Rambler's Top100

№ 257 - 258
18 сентября - 1 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Бедность пенсионеров

Бедны ли наши пенсионеры?

Пенсии растут, но зарплаты растут быстрее

Неравенство в размерах пенсии и доходах пенсионеров

Профиль бедности семей с пенсионерами

Пенсионное обеспечение и доступ к занятости: что важнее для преодоления бедности?

Кому достаются социальная помощь и льготы?

Насколько доступны услуги здравоохранения?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Винсент Ван Гог. Старик в печали. Vincent van Gogh. Old man in sorrow (1890)

Бедность пенсионеров

Оксана СИНЯВСКАЯ

Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ

Пенсионное обеспечение и доступ к занятости: что важнее для преодоления бедности?

Оценим влияние уровня пенсионного обеспечения на изменение масштабов и глубины бедности семей, в которых проживают пенсионеры. Для этого рассмотрим пять гипотетических сценариев: полное прекращение выплаты пенсий, сокращение реального размера пенсии на 10%, его рост на 10%, рост на 25%16 и запрет на получение пенсионерами заработной платы. Все расчеты проводились при предположении, что другие денежные и неденежные доходы домохозяйства остаются без изменения (рис. 6 и 7).


Рисунок 6. Изменение уровня бедности по отношению к денежным доходам домохозяйств с пенсионерами в зависимости от изменения размера пенсии и наличия ограничений на занятость пенсионеров, %

Рисунок 7. Изменение уровня бедности по отношению к максимальным располагаемым ресурсам домохозяйств с пенсионерами в зависимости от изменения размера пенсии и наличия ограничений на занятость пенсионеров, %

Как видно на графиках, благосостояние домохозяйств, в которых проживают пенсионеры, сильно реагирует на изменения в уровне пенсионного обеспечения. Повышение или понижение реального размера пенсии на 10% ведет к соответствующему снижению или увеличению доли всех бедных домохозяйств примерно на 3 процентных пункта, а доли бедных домохозяйств с пенсионерами – почти на 6 процентных пунктов.

Гипотетическая ситуация полного отказа от выплаты пенсий приводит к росту уровня бедности всех российских семей по показателю денежных доходов с 49% до 72%, а домохозяйств с пенсионерами – с 43% до 83% (рис.6). Понятно, что в наихудшем положении оказываются домохозяйства неработающих пенсионеров пенсионного возраста. Глубина бедности заметно изменяется лишь при полном отказе от выплаты пенсий.

И напротив, при увеличении реального размера пенсии на 25% уровень бедности всех домохозяйств сократился бы на 8 процентных пунктов по показателю денежных доходов и на 2 проц. пункта по показателю располагаемых ресурсов, составив, соответственно, 42 и 24,0% всех домохозяйств.

Рис. 8 показывает, получатели каких видов пенсий больше всего зависят от их выплаты. Прекращение выплаты пенсий сильнее всего затронуло бы благосостояние семей с трудовыми пенсионерами по старости (их уровень бедности по показателю денежных доходов вырастет в этом случае на 45 процентных пунктов), с получателями пенсий по старости, инвалидности или потере кормильца по государственному пенсионному обеспечению (43 процентных пункта) и с пенсионерами за выслугу лет (35 процентных пунктов). В наименьшей степени отмена пенсий сказалась бы на положении домохозяйств с социальными пенсионерами (увеличение на 5 процентных пунктов), а также с трудовыми пенсионерами по случаю потери кормильца (+12 процентных пунктов) и по инвалидности (+16 процентных пунктов), поскольку все они и в исходном варианте демонстрировали повышенные (свыше 60%) риски попадания в состав бедных. Следовательно, можно заключить, что пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по инвалидности (особенно в трудоспособных возрастах) и социальные пенсии не справляются с задачей снижения бедности среди пенсионеров. Напротив, традиционные виды пенсий, главным образом, по возрасту уменьшают риски попадания в состав бедных по доходам почти вдвое.

Рисунок 8. Изменение уровня бедности по денежным доходам домохозяйств с получателями разных видов пенсий в зависимости от изменения размера пенсии и наличия ограничений на занятость пенсионеров

Увеличение пенсии в наибольшей степени позволяет выводить из состояния бедности домохозяйства с получателями трудовых пенсий по старости, но сохраняет высокие риски попадания в состав бедных для домохозяйств с пенсионерами по случаю потери кормильца и социальными (рис. 7). Таким образом, политика повышения уровня пенсионного обеспечения адресована прежде всего лицам пенсионного возраста.

Российское законодательство позволяет пенсионерам работать, получая в полном объеме и зарплату, и пенсию, независимо от совокупных доходов работающего пенсионера. По данным официальной статистики в 2003 году было занято 18,5%, а в 2004 году – 20,5% всех пенсионеров, в том числе 20,9 и 23,4% пенсионеров по старости, соответственно. Даже среди пенсионеров по инвалидности в 2003 году имели работу 19,1%, а в 2004 году – 20,3%. В трудоспособных возрастах занятость пенсионеров выше, например, среди трудовых пенсионеров по старости, не достигших пенсионного возраста, работает 64,9%.

Среди всех семей, в которых живут пенсионеры, больше всего занятых в самых «благополучных» по показателю располагаемых ресурсов семьях с пенсионерами за выслугу лет, меньше всего – в домохозяйствах с получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, что связано с более высоким возрастом этих пенсионеров. Указанные различия воспроизводятся и в уровне оплаты труда: наибольшие почасовые ставки наблюдаются у членов домохозяйств с пенсионерами за выслугу лет, наименьшие – у членов домохозяйств с получателями трудовых пенсий по инвалидности. Это свидетельствует о наличии барьеров в доступе к трудовым доходам у тех, кто живет вместе с этими пенсионерами, большинство из которых – инвалиды.

В бедных домохозяйствах с пенсионерами и доля занятых, и величина доходов от занятости заметно ниже, чем в небедных. В небедных домохозяйствах, где живут пенсионеры, заняты 12,9% пенсионеров, в бедных – 2,9% и 4,3% пенсионеров, соответственно. Иными словами, доступ к рынку труда выводит семьи пенсионеров из бедности.

Попробуем оценить, каков был бы эффект от введения ограничений на занятость пенсионеров. Предположим, что законодательство запрещает пенсионерам получать заработную плату, и они, не имея возможности уйти в неформальную занятость, совсем покидают рынок труда. В результате введения такого запрета в 2003 году уровень бедности всех домохозяйств по денежным доходам увеличился бы на 4,4 процентных пункта, а домохозяйств, в которых живут пенсионеры, – на 7,7 процентных пункта (рис. 5). Таким образом, влияние введения ограничений на занятость пенсионеров на уровень бедности пенсионеров оказывается даже выше, чем сокращение реального размера пенсии на 10%.

В наибольшей степени ограничение на совмещение получения пенсии и зарплаты задело бы благосостояние смешанных семей пенсионеров и не пенсионеров, а среди них – тех, в которых проживают не достигшие нормального пенсионного возраста получатели трудовых пенсий по инвалидности и пенсий за выслугу лет (рис. 7). Уровень бедности по денежным доходам в домохозяйствах с пенсионерами за выслугу лет, как показывают наши расчеты, увеличился бы почти вдвое, достигнув 49%. Таким образом, сокращение реального уровня пенсий и запрет на совмещение занятости и получения пенсии по-разному воздействуют на семьи с пенсионерами. Если от ухудшения условий пенсионного обеспечения, прежде всего, страдают неработающие пенсионеры старших пенсионных возрастов, то запрет на занятость ухудшает материальное положение тех семей, в которых живут пенсионеры трудоспособных и младших пенсионных возрастов. Именно для этой группы домохозяйств доступ пенсионеров к трудовым доходам является важным источником преодоления бедности.

Выигрыш от возможности совмещать получение пенсии и зарплаты концентрируется в смешанных домохозяйствах с пенсионерами трудоспособных возрастов. Именно их риски бедности возрастут, если ввести ограничения на право пенсионеров работать. Между тем само существование такого права является источником неравенства – между занятыми пенсионерами и не пенсионерами старших трудоспособных возрастов и между работающими и неработающими пенсионерами. В то же время  отмена права пенсионеров работать, не подкрепленная изменениями в возрасте и условиях назначения пенсии, очевидно, приведет к оттоку пенсионеров с формального рынка труда, от чего проиграют и сами пенсионеры, и государство. Решением, как нам кажется, могло бы стать проведение политики постепенного повышения фактического возраста выхода на пенсию, включая создание профессиональных систем для лиц, выходящих на пенсию досрочно, совмещенное по времени с введением ограничений на совокупный доход работающих пенсионеров.


16 Этот сценарий примерно соответствует росту реального размера пенсии за период, прошедший со времени проведения обследования НОБУС по 2005 год.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.