Rambler's Top100

№ 257 - 258
18 сентября - 1 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Бедность пенсионеров

Бедны ли наши пенсионеры?

Пенсии растут, но зарплаты растут быстрее

Неравенство в размерах пенсии и доходах пенсионеров

Профиль бедности семей с пенсионерами

Пенсионное обеспечение и доступ к занятости: что важнее для преодоления бедности?

Кому достаются социальная помощь и льготы?

Насколько доступны услуги здравоохранения?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Винсент Ван Гог. Старик в печали. Vincent van Gogh. Old man in sorrow (1890)

Бедность пенсионеров

Оксана СИНЯВСКАЯ

Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ

Профиль бедности семей с пенсионерами

Представлений о динамике реального размера пенсии или сравнений среднего размера пенсии с прожиточным минимумом недостаточно для того чтоб судить о влиянии размера пенсий на уровень бедности пенсионеров. В большинстве случаев пенсионер живет не один, и аккумуляция ресурсов и их потребление происходит на уровне домохозяйства.

По данным обследования НОБУС, 31,1% домохозяйств состоят исключительно из пенсионеров, в том числе 24,5% приходится на домохозяйства неработающих пенсионеров, т.е. те семьи, чей доход формируется прежде всего за счет поступлений из Пенсионного фонда. В состав еще 26,1% домохозяйств входят как пенсионеры, так и не пенсионеры. Таким образом, если в общей численности населения доля пенсионеров составляет порядка 26%, то все домохозяйства, имеющие в своем составе пенсионеров, составляют около 57% от общего числа семей12.

Три четверти всех семей с пенсионерами имеют в своем составе пенсионеров по старости, причем в домохозяйствах, состоящих только из пенсионеров, их доля превышает 85%. Понятно, что в такой ситуации характеристики именно этой группы формируют показатели бедности и доступа для семей пенсионеров. В группе смешанных домохозяйств, где пенсионеры живут вместе с не пенсионерами, удельный вес семей с пенсионерами по старости составляет 62%, еще 9% приходится на семьи с трудовыми пенсионерами по инвалидности, 7% – на домохозяйства с социальными пенсионерами, по 6% – на семьи с пенсионерами по потере кормильца и прочие, 5% – с пенсионерами за выслугу лет, среди которых, вероятнее всего, преобладают семьи с «военными» пенсионерами.

По числу членов самыми большими оказываются домохозяйства с социальными пенсионерами (средний размер – 3,3 человека), самыми маленькими – семьи с трудовыми пенсионерами по старости (2,1 человека при средней по выборке 2,6 человека). Пенсии по потере кормильца и социальные назначаются, в основном, детям, поэтому не удивительно, что в домохозяйствах с этими пенсионерами чаще всего проживают дети до 18 лет – в 64 и 62% домохозяйств. В 70% домохозяйств с социальными пенсионерами живут инвалиды, что ограничивает доступ на рынок труда других членов этих домохозяйств. Таким образом, еще до изучения благосостояния разных типов семей с пенсионерами видно, что домохозяйства с социальными пенсионерами имеют наименее благоприятную демографическую структуру.

То, что материальное положение пенсионеров не однородно, было зафиксировано еще в исследованиях 1990-х годов. Дифференцирующими параметрами выступают размер пенсии, трудовая активность и тип семьи. Положение пенсионеров относительно других групп различно в крупных городах и в малых городах и сельской местности. На протяже­нии 1990-х годов по абсолютному критерию (по доходам) наибольшими рисками бедности отличались одинокие неработающие пенсионеры, про­живающие в крупных городах, большинство которых — женщины. Напротив, в малых городах семьи пенсионеров без других родственников оказывают­ся менее бедными по доходам в сравнении с полными семьями с работ­никами, имеющими детей. Во второй половине 1990-х годов исследователи зафиксировали ухудшение материального по­ложения пенсионеров в домохозяйствах, где пенсионеры проживали с другими трудоспособными родственниками и детьми.

Большие риски бедности смешанных домохозяйств, состоящих из пенсионеров, взрослых не пенсионеров и детей, подтверждает и наше исследование.

Как уже отмечалось, уровень бедности измеряется здесь путем сравнения ресурсов домохозяйства с его прожиточный минимумом. Ресурсы домохозяйства оценивались через показатели денежных доходов и максимальных располагаемых ресурсов домохозяйства13. Последний показатель рассчитывался как максимальное значение из расходов и доходов домохозяйства, включая денежные и неденежные поступления. Применение такой методики расчета позволяет корректно оценить уровни благосостояния и бедности домохозяйств, попадающих в крайние децили по величине среднедушевых доходов, поскольку именно для наиболее бедных и наиболее богатых по величине денежных доходов домохозяйств предыдущие исследования фиксировали наибольшие расхождения между доходами и расходами14.

Домохозяйства не пенсионеров обладают наибольшими душевыми денежными доходами (2689 рублей) и наибольшими же располагаемыми ресурсами (3925 рублей). Самые низкие доходы (1942 рубля) и располагаемые ресурсы (2811 рублей) – в домохозяйствах неработающих пенсионеров. При этом если домохозяйства пенсионеров по размеру располагаемых ресурсов концентрируются в средних децилях (3–7-ая), то домохозяйства без пенсионеров, напротив, имеют большее представительство в крайних децильных группах. Наихудшие позиции по показателю располагаемых ресурсов – у смешанных домохозяйств, 32% которых концентрируется в трех нижних децилях.

По данным обследования, 49,1% домохозяйств могут считаться бедными по показателю денежных доходов и 26,0% домохозяйств – по показателю располагаемых ресурсов (рис. 4)15. В числе домохозяйств с пенсионерами таковых, соответственно, 43,2% и 20,3%. Таким образом, риск бедности, и особенно ее крайних проявлений, для пенсионеров ниже, чем для других социальных групп.

Прямой позитивный результат политики в области пенсионного обеспечения последних лет – сокращение доли одиночек пенсионных возрастов в составе малоимущих и крайне бедных домохозяйств. В обследовании доля бедных среди одиноких неработающих пенсионеров составляет всего 8,7% по критерию располагаемых ресурсов, а дефицит располагаемых ресурсов бедных домохозяйств – 17,3%. Даже в крупных городах одинокие пенсионеры больше не являются самой уязвимой группой по показателям бедности, уступив печальное первенство в этом вопросе смешанным домохозяйствам пенсионеров и не пенсионеров.

Рисунок 4. Уровень бедности домохозяйств с получателями пенсий разного вида, %

Как и ожидалось, вид получаемой пенсии значимо дифференцирует материальное положение домохозяйств с пенсионерами. Наибольшие денежные доходы и располагаемые ресурсы наблюдаются у семей с пенсионерами за выслугу лет. По данному показателю свыше 23% этих семей находятся в верхней 10-й децили.

Напротив, треть домохозяйств с социальными пенсионерами и 28% семей с пенсионерами по потере кормильца концентрируются в двух нижних децилях. В результате наибольшими рисками попадания в бедность характеризуются домохозяйства этих двух типов (рис. 4). Они отличаются также и наибольшей глубиной бедности, измеренной через дефицит располагаемых ресурсов у бедных домохозяйств: располагаемые ресурсы 30–40% бедных домохозяйств, имеющих в своем составе пенсионеров по случаю потери кормильца или социальных пенсионеров, более чем на 40% ниже величины прожиточного минимума домохозяйства (рис. 5).

Рисунок 5. Дефицит ресурсов бедных домохозяйств с получателями пенсий разного вида, %

Семьи с получателями пенсий за выслугу лет, трудовых пенсий по старости и двух трудовых пенсий – по старости и инвалидности – относятся к числу наиболее благополучных, как по доле бедных, так и по дефициту располагаемых ресурсов. Получение пенсии по инвалидности увеличивает шансы попасть в число бедных в возрасте моложе пенсионного, однако домохозяйства, в состав которых входят пенсионеры и по старости, и по инвалидности, относятся к числу наиболее «старых», как правило, это семьи участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, трудовые пенсии в повышенном размере и различные льготы. Таким образом, традиционные виды пенсионного обеспечения, связанные с формированием пенсионных прав в течение трудовой жизни человека, замтено снижают риски бедности домохозяйств, в состав которых входят получатели этих пенсий.

Иначе обстоит дело с получением социальной пенсии и пенсии по потере кормильца. Оно сопряжено с какими-то исключительными событиями в жизни человека – инвалидностью с детства или молодости или потерей кормильца, которые наступили настолько рано, что человек не успел попасть на рынок труда и сформировать пенсионные права в рамках системы трудовых пенсий. Оба вида пенсий являются, по сути, формами материальной поддержки иждивенцев. Иными словами, это не типичные для национальной пенсионной системы виды пенсий, которые в некоторых странах финансируются в рамках не пенсионного обеспечения, а социального обеспечения или социальной помощи.

Представляется, что освобождение российской пенсионной системы от подобных обязательств могло бы стать одним из шагов по ее модернизации. Дело здесь не в том, что выплаты социальных пенсий составляют существенную часть бюджета пенсионной системы, тем более что источником их финансирования уже сейчас выступают общие налоги. Но разведение задач борьбы с бедностью населения в целом и защиты от бедности в связи с утратой способности к труду ранее работавших категорий населения было бы правильно для повышения прозрачности и понятности правил пенсионного обеспечения. За пенсионной системой должны остаться только те виды пенсий, право на получение которых в буквальном смысле заработано человеком благодаря уплате страховых взносов.


12 Если не оговорено специально, термин «семьи пенсионеров» применяется в дальнейшем к этой широкой группе, причем понятия «семья» и «домохозяйство» в данном тексте используются как синонимы.
13 Под располагаемыми ресурсами здесь мы будем понимать максимальное значение располагаемых ресурсов, исчисленных по доходам и по расходам.
14 Сопоставление денежных доходов и текущих расходов показало, что у самых бедных домохозяйств доходы в наибольшей степени превышают расходы, тогда как у самых богатых наблюдается наибольшее превышение доходов над расходами (Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность / Рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова; Независимый институт социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2005, с.28-29).
15 Из состава бедных по располагаемым ресурсам были исключены домохозяйства, имеющие благоустроенное второе жилье. Здесь и далее речь идет об уровне бедности по располагаемым ресурсам, за исключением семей со вторым жильем.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.