Rambler's Top100

№ 303 - 304
1 - 14 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Еврейская диаспора в России по данным переписи 2002 года: Конец русской эры в истории евреев?

Динамика численности еврейского населения Украины

Евреи Санкт-Петербурга: этническая самоидентификация и участие в общинной жизни

Как живут евреи в России

Новые «постсионистские» диаспоры: израильтяне в зарубежных странах

В Германии началась депопуляция еврейских общин

Новое о еврейских иммигрантах из б. СССР в Германию

Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России?


Google
Web demoscope.ru

Еврейская диаспора в России по данным переписи 2002 года: Конец русской эры в истории евреев?

Б.Н. Миронов
(Полная версия статьи "Еврейская диаспора в России (по материалам Всероссийской переписи населения 2002 г.) // Социс. 2007. №5. С. 78-80.)

К началу XIX века вследствие трех разделов Польши в составе России оказалось около 334 тысяч евреев1, что составляло 0,9% в населении страны (без Польши). Через 100 с лишним лет, в 1897 году, численность евреев увеличилась до 3,8 млн., а их доля - до 3,3% (см. табл. 1). Отсюда следует, что естественный прирост у евреев превышал средний прирост всего населения России в 3.7 раза, что свидетельствует об их феноменальном биологическом потенциале. Евреи проживали в 15 губерниях черты оседлости и небольшими общинами в некоторых крупных городах, например Петербурге и Москве. При этом евреи почти не ассимилировались: к 1897 году только 1,4% российских евреев признали русский язык родным, для 97,9% родным был еврейский (идиш)2 - и это после 125 лет (1772-1897) жизни в составе России. Как это ни парадоксально сейчас звучит, но главная причина отсутствия ассимиляции в XIX веке - черта оседлости - откровенно дискриминационная в отношении еврейского населения мера. Конечно, российское правительство, устанавливая черту оседлости и сохраняя традиционную еврейскую общину, кагал, не руководствовалось идеей сохранить еврейскую культуру. Впрочем, как показали новейшие исследования, оно не преследовало и антисемитские цели. Власть руководствовалась административными соображениями – исключить, зная предубежденность народа против евреев, возможность межнациональных столкновений, и включить еврейскую общину в рамки создаваемой сословной структуры европейского типа, не нарушая интересов только что созданного в России городского сословия3.

Таблица 1. Численность евреев в населении в России в 1897 году и Российской Федерации в 1923-2002 годах


 

1897 г.*

1923 г.

1926 г.

1939 г.

1970 г.

1979 г.

1989 г.

2002 г.

Евреи, тысяч

3796

290,0

527,0

956,6

808,0

701,0

536,9

233,4

Все население, млн.

116,3

92,7

93,5

109,4

130,1

137,6

147,4

145,2

% евреев

3,3

0,3

0,6

0,9

0,6

0,5

0,4

0,2

* Российская империя без Польши и Финляндии.

1. Социально-демографическое положение еврейской диаспоры на 2002 год

Однако еще через 100 с лишним лет, в 2002 году, ситуация радикально изменилась. Перепись зафиксировала 233,4 тысячи евреев, проживающих в  21 субъекте Российской Федерации, в том числе 36,6 тысячи в Петербурге и 80,4 тысячи в Москве4. В Москве проживает 34,4%, в Петербурге – 15,7%, в обеих столицах – 50,1% - больше половины; в городах – 97,7%, в сельской местности – 2,3% от всей диаспоры. В населении России доля евреев составляет 0,2%, даже в 1923 году, через 6 лет после отмены черты оседлости, она была больше – 0,3%, не говоря уже о довоенном времени, когда она достигла 0,9% (см. табл. 1).

Главная причина уменьшения численности еврейского населения – не высокая смертность, а эмиграция. Но биологический потенциал еврейской диаспоры, который всегда помогал евреям выживать в любых обстоятельствах, сильно пострадал и в других отношениях. В настоящее время возрастная структура с экономической и демографической точек зрения - катастрофическая. В возрасте до 18 лет – 5,5%, в трудоспособном – 43,5% и в пенсионном – 51%, в то время как среди русских доли соответствующих возрастных групп намного предпочтительнее – 17,7, 61,0 и 21,3%. Медианный возраст5 российского еврея - 62.3 года, а русского – 37.6 года (см. табл. 2).

Таблица 2. Возрастные контингенты евреев и русских в 2002 году

Возраст

Евреи

Русские

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

Моложе трудоспособного

5,6

5,3

5,5

19,6

16,0

17,7

Трудоспособный

50,6

35,9

43,5

66,3

56,5

61,0

Старше трудоспособного

43,7

58,8

51,0

14,0

27,4

21,3

Медианный возраст

55,7

61,1

57,5

34,0

40,5

37,6

Возрастная пирамида евреев имеет ненормальный вид – с повышением возраста доля когорты не уменьшается, как обычно, а увеличивается: в возрасте до 4 лет – 1,4%%, в возрасте 20-24 лет – 3,6%, в возрасте 45-49 лет – 6,6, в возрасте 70 и более лет – 26,2%. Такая возрастная структура совершенно нежизнеспособная с демографической точки зрения (см. табл. 3).

Таблица 3. Возрастная структура еврейского и русского населения в 2002 году

Возрастная группа

Евреи

Русские

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

0-4

1,4

1,3

1,4

4,8

3,9

4,3

5-9

1,4

1,4

1,4

5,1

4,1

4,6

10-14

2,2

2,1

2,1

7,8

6,4

7,0

15-17

1,8

1,8

1,8

5,8

4,8

5,3

18-19

1,5

1,4

1,5

4,0

3,3

3,6

20-24

3,7

3,5

3,6

8,8

7,4

8,0

25-29

4,1

3,6

3,8

8,0

6,8

7,4

30-34

4,7

3,6

4,2

7,1

6,2

6,6

35-39

4,7

3,7

4,2

7,0

6,3

6,7

40-44

6,4

5,0

5,7

8,7

8,1

8,4

45-49

7,1

6,0

6,6

8,2

7,9

8,0

50-54

9,1

7,7

8,4

7,1

7,2

7,2

55-59

8,0

7,4

7,7

3,6

4,0

3,8

60-64

11,2

10,4

10,8

4,9

6,3

5,7

65-69

10,8

10,1

10,4

3,7

5,2

4,5

70 и более

21,7

30,9

26,2

5,4

12,0

9,0

Распределение по полу также неблагоприятно для воспроизводства населения: в целом для всех возрастов доля мужчин несколько превышает долю женщин – 51,5 против 48,5%. В возрасте до 15 лет мужчины преобладают весомее (53 против 47%), в фертильном возрасте, 15-49 лет, их преобладание нарушает всякие нормы – 56 против 44%. Зато в возрасте 50 лет и старше преобладают женщины – 51 против 49. Учитывая меньшую смертность женщин, преобладание мужчин может объясняться только социальными причинами, скорее всего тем, что женщин эмигрировало больше, чем мужчин. Вследствие того что еврейские мужчины не имеют возможности найти еврейскую жену для семейной жизни, способности воспроизводства евреев сокращаются еще на 12%: все рожденные от смешанного брака еврея на не-еврейке, с традиционной точки зрения, не считаются евреями.

Положение усугубляется тем, что еврейки менее склонны вступать в брак, чем евреи, вынуждая их искать жену среди не-евреек. Если мы посмотрим на семейное состояние евреев и русских в фертильном возрасте, то обнаружим, что склонность к семейной жизни у евреев-мужчин наибольшая - больше, чем у русских мужчин и евреек, а у евреек наоборот – наименьшая – меньше, чем у евреев и русских женщин. Причина этого, вероятно, в том, что еврейки превосходят русских женщин по образованию, самостоятельности и независимости (см. табл. 4).

Таблица 4. Семейное состояние евреев и русских в 2002 году

Брачное состояние

Все население

В возрасте 16-49 лет

евреи

русские

евреи

русские

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Состоят в браке

70,8

44,7

62,3

52

58,1

53,8

55

57,4

Вдовые

8,2

27,6

3,7

18,5

1,0

2,4

0,6

3,2

Разошедшиеся

7,7

12,4

8,1

11,6

9,3

13,9

8,3

12,2

Не состояли в браке

12,5

14,6

25,5

17,5

30,4

29,0

35,6

26,8

Нет сведений

0,8

0,7

0,4

0,3

1,3

0,9

0,5

0,4

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

Если биологический потенциал у евреев вследствие громадной эмиграции, вероятно, самый низкий, то культурный  потенциал самый высокий в России. Однако для демографического воспроизводства населения это имеет не позитивное, а негативное значение. Данные табл. 5 показывают, что образовательная структура евреев сама по себе превосходна (см. табл. 5).

Таблица 5. Образовательная структура евреев и русских в возрасте 15 лет и старше среди городского населения России в 2002 году, в %

Уровень образования

Евреи

Русские

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

Послевузовское

3,6

1,8

2,7

0,4

0,3

0,4

Высшее

59,0

54,5

56,8

18,2

19,5

18,9

Неполное высшее

4,4

4,3

4,3

3,8

3,7

3,7

Среднее профессиональное

15,2

19,0

17,0

28,0

31,3

29,9

Среднее общее

8,1

9,1

3,3

18,0

16,3

17,1

Основное

4,0

5,1

8,6

12,5

11,9

12,2

Начальное, профессиональное и общее

4,9

5,4

5,2

18,3

16,0

17,0

Ниже начального

0,1

0,2

1,9

0,1

0,4

0,0

Неграмотные

0,1

0,1

0,1

0,1

0,3

0,5

Нет сведений

0,6

0,7

0,1

0,4

0,3

0,5

Итого

100

100

100

100

100

100

Среди евреев преобладают лица с высшим образованием – 59,5% (у русских 18,9%), с неполным высшим и средним образованием (профессиональным и общим) – 24,6%, с образованием ниже среднего – всего 15,8%. Доля евреек с высшим образованием составляет 56,3% (против 19,8% у русских женщин), еще 4,3% учатся в университете. Известно, что чем образованнее женщины, тем меньше они хотят иметь и фактически имеют детей (см. табл. 6).

Таблица 6. Число детей на 1000 женщин в зависимости от уровня образования среди городского населения России в 2002 году

Уровень образования

Высшее

Среднее профес-сиональное

Среднее общее

Основное

Начальное

Ниже на-чального

Среднее число детей на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше

1137

1253

1293

1418

1524

1554

Как видим, у 1000 женщин с высшим и незаконченным высшим образованием - 1137 детей, у женщин с образованием ниже начального - 1554 – на 417 больше. Несмотря на традиционное еврейское чадолюбие, в среднем на 1000 евреек приходится 1264 детей, а на 1000 русских – 1446 или на 182 ребенка меньше, вероятно, в решающей степени под влиянием высокого уровня образования. В данном случае образование евреек препятствует воспроизводству еврейской диаспоры, ибо даже для простого воспроизводства требуется, чтобы на каждую женщину приходилось более одной девочки, следовательно, более двух детей. Но высокообразованная, обладающая интересной и перспективной профессией  еврейка, по-видимому, отдает предпочтение карьере, а не семье и детям.

Итак, получается, что не только биологический, но и культурный капитал работает против воспроизводства еврейской диаспоры. К сожалению, и экономическое положение евреев нельзя назвать благополучным. По источникам средств существования у евреев преобладают пенсионеры – 44,6% (у русских – 20,6%). Хорошо известно, каковы размеры пенсий. Незначительное число евреев (3,9%) живет на другие разного рода государственные пособия (стипендии, пособие по безработице и т.п.), тоже небольшие по размерам. 37,8% евреев живут за счет трудовой деятельности и 2,8% - за счет других личных источников (подсобное хозяйство, сдача квартиры в аренду и сбережения) (см. табл. 7).

Таблица 7. Распределение евреев и русских по источникам средств существования среди городского населения в 2002 г., в %

Источники средств существования

Евреи

Русские

Трудовая деятельность

37,8

38,4

Личное подсобное хозяйство

1,9

4,7

Сбережения

0,7

0,2

Сдача в наем имущества

0,2

0,1

Пенсия

44,6

20,6

Пособия разного рода

3,9

10,8

На иждивении

9,8

24,0

Другое

1,2

1,1

Итого

100

100

Всего 40,6% евреев содержат себя сами – примерно столько же (43,5%) их находится в трудоспособном возрасте; у русских пропорция существенно иная –соответственно 43,4 и 61%. Среди евреев мало иждивенцев - в 2,4 раза меньше, чем среди русских – 9,8% против 24%. Итак, почти все трудоспособные евреи содержат себя сами, а нетрудоспособные имеют гарантированные государственные источники существования. Как видно, иждивенчество в еврейской среде не пользуется уважением. Интересно отметить, что среди евреев, вопреки распространенному мнению, мало состоятельных людей - на сбережения живет всего 0,7% (немногим больше, чем у русских – 0,2%).

Как упоминалось, перепись 2002 года зафиксировала проживание евреев в 21 субъекте Российской Федерации (см. табл. 8).

Таблица 8. Численность евреев в различных субъектах Российской Федерации в 2002 году


Мос-ква

Петер-бург

Москов-ская обл.

Сверд-лов-
ская обл.

Ново-сибир-
ская обл.

Брян-
ская, обл

Еврей-
ская обл.

Итого

Про-чие

Рос-сия

Население

80391

36628

10017

6862

3329

2344

2328

141899

91540

233439

%

34,5

15,9

4,3

3,0

1,4

1,0

1,0

61,2

38,8

100,0

0-17 лет

5,7

3,8

3,9

4,9

4,0

3,9

11,0

5,0

6,1

5,5

18-55 (60) лет

44,4

37,7

38,7

41,8

41,3

40,5

53,5

42,1

45,5

43,5

55 (60)+ лет

49,9

58,5

57,5

53,3

54,7

55,6

35,5

52,8

48,3

51,0

Медианный возраст

56,9

62,6

61,9

59,4

60,8

61,0

49,9

58,9

55,3

57,5

Ситуация в отдельных городах различается, но несущественно. Критериями демографического состояния местной еврейской общины являются ее численность, средний возраст ее членов, процент детей и стариков: чем больше численность и ниже возраст, тем положение лучше, и наоборот, чем численность меньше и средний возраст выше, тем положение хуже. С демографической точки зрения, хуже всего ситуация в Петербурге: средний возраст 62,9 года, детей – 3,8%, пенсионеров – 58,5%. Далее в порядке улучшения (в скобках средний возраст, процент детей и пенсионеров): Московская область (61,9; 3,9 и 57,5), Брянск (61; 3,9 и 55,6), Новосибирск (60,8; 4 и 54,7), Екатеринбург (59,4; 4,9 и 53,3), Москва (56,9; 5,7 и 49,9).

2. Ассимиляция

В связи с тяжелой демографической ситуацией было проведено социологическое исследование для оценки другой опасности, которая угрожает евреям как этносу – культурной ассимиляции. Эта проблема актуальна уже только потому, что недостаток невест и большая разборчивость евреек к брачным партнерам, вынуждает евреев вступать в брак с представителями других национальностей. Малочисленность евреев в молодых возрастах также способствует росту межэтнических контактов, которые  в конечном итоге поддерживает процесс ассимиляции.

40 евреев, участвующих в работе петербургских еврейских общественных организаций, в декабре 2005 года анонимно заполнили анкету, состоящую из 19 вопросов, касающихся разных сторон их жизни. Для контроля за полученными результатами было опрошено также 20 московских евреев6. Мы не ставили своей целью получение репрезентативных данных о настроениях в еврейской среде, нас интересовал прежде всего процесс ассимиляции в среде молодых евреев, так как от них зависит будущее диаспоры. Вот распределение респондентов по социально-демографическим признакам. По возрасту преобладали молодые люди, но и представители среднего и старшего возраста были включены для контроля (здесь и далее первая цифра – данные по Петербургу, вторая – по Москве): от 17 до 24 лет – 52,5% (65), от 25 до 34 – 12,5% (5), от 35 до 44 – 12,5% (5), старше 45 лет – 22,5 (25)%. По полу преобладал женский пол (67,5% (60) женщин и 32,5% (40) мужчин), главным образом потому что именно еврейская женщина является главным действующим лицом и в воспроизводстве населения, и в культурной ассимиляции; она же традиционно определяет и передачу потомству национальной принадлежности. По образованию: выборка оказалась представительной, потому что во всех возрастных группах уровень образования евреев примерно одинаков: среднее – 7,5%, среднее специальное – 10% (10), незаконченное высшее – 37,5% (40), среди респондентов много студентов, высшее – 45% (50). По семейному положению: 70% (65) не замужем или холосты и 30% (35) состоят в браке. По профессии: 35% (20) - студенты университета, многие из них совмещают учебу с работой; остальные заняты квалифицированным умственным трудом. По месту рождения: 80% – петербуржцы, остальные - уроженцы разных городов (в Москве все москвичи). Таким образом, выборка отражает преимущественно мнение молодой части еврейской диаспоры.

Сразу скажем: опрос показывает, что в настоящее время процесс ассимиляции евреев зашел очень далеко, и это совершенно закономерно: согласно переписи 2002 года почти для всех евреев русский язык стал родным: 99,5% евреев отметили, что владеют русским языком (надо полагать как родным). Напомним, что по переписи 1897 года только 1,4% евреев России признали русский язык родным. Весьма красноречиво об ассимиляции свидетельствует тот факт, что современные критерии еврейской идентичности отходят от традиционных. Согласно еврейскому Закону, ребенок, рожденный не еврейкой (независимо от национальности отца), не является евреем. Юридическая процедура усыновления такого ребенка не делает его автоматически евреем. Даже если не-еврей в детстве воспитывался как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания еврейской религии, он не считается евреем до тех пор, пока не пройдет гиюр - специальный обряд посвящения в еврея, совершаемой еврейским религиозным судом. На вопрос: кто, по Вашему мнению, является евреем? – лишь 35% (30) признают евреем  того, кто родился от еврейки, остальные указали другие критерии: (1) тот, кто считает себя евреем; (2) тот, кого считают евреем; (3) тот, кто соблюдает традиции. Ответы на данный вопрос позволяют предположить, что значительная часть людей, которая считает себя евреями, не соответствует традиционному критерию еврейской идентичности.

Существование проблемы ассимиляции признали 65% (70), ее отсутствие – 12,5% (15), не могли дать однозначного ответа 22,5% (15). На вопрос: считаете ли Вы, что евреи должны жить в Израиле? – 77,5% (75) ответили, что в этом нет необходимости и 22,5% (25) затруднились с ответом. Однако для 42,5% (65) респондентов самой актуальной является проблема финансов, а не ассимиляции, для 15% респондентов - равнодушие к религии, для 1% - смешанные браки, для 27,5% (35) – работа, семья, дети и т.д.

На вопрос: считаете ли Вы, что еврейская община должна быть замкнута? – 100% признали, что в этом нет необходимости, причем 35% (60) высказались за активные контакты с другими этносами, а 65% (40) за контакты в области культуры и образования. Только 10% (5) респондентов признают важным, чтобы его ребенок регулярно посещал еврейские организации, 12,5% (10) считают, что в этом нет необходимости, и 77,5% (85) считают, что посещать надо по возможности.

На вопрос: какую роль в Вашей жизни играет иудаизм? - никто не признал, что большую. 45% (50) респондентов ответили, что имеют интерес к религии, но никаких обрядов не соблюдают, 32,5% (20) имеют интерес и частично соблюдают обряды и 22,5% (30) считают, что религия никакой роли в их жизни не играет.

Дружеские контакты у респондентов выходят далеко за пределы еврейской диаспоры: у 67,5% (70) среди друзей преобладают не-евреи, у 27,5% (30) преобладают евреи и только у 5% друзья исключительно евреи. Против смешанных браков еврея на не-еврейке высказались всего 7,5% (5) респондентов, 85,5% (95) считают такой брак безусловно возможным и 10% обусловили его гиюром. В случае смешанных браков, 15% (10) респондентов полагают, что должны соблюдаться еврейские традиции в семье, 70% (70) - еврейские и не еврейские традиции одновременно, 10% (15) - каждый супруг может соблюдать свои религиозные традиции вне дома и 5% (5) - никаких традиций соблюдать в семье не нужно.

Из всех этносов, проживающих в Петербурге и Москве, по-видимому, самая активная диаспора у евреев. Именно они создали много разных общественных организаций, призванных помогать евреям преодолевать трудности современной жизни. На вопрос: какую функцию выполняет для Вас еврейская община? – не нашлось ни одного человека, который бы не признал существование такой помощи. При этом община помогает 37,5% (45) респондентам поддерживать связь с еврейской традицией, 21,5% (20) получить образование, 6,2% (10) - финансами, 17,7% (25) - работой, 4,6% - решать личные проблемы. 24 человека из 40 указали, что община помогает в решении двух и более проблем. Если бы представители других этносов также активно помогали друг другу, как евреи, насколько лучше бы была наша жизнь!

За пределами Москвы и Петербурга сосредоточено почти половина всей российской еврейской диаспоры, но значительные общины только в Екатеринбурге (6810 человек), Новосибирске (3322), Брянске (2339) и Биробиджане (2327). И здесь мы сталкиваемся с третьей, после демографии и ассимиляции, проблемой – рассеянностью проживания: более трети всех евреев (38,8%) живет крохотными общинами, несколькими семьями или изолированно. Такие мелкие еврейские группы не имеют возможности сохранить еврейскую идентичность. Да и остальные центры еврейского населения, кроме столиц, малочисленны, поэтому в них процесс ассимиляции будет происходить быстрыми темпами.

Приведенные в статье данные позволяют предположить, что молодые или зрелые, здоровые, а также и пожилые, имеющие детей, или состоятельные евреи эмигрировали. В России остались в основном старые, бездетные, бедные или, во всяком случае, небогатые евреи, а также немолодые люди, у которых пенсия не за горами, и инвалиды - среди евреев больше инвалидов, чем среди русских, если судить по числу лиц, получающих пенсию по инвалидности – 4,4% против 2,6%. Как с точки зрения демографической, так и с точки зрения социокультурной у российской еврейской диаспоры в ближайшие 50 лет мало шансов сохранить свою жизнеспособность, так как вряд ли возможно за счет внутренних резервов восстановить расширенное воспроизводство и остановить ассимиляцию. Молодые евреи не стремятся принести себя в жертву и восполнить повышенной рождаемостью падающий биологический потенциал диаспоры. При таком положении уже примерно через 10 лет численность еврейского населения сократится примерно на четверть, а затем каждые 10 лет будет уменьшаться примерно на 10%. Если же эмиграция молодых евреев будет продолжаться, то процесс упадка диаспоры пойдет еще быстрее. По-видимому, не все резервы для эмиграции среди молодежи  исчерпаны. Как показал социологический опрос, на вопрос: считаете ли Вы, что евреи должны жить в Израиле? – никто не ответил утвердительно. 78,3% респондентов выбрали вариант «в этом нет необходимости». 21,7% затруднились с ответом по разным причинам: одни считают, что человек должен выбирать место жительства по своему вкусу и своим обстоятельства; другие полагают, что кроме Израиля, есть другие интересные места для жизни и карьеры, третьи не задумывались над этим вопросом.

Спасти еврейскую диаспору в России могла бы еврейская иммиграция. Но, кажется, желание возвратиться в Россию навсегда обнаруживает мало бывших эмигрантов. Даже если качество жизни в Израиле будет ухудшаться, например вследствие прихода к власти в Палестине группировки Хамас, нет оснований предполагать, что евреи предпочтут Россию, а не Америку и Европейский Союз. Для иммиграции принципиальное значение имеет социально-экономическое и политическое положение в России. Оно оценивается неоднозначно. Пока лишь 3% респондентов считают проблему антисемитизма актуальной и жалуются на то, что им страшно участвовать в еврейских мероприятиях. 40% считают, что в настоящее время проявления антисемитизма крайне редки. 1% уверены, что проблемы антисемитизма в настоящее время вообще не существует. Однако половина респондентов думает, что антисемитские настроения постепенно растут. На вопрос: в чем причины этого? – мнения разделились: 43,1% винят власть, которая не дает достаточно сильный отпор антисемитским проявлениям, 29,4% - школьное образование, которое не уделяет достаточное внимание воспитанию толерантности, 9,8% - замкнутость еврейской общины, слабые контакты с другими общественными организациями. Оставшиеся 17,7% респондентов назвали другие причины: смешанные браки, влияние СМИ, трудное экономическое положение большинства населения, имперские традиции и т.п. Если антисемитские настроения будут расти, это, несомненно, будет способствовать возобновлению эмиграции и скажется на дальнейшем сокращении численности еврейской диаспоры.

Итак, проведенные данные позволяют согласиться с известным американским историком Ю. Слезкиным – автором недавно вышедшей книги «Эра Меркурия: Евреи в современном мире» (2005), который поставил еврейской диаспоре в России следующий диагноз: «Конец еврейской эры в истории России и конец русской эры в истории евреев: Россия более не является альтернативой национализму и капитализму, а Москва более не является новым Иерусалимом, а является столицей чужого (для евреев. – Б.М.) национального государства. Поэтому евреям в России предстоит обычный выбор между ассимиляцией среди большинства и статусом национального меньшинства»7.


1 Гессен Ю.И. История еврейского народа в России. Пг., 1925. Т. 1. С. 84-85.
2 Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 2. С. 4-5, 108-109.
3 Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев: Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. М.; Иерусалим, 2000. С. 136, 315-319.
4 Все приводимые в статье данные взяты из официального издания: Итоги Всероссийской переписи населения  2002 года. В 14 т. М., 2004.
5 В материалах переписи рассчитан  медианный возраст, который примерно соответствует среднему; он делит все население на две равные части: одну моложе медианного возраста, другую - старше его. Например, если медианный возраст евреев равен 57.5 года,  то одна половина евреев, 116.7 тыс., другая – моложе 57.5 года.
6 Автор выражает благодарность К.Л.Федоровой и И.В.Семеновой  за помощь в проведении анкетного опроса.
7 Ab Imperio. 2005. № 3. С. 136-189.

   
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.