейства» в обследованных семьях: доля детей, записываемых евреями, снижалась.

Доля евреев среди матерей обследованных нами респондентов по данным 2004 года несколько выросла (85% против 80% в 1995 году), доля же отцов-евреев резко сократилась (с 87% в 1995 году до 74% в 2004 году).

Что касается супругов, то доля евреев среди них и в 2004 году в сравнении с 1995 годом выросла с 38 до 42%. То есть хотя в сравнении с родителями доля евреев среди супругов значительно меньше, но в динамике доля еврейских супругов растет.

Не менее важны перемены в национальной самоидентификации детей респондентов. В опросе 1995 года была выявлена интересная закономерность: чем младше дети — тем меньше среди них детей, записанных евреями. Так, среди первых детей евреями были записаны 54%, среди вторых — 46, среди третьих и четвертых записанных евреями было чуть больше 40%. Эти цифры демонстрировали тенденцию «затухания еврейства» в процессе смены поколений евреев в России. Что касается 2004 года, то этих данных мы не имеем.

«Затухание еврейства» в процессе смены поколений связано с утратой евреями их воспитательных функций в отношении детей и внуков. В опросе 2004 года выявилось, что среди респондентов доля тех, кто НЕ воспитывают своих детей (внуков) в еврейских традициях, с повышением уровня образования (от среднего до докторов наук) — увеличивается: с 74% у родителей со средним образованием до 92% у кандидатов и докторов наук. Это — звено механизма утраты еврейских традиций в процессе смены поколений.

Таблица 3.5. Воспитание детей (внуков) в еврейских традициях в зависимости от образования родителей (%)*

Образование Воспитывают своих детей (внуков) в еврейских традициях Итого
да нет
Среднее 26 74 100
Высшее 27 73 100
Кандидаты и доктора 8 92 100
В среднем 22 78 100

* Среди тех, кто имеет детей (внуков). Таковых среди опрошенных в 2004 г. было 76%.

Таблица 3.6. Воспитание детей (внуков) в зависимости от самоидентификации (%)*

Считают себя

Воспитывают своих детей (внуков) в еврейских традициях

Итого

да

нет

Евреями

28

72

100

Бинационалами

17

83

100

Русскими

0

100

100

В среднем

23

77

100

* Среди тех, кто имеет детей (внуков). Таковых среди опрошенных в 2004 году было 76%.

Еще одно звено механизма «затухания еврейства» в процессе смены поколений — прорусская культурная ориентация бинационалов. Сама по себе эта их ориентация естественна. Но в таких семьях трансляция еврейских традиций резко ослабляется. Как видно из табл. 3.7, среди тех, кто считают себя бинационалами, 83% не воспитывают своих детей в еврейских традициях.

Важным фактором «разъевреивания» являются также смешанные браки. Из имеющихся данных видно, что у потомков смешанных семей доля относящих себя к евреям резко снижается. А так как доля смешанных браков остается высокой, то процесс «разъевреивания» не ослабляется, а, напротив, усиливается (см. табл. 3.7 и 3.8).

Таблица 3.7. Зависимость самоидентификации от национальности родителей (%)

Национальность родителей

Относят себя

Итого

к русским

к евреям

к бинационалам

Оба евреи

6

82

12

100

Только один еврей

16

45

39

100

В среднем

10

67

23

100

Таблица 3.8. Зависимость самоидентификации детей респондентов от национальности родителей респондентов (%)

Национальность родителей респондентов

Ощущают себя дети респондентов

Итого

скорее евреями

скорее русскими

Оба евреи

52

48

100

Только один еврей

20

80

100

В среднем

40

60

100

Может показаться, что эта зависимость противоречит описанной выше (см. табл. 3.3), где говорилось, что потомки смешанных браков в большей степени считают себя евреями, чем русскими. Но там речь шла о поколении рожденных в смешанных браках, которые настроены «проеврейски». Здесь же речь идет о внуках, у которых еврейство ослабляется.

3.5. Национальные приоритеты при создании семьи

Проблема национального выбора при создании семьи — это показатель отношения людей к окружающему их «национальному пространству». В обществе всегда есть «этнический рынок», где представлены представители разных наций. И выбор представителей тех или иных из них в качестве супругов свидетельствует об определенных национальных приоритетах. Каковы эти приоритеты у обследованной группы респондентов? С одной стороны, у 2/3 из них такие приоритеты отсутствуют: им «все равно». С другой стороны, та треть опрошенных, которым «НЕ все равно», предпочитает создавать семью с представителями «своей национальности», то есть с евреями. Однако за период между двумя опросами доля людей с таким приоритетом на 12 п.п. сократилась. Что касается приоритетов в отношении супругов детей и братьев, то существенных перемен за 10 лет не произошло.

Таблица 3.9. Динамика национальных ориентации при создании семьи (%)

Как Вы считаете, для евреев (евреек) лучше жениться (выходить замуж) за представителей своей национальности, другой национальности или это все равно?

1995 год

2004 год

Лучше жениться (выходить замуж) на представителе своей национальности

44

32

Лучше — на представителе другой национальности

2

2

Все равно

54

66

Итого

100

100

Таблица 3.10. Динамика национальных ориентации при создании семьи детьми и братьями (сестрами) (%)

Если бы Ваши дочь или сын, брат или сестра вступили в брак не с евреями (еврейками), а с людьми других национальностей, как бы Вы отнеслись к этому?

1995 год

2004 год

Был(а) бы рад(а)

1

3

Ничего не имел(а) бы против

54

51

Был(а) бы огорчен(а)

18

16

Мне это было бы безразлично

27

30

Итого

100

100

Хотя доля тех, кому «все равно», какой будет национальность супруга сына (дочери) или брата (сестры), к 2004 году немного увеличилась, но в целом 84% выразили безразличие к национальности супругов своих детей и сестер (братьев). Более того, 3% были бы даже рады браку с «неевреями», представителями другой национальности. То есть, как и в 1995 году, никаких жестких национальных приоритетов у опрошенных в 2004 году не выявилось.

Рассмотрев характер национальной самоидентификации опрошенных, а также их национальные приоритеты в той части, которая касается их семьи, приведем их ответы на более общий вопрос: кого можно считать евреями?

3.6. Кого можно считать евреями — динамика экспертных оценок

В ходе исследования мы задавали респондентам двоякого рода вопросы: 1) персональные, касающиеся именно и только опрашиваемых, и 2) экспертные, касающиеся всех евреев России в целом. Среди экспертных вопросов главным можно считать выяснение мнения опрашиваемых в роли экспертов о том, кого можно считать евреями.

Как я уже писала в разделе 1, эта проблема весьма дискуссионная. В мире существуют разные точки зрения на этот счет: начиная от религиозной и кончая ответами, которые дают специалисты разных профилей — культур-антропологи, социологи и демографы. Однако не менее важно и мнение «простых евреев». Отвечая на вопрос, кого можно считать евреями, опрашиваемые выступают в роли экспертов, поскольку они оценивают не самих себя, говорят не о своей этнической принадлежности, а обо всех евреях в целом.

Ниже приведены ответы, полученные на экспертный вопрос в 1995 и 2004 годах.

Таблица 3.11. Динамика критериев идентификации евреев (%)

Как Вы думаете, кого можно считать евреем?

1995 год

2004 год

Того, у кого мать — еврейка

8

21

Того, у кого отец — еврей

0

1

Того, кто в паспорте записан евреем

4

3

Того, кто считает себя евреем

77

68

Того, кто знает еврейские языки, историю еврейского народа, включен в еврейскую культуру

7

3

Того, кто следует религиозным заповедям иудаизма

1

2

Другое

3

2

Итого

100

100

Самое интересное, что изменилось за 10 лет, — это увеличение (почти в 3 раза) доли придерживающихся религиозного критерия — «по матери». Как уже отмечалось, этот критерий является элементом иудаизма. А так как политику в области предоставления гражданства в Израиле определяют религиозные структуры, то российские евреи оказались информированными об этом критерии. И, грубо говоря, «взяли его на вооружение». Хотя это — авторская гипотеза, которая нуждается в проверке.

Однако большинство опрошенных, 68%, выразили вполне демократическое мнение, ответив: «Тот, кто сам себя считает евреем». Хотя доля сторонников такой идентификации евреев с 1995 года снизилась (в 1995 году они составляли 77%), но и в 2004 году сторонники критерия «самоопределение» составили абсолютное большинство опрошенных. На все другие критерии — знание языков, религиозность — указала лишь малая доля опрошенных.

Выяснять характер национальной самоидентификации можно по-разному, а именно: 1) на момент опроса, то есть имея в виду один момент времени (в нашем случае — 2004 год), или 2) выясняя перемены в национальной самоидентификации в момент опроса в сравнении с каким-то периодом времени в прошлом. Выше мы обсуждали, кем ощущали себя наши респонденты в момент их опроса, в 2004 году, в сравнении с тем, как они ощущали себя в 1995 году Но ощущают ли они сами перемены в своем национальном самосознании?

Таблица 3.12. Динамика ослабления (усиления) самоидентификации (%)

В последние годы Вы сильнее или слабее ощущаете себя евреем  (еврейкой) или же Ваши ощущения не изменились?

1995 год

2004 год

Стал(а) сильнее ощущать себя евреем (еврейкой)

36

27

Стал(а) слабее ощущать себя евреем (еврейкой)

7

6

Изменений не ощущаю

57

67

Итого

100

100

Главное изменение: к 2004 году доля тех, кто стали ощущать себя евреями СИЛЬНЕЕ, чем раньше, СНИЗИЛАСЬ на 9 п.п., то есть «евреизация» практически не происходила. 2/3 опрошенных никаких перемен в своем национальном самосознании не ощущают. Причем доля тех, кто не ощущает изменений, за 10 лет выросла с 57 до 67%, то есть усиления национальной самоидентификации не происходило, скорее напротив, происходило ее ослабление.

Адекватность оценок перемен в этой сфере подтверждается и ответами на вопрос «Какую часть среди Ваших знакомых составляют евреи?». Главное изменение: доля тех, у кого евреи составляют лишь малую часть знакомых, выросла с 20% в 1995 году до 35% в 2004 году Соответственно, доля ответивших, что еврей составляют «большинство» знакомых или «примерно половину», снизилась.

Этот показатель представляется важным, поскольку национальная самоидентификация проявляется не только внутри семьи, но и в круге общения личности.

Таблица 3.13. Динамика количества евреев среди знакомых респондента (%)

Какую часть среди Ваших знакомых составляют евреи?

1995 год

2004 год

Все

0

1

Большинство

25

18

Примерно половину

48

40

Малую часть

20

33

Нет таких знакомых

1

0

Не знаю национальностей своих знакомых, не задумывался об этом

6

8

Итого

100

100

Рассмотренные проявления национальной самоидентификации требуют определенного обобщения. Каково общее направление описанных перемен?

3.7. Кризис национальной самоидентификации евреев в России

Рассмотрев перемены в характере национальной самоидентификации евреев как в процессе смены поколений, так и в ходе исторического времени, можно поставить теоретический вопрос — каковы особенности национальной самоидентификации российского еврейства.

Проведенный анализ приводит к выводу, что в России наблюдается кризис национальной самоидентификации евреев. Под ним я понимаю ее неполноту, то есть отсутствие у российских евреев тех черт, которые характерны для еврейства как особой конфессиональной и культурной общности, представленной в мировой цивилизации. Неполнота самоидентификации состоит в том, что российские евреи осознают себя евреями при отсутствии многих и наиболее значимых для других народов факторов идентификации. Какие это факторы?

Главный из них — владение национальными языками (иврит, идиш), то есть реальное использование этих языков в живом общении в семье и в других значимых для жизни ситуациях; идентификация с еврейской культурой. Как будет показано далее (в разделе IV), для русских евреев владение еврейскими языками не характерно, так же как и владение религиозной культурой — иудаизмом (подробнее об этом — в разделе V). В отличие от традиционного еврейства, российское еврейство не является религиозным: его образ жизни является полностью светским, то есть в него не вплетены какие-либо религиозные стереотипы иудаизма. Образ жизни российских евреев практически не отличается от образа жизни русского населения страны. Это означает, что у евреев России своеобразная модель этнической идентичности. Однако показатели этого своеобразия с помощью анкетного опроса выяснить невозможно.

Что касается «бинациональной» части евреев, то, как было показано выше, 23% опрошенных нами евреев причисляют себя к двум национальностям: и еврейской, и какой-либо другой (например, еврей и русский, еврей и украинец и т.п.). Хотя «бинационалами» ощущают себя только около ¼ опрошенных, но все же эта черта, характерная именно для российского еврейства, отражает его особую историю в рамках СССР и постсоветской России.

Итак, с одной стороны, самоощущение себя евреями у российских евреев сохраняется. С другой стороны, культурная и конфессиональная идентификация с еврейством чрезвычайно слаба. Российские евреи значительно слабее идентифицированы с традиционными чертами еврейского образа жизни, еврейских традиций, чем это характерно для евреев Израиля и других стран.

Своеобразие национальной идентификации характеризует не только российское еврейство как таковое, но и его отношение к национальному окружению, к большинству населения страны, то есть к русским. Для обозначения этого отношения чаще всего используется термин «аккультурация». Далее будет показано, что для 2/3 российских евреев (по их собственной оценке) ближе не еврейская, а русская культура. Это означает, что эти люди глубоко аккультурированы с русской культурной средой. То есть их адаптация к этой среде на протяжении конца XIX-XX веков, в том числе и 74 лет жизни в СССР, привела к тому, что они практически слились с русским этносом по тем характеристикам, которые непосредственно определяют культурный облик, — по чертам духовной и бытовой культуры, включая язык, по традициям повседневного поведения, образу жизни.

Кризис национальной самоидентификации проявляется также и в неопределенности территориальных установок евреев. В той или иной степени для них характерна двойственность в выборе мест проживания, колебания между ориентацией на стабильную жизнь в России и на выезд в Израиль, Германию, Канаду или другие страны. В частности, кризис идентификации проявляется в противоречивости отношения к системе Россия-Израиль. С одной стороны, по ответам 2004 года, 85% опрошенных, живя в России, чувствуют, что живут в своей стране (не чувствуют этого лишь 15%). Среди факторов, которые удерживают евреев в России, больше половины назвали психологические факторы (привязанность к стране, наличие друзей и родных)! Значительно меньшая доля называет хорошую работу и жилье.

В целом на самоидентификацию евреев в постсоветской России влияет комплекс условий, которые они имеют в России, в сравнении с теми условиями, которые они могут получить в Израиле или Германии.

Важно отметить различное воздействие на менталитет евреев экономических и политических условий в нынешней России. Экономические условия сегодня таковы, что могли бы способствовать усилению идентификации евреев и их закреплению в России. Но политические условия — борьба с олигархами, антиеврейский настрой определенных политических кругов, наличие профашистских группировок и др. — не способствуют этому. И несмотря на наличие благоприятных тенденций, значительная часть еврейской молодежи смотрит на Запад. То есть, несмотря на то, что в постсоветской России государственного антисемитизма нет, на смену ему пришел почти что неуправляемый левый радикализм, в идеологии которого антисемитизм занимает одно из главных мест. Государство не борется с этим опасным явлением, да и трудно бороться с настроениями. Поэтому Россия по-прежнему потенциально опасна для евреев. А это значит, что сохраняется и кризис их идентификации. То есть евреи, как и в прежние годы, находятся в неустойчивом положении относительно проблемы «ехать — не ехать».

В целом описанная в данном разделе картина национальной самоидентификации евреев России достаточно сложна. С одной стороны, «проеврейские» установки довольно сильны. С другой стороны, наблюдается процесс «затухания еврейства» в процессе смены поколений.

<…>


1 Нитобург Э. США: «Исчезающий американский еврей» - интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение, 1995, №5.
2 Рывкина Р. Евреи в современной России // Общественные науки и современность. 1996. №5

   
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.