Rambler's Top100

№ 271 - 272
1 - 21 января 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Выходцы из Закавказья в Москве

Перепись 2002 года показала изменение национального состава населения Москвы

Местные и неместные уроженцы

Выходцы из Закавказья в Москве - кто они?

Что кавказцы ищут и находят в Москве?

Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

 Расим Бабаев. Чайчи Мамед. Rasim Babayev. Mamed. (1971)

Выходцы из Закавказья
в Москве

Над темой номера работали:

Леокадия ДРОБИЖЕВА Юрий АРУТЮНЯН Игорь КУЗНЕЦОВ

Леокадия ДРОБИЖЕВА

Юрий АРУТЮНЯН

Игорь КУЗНЕЦОВ

Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности?

Один из важнейших факторов, притягивающих мигрантов в Москву и "закрепляющих" их здесь на то или иное время, - благоприятные условия для трудоустройства, в том числе интенсивное развитие в городе тех отраслей, в которых от работников не требуется ни длительной профессиональной подготовки, ни высокого образования, ни даже хорошего знания русского языка. Это сферы торговли, обслуживания, строительства, транспорта, социального страхования, жилищно-коммунального хозяйства и так называемой, индустрии развлечений, включая игорный бизнес. Весьма благоприятным фактором можно назвать интенсивное развитие в Москве частного сектора в названных отраслях. Руководство частных предприятий имеет немалую административно-хозяйственную самостоятельность, в том числе в подборе кадров, что дает возможность "закрепившимся" в Москве "новым" москвичам помогать в трудоустройстве своим бывшим соотечественникам.

Как видно из рис. 8, среди представителей большинства национальностей Москвы доля работающих выше, чем среди русского населения. Меньше среди жителей Москвы, не относящихся к ее основному этносу, и безработных.

Рисунок 9. Распределение представителей разных национальностей по занятиям, Москва

Присущие представителям народов Кавказа и Закавказья тесные родственные и соседские связи играют важную позитивную роль в их трудоустройстве в Москве. По данным опроса, 70-80% респондентов устроились на работу, благодаря помощи московских родственников и друзей.

Однако вопросы с трудоустройством решаются у представителей разных этнических групп не всегда одинаково. Наиболее легко устраиваются на работу азербайджанцы и армяне. Гораздо сложнее - грузины. Это связано с социально-профессиональным составом прибывающих людей разной этнической принадлежности, их социальными запросами и возможностями их этнических диаспор в Москве. Среди азербайджанцев больше рабочих, людей с невысоким образовательным уровнем, готовых на любую работу. Их московские земляки, сами в большинстве случаев занятые физическим трудом, устраивают на соответствующую работу и мигрантов. У прибывающих в Москву армян выше образовательный уровень и профессиональные претензии, но им помогают найти более или менее "приличное" место их земляки, уже достигшие в Москве определенного положения. Грузины шире представлены интеллигенцией и более "капризны". В составе не только грузин-мигрантов, но и грузин-старожилов сравнительно высокий процент безработных (рис. 10).

Рисунок 10. Характер труда у представителей отдельных национальностей

Рисунок 11. Доля (%) занятых физическим трудом у представителей отдельных национальностей в группах с разной длительностью проживания в Москве

Значительная часть мигрантов, независимо от национальности, понижает свой социальный статус после переезда в Москву, причем даже по сравнению со своими родителями. Особенно это характерно для грузин. Подавляющее большинство прибывших начинает работу в Москве в качестве наемных работников физического труда. Принципиально важно, однако, что постепенно происходит "перелив" части мигрантов в те отрасли, в которых они работали до переезда, в том числе в образование, медицину, науку, культуру (армяне и грузины), промышленность (азербайджанцы), соответственно растет и их статус. Старожилы этих национальностей, особенно армяне и грузины, резко отличаются от мигрантов по отраслевому и социально-профессиональному составу (рис. 13), занимая сравнительно высокие ступеньки на социальной лестнице, в том числе становясь предпринимателями, владельцами предприятий и т.п.

Рисунок 12. Распределение представителей отдельных национальностей по отраслям народного хозяйства Москвы

Рисунок 13. Занятость представителей отдельных национальностей в отраслях народного хозяйства Москвы в зависимости от длительности проживания

Несмотря на нередко тяжелые условия труда, отсутствие гарантий со стороны работодателей (устное трудовое соглашение), нерегулярные выплаты заработанного и т.п. сложности, многие мигранты удовлетворены своей работой, особенно малопритязательные азербайджанцы. Наиболее высокий уровень фрустрированности у грузин. У старожилов уровень удовлетворенности трудом еще более высокий, однако, этнические различия сохраняются и среди них.

Для мигрантов и старожилов исследуемых этнических общностей характерен довольно высокий уровень оптимизма при оценке перспектив своей работы (он растет "от грузин к азербайджанцам"), который, видимо, обусловлен их демографическим составом и определенными психологическими характеристиками. Практически никто не боялся увольнения или каких-либо других "неприятностей" на работе. Правда, довольно многие мигранты жаловались на конкуренцию со стороны русских и представителей других этнических групп в Москве, отмечая влияние этнического фактора на шансы социальной мобильности. Старожилы этот фактор называли реже, но и в той и другой группе довольно резко выделялись грузины, считающие себя особенно ущемленными в социальном росте. В действительности, отношение к грузинам было наиболее лояльным, а позиции их на социальной лестнице довольно высокими.

Многие этнические мигранты (около половины по данным опроса) довольно толерантны по отношению к людям других национальностей в трудовой сфере. Однако они нередко отдают предпочтение работе в мононациональном коллективе. Принципиально важно, что чем дольше человек живет в Москве, тем он не только становится большим интернационалистом, но и начинает испытывать более сильные симпатии к русским, например, чаще называя русского в качестве желаемого коллеги или начальника, нежели человека своей национальности. Особенно это относится к азербайджанцам и армянам.

Важным выводом нашего опроса можно назвать заключение о довольно высоких социальных планах этнических мигрантов, причем, в первую очередь, низкостатусных азербайджанцев, рассчитывающих в будущем занять в Москве солидные руководящие должности. При этом, если армяне и грузины собирались использовать для достижения своих целей преимущественно самообразование, то азербайджанцы - связи с нужными людьми. Правда, с течение времени эти планы значительно корректируются, как и средства для их достижения. У старожилов они более реальны, приближены к московским реалиям.

Следует отметить настораживающий факт: и мигранты, и старожилы одной этнической группы, чрезвычайно высоко оценивая собственные способности и возможности, довольно низко отзываются о соответствующих чертах у представителей других этнических общностей. Только грузин азербайджанцы и армяне оценили более или менее позитивно, но, конечно, ниже, чем свою этническую группу. Невозможность достичь намеченных высоких социальных целей на фоне ревнивого отношения к людям других национальностей, которые, возможно, незаслуженно (по мнению респондентов) достигают успехов в жизни, может отрицательно сказаться на межэтнических отношениях в Москве, на ситуации в трудовой сфере.

Нельзя не отметить и то, что большинство этнических мигрантов, намечая свои грандиозные планы, не готовы "вписаться" в московскую культуру, русскоязычную среду. Даже особенно плохо владеющие русским языком азербайджанцы не собирались совершенствовать его знание. Правда, молодежь своей национальности уже многие ориентировали на овладение русским языком. Грузины, помимо этого, чаще предлагали "своим" молодым людям уехать из Москвы.

Необходимо также отметить весьма неоднозначное отношение русских москвичей к представителям разных этнических групп. Более высоко оценивали русские деловые и профессиональные качества армян (первое место) и грузин (второе), к азербайджанцам отношение было менее позитивным. В этом, однако, на наш взгляд, сказывается не столько этнокультурная дистанция (в том числе конфессиональная), сколько общекультурная, так как азербайджанцы - и мигранты, и старожилы - ниже по уровню образования и по социальному статусу. Возможно, именно этим объясняются вызывающие раздражение у коренных москвичей (не только русских) особенности их поведения в Москве.

Наиболее результативной следует признать адаптацию в Москве армян, которая проходит здесь достаточно легко и безболезненно. Этому способствует давнее проживание в городе, прочные социально-экономические и культурные позиции армянской диаспоры, помогающей новым мигрантам закрепиться в городе. Важную роль играет то обстоятельство, что многие армяне приезжают в Москву из других районов России, а не из республики своей национальности, уже имея опыт совместного длительного проживания среди представителей доминирующего русского этноса, а также наличие у большинства мигрантов-армян гражданства России.

Наиболее сложно адаптация в Москве проходит у грузинских мигрантов, многие из которых покинули Грузию (Абхазию) из-за военных действий и межэтнических конфликтов и рассматривают Москву в качестве временного места пребывания, дающего возможность переждать трудности жизни дома. Эти мигранты, будучи в подавляющем большинстве гражданами Грузии, испытывают множество трудностей при получении регистрации, а следовательно, и работы в Москве. Грузинские мигранты острее переживают чувство одиночества, оторванности от родных мест, семьи, друзей; тяжелее всего воспринимают недружелюбное отношение к себе со стороны москвичей. Имея нередко достаточно высокий уровень образования и квалификации, они вынуждены заниматься работой, далекой от их интересов и склонностей, или оставаться безработными, довольствоваться более низким социальным статусом, нежели тот, который был у них в Грузии.

Миграция азербайджанцев в Москву в наибольшей мере носит характер временного пребывания. Многие из них нацелены на решение определенных задач, чаще всего экономического характера, реализацию краткосрочных адаптивных стратегий. Они чаще других ориентированы на "свое" государство, его гражданство, возвращение на родину, но в то же время активно используют пребывание в столице для развития предпринимательской деятельности и улучшение своего материального положения. Поскольку азербайджанские мигранты - преимущественно молодые несемейные мужчины, с более низким, чем у армян и грузин, уровнем образования, они менее притязательны к условиям московской жизни, в том числе к характеру занятости.

Представители старожильческой части азербайджанской, армянской и грузинской диаспор в своем большинстве полностью "вписались" в московскую среду. Тем не менее, и здесь грузины отличаются более массовыми установками на отъезд из Москвы.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.