Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Экономика нелегальной миграции в России

Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь

Сколько в России незаконных мигрантов?

Конкурируют ли мигранты с местной рабочей силой?

Сколько денег мигранты отправляют на Родину?

Незаконная миграция и принудительный труд

Трудовая миграция в России в глобальном контексте

Приложение 1

Приложение 2

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эдна Хайбел. Иммигранты. Edna Hibel. The immigrants Экономика нелегальной миграции в России

Владимир МУКОМЕЛЬ

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Трудовая миграция в России в глобальном контексте

Согласно полученным результатам, численность незаконных мигрантов, постоянно находящихся на территории России, составляет около 3,2 млн. человек, достигая, возможно, в сезон 4,6 млн. человек, что согласуется с другими имеющимися оценками54. Величина трансфертов, пересылаемых ими на родину, - около 3,7 млрд. долларов. Много это или мало? В какой мере это согласуется с общемировыми тенденциями: можно ли полагать, что процессы, идущие на постсоветском пространстве, экстраординарны, либо они лежат в русле этих тенденций?

Согласно недавнему обстоятельному исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором учтены оценки других ведущих организаций (Всемирного Банка, Отдела народонаселения ООН и других), численность мигрантов во всем мире составляет около 137 млн. человек. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, имеющих давние традиции приема иммигрантов, 46 млн. человек из 337 млн. населения - мигранты (13,6%), в 26 государствах ОЭСР из 783 миллионного населения 35 млн. - мигранты (4,3%)55.

МОМ полагает, что от 60 до 65 млн. человек проявляют экономическую активность в странах, отличных от государства их происхождения, на законных основаниях, либо без таковых56. Оценки МОТ существенно выше - более 86 млн. человек, из которых около 32 млн. работают в развивающихся странах, при этом МОТ считает эти данные заниженными57.

Около 500 тысяч человек прибывают в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию каждый год нелегально. Доля иностранных рабочих составляет 57,3% среди рабочей силы Люксембурга, 24,6% - Австралии, 18,1% - Швейцарии, 11,7% - США, 10,0% - Австрии, 8,8% - ФРГ, 5,8% - Франции58. В Великобритании почти треть врачей и 13% медицинских сестер имеют иностранное происхождение, а половина внештатного персонала, нанимаемого Национальной службой здравоохранения за последнее десятилетие, получила квалификацию за рубежом59. За период с 1995 по 2000 год в странах ОЭСР иностранная рабочая сила возрастала на 3-4% в год, причем темпы прироста высококвалифицированных мигрантов были намного выше и составляли, в среднем, в Великобритании 35% в год за последние пять лет, в США - 14% в год60.

На этом фоне присутствие трудовых мигрантов на российском рынке труда не представляется чем-то выделяющимся: даже, если исходить из того, что их численность составляет 4,9 млн. человек - хотя постоянно работают много меньше, - это 7,4 % от среднегодовой численности занятых в экономике России. Если же исходить из постоянно присутствующих на рынке труда - 4,9%, это много меньше не только уровня многих государств ОЭСР, но даже Малайзии61.

Согласно обстоятельному исследованию ОЭСР, в котором анализировались потоки в государствах-донорах и государствах-реципиентах, трансферты во всем мире составляют около 115 млрд. долларов, в т.ч. 24 млрд. долларов - от приграничных мигрантов62. При этом основными ареалами заработка стали государства Азии (39,0 млрд. долларов), значительно опережающие Северную Америку (29,6 млрд.) и Европу (16,2 млрд.).

Таблица 5. Структура потоков трансфертов по континентам, млрд. долларов

Трансферты из\в

Африка

Азия

Европа

Латинская Америка и Карибы

Северная Америка

Океания

Итого

Африка

3,7

0,5

0,1

0

0

0

4,2

Азия

3,4

31,5

3,4

0,5

0,2

0

39,2

Европа

2,6

3,2

9,5

0,4

0,4

0,1

16,2

Латинская Америка и Карибы

 

0,1

0,6

1,1

0,1

 

1,8

Северная Америка

0,7

7,9

5,7

14,2

0,9

0,1

29,6

Океания

0

0,2

0,4

 

0

0,1

0,8

Итого

10,4

43,4

19,6

16,2

1,6

0,3

91,5

Источник: Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.13

Примечание: без трансфертов приграничных мигрантов

Рисунок 3. Структура потоков трансфертов по континентам, млрд. долларов

Пересылаемые трудовыми мигрантами из России на родину 3-4 млрд. долларов - достаточно весомые средства, на Россию приходится 3,1% всех трансфертов, при том, что доля России в мировом населении - 2,4%. Однако это примерно соответствует европейскому уровню и на порядок меньше масштабов трансфертов, пересылаемых из традиционно иммигрантских государств и быстро развивающихся экономик. Россия уступает не только таким государствам, как США (26,8 млрд. долларов), или Саудовская Аравия (15,4), трансферты из России вдвое меньше чем из Германии или Швейцарии (соответственно, 7,4 и 7,3 млрд. долларов), меньше, чем из Франции или Малайзии (по 3,8 млрд. долларов) и ненамного больше, чем из Бельгии/Люксембурга (3,3 млрд.)63.

Ни масштабы присутствия иностранных работников на рынке труда России, ни величина их трансфертов не являются экстраординарными и существенно ниже, чем в государствах ОЭСР. Российские масштабы - это уровень Малайзии.

Всплеск трудовых миграций из государств СНГ - естественная, и отчасти запоздалая, реакция на изменяющиеся социально-экономические и политические условия на постсоветском пространстве. Масштабные перемещения трудовых мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, нехваткой рабочих рук - становятся неотъемлемым атрибутом глобализирующегося мира. Стремительное развитие коммуникаций изменило ситуацию, когда выезд за границу означал эмиграцию с призрачной вероятностью возвращения.

Расширились границы выбора: мигрант имеет больше вариантов планирования биографии, не ограничиваясь эмиграцией. Судя по результатам обследований МОМ и МОТ, мигранты примерно в равных пропорциях ориентированы на постоянное проживание в России и на возвращение. Трудовые миграции дополняют миграцию на постоянное место жительства, частично ее вытесняя, - идет издавна известный процесс замещения одних форм миграционной подвижности другими.

Достаточно динамично развивающаяся экономика России, особенно на фоне других стран СНГ, делает ее привлекательным местом заработка и проживания для миллионов граждан новых независимых государств. Во всех дискуссиях о миграционной политике не учитывается одно обстоятельство: масштабы миграции и, особенно, трудовых миграций, прямо зависят от различия в успешности экономического развития России и других стран СНГ. В воспроизводимом на постсоветском пространстве делении на "Север" и "Юг", Россия, привлекающая мигрантов из всех государств СНГ, в настоящее время является единственным, или почти единственным, представителем "Севера". Однако такое положение не вечно: стремительно растущая экономика Казахстана уже стала серьезным конкурентом за трудовых мигрантов из Центральной Азии, не за горами повышение конкурентоспособности Украины и Азербайджана.

Появление новых центров притяжения мигрантов требуют срочного изменния концепции, на которой базируется нынешняя рестрикционная государственная миграционная политика России: возможности селективного отбора трудовых мигрантов сокращаются. "Окно возможностей" селекции мигрантов стремительно сужается.

В последние годы в процессы трудовой миграции очень активно вовлекаются представители коренных этнических групп стран СНГ, с чем, правда, общественное мнение не может примириться. И надо быть готовыми, что с каждым годом к нам будут приезжать (легально или нелегально) все менее грамотные, все хуже знающие русский язык и российские традиции мигранты. Однако этому нет альтернативы: потребностям российской экономики, нуждающейся в рабочих руках, не соответствуют внутренние источники пополнения, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Единственная альтернатива - возрастающие масштабы притока трудовых мигрантов из стран "третьего мира", что, по ряду социокультурных, геополитических и иных причин, еще менее приемлемо. И здесь не все так однозначно: дискутируемая проблема притока трудовых мигрантов из Китая имеет временные рамки: не поедут граждане Китая в Россию через несколько лет, когда уровень и условия жизни в Китае сравняются с российскими. Можно спорить о сроках, но не о том, догонит ли Китай Россию; экономические факторы, доминирующие в процессе принятия решений о миграции утратят свое значение.

В обсуждении проблем миграционной политики постоянно смешиваются две ключевые проблемы - поддержания потенциала демографического и экономического развития. Первая задача требует увеличения притока иммигрантов и облегчения их интеграции, вторая - притока трудовых мигрантов. Однако грех не воспользоваться сложившимися благоприятными обстоятельствами: значительная часть трудовых мигрантов из государств СНГ готова к интеграции в российский социум, а часть - уже фактически интегрирована. Именно этот контингент трудовых мигрантов нуждается в легализации, именно на него должна ориентироваться в первую очередь политика натурализации.

Вывод из тени недокументированных работников, предоставление части из них вида на жительство, натурализация некоторых из них - такими видятся органичные этапы трансформации нынешней незаконной трудовой миграции. "Незаконный мигрант" - "трудящийся-мигрант" - "резидент" - "гражданин", эта понятная и процедурно прозрачная цепочка должна стать ориентиром как для трудовых мигрантов, так и для органов, в компетенцию которых входит миграционная политика. Лишь на этом пути возможно снизить издержки нынешней трудовой миграции, на 90% пребывающей в тени64. По такому пути сейчас идут многие страны. Например, в Греции или Италии кампании по легализации выявила, что в этих странах около четверти иностранцев находились в положении мигрантов с неурегулированным статусом65.

При этом чрезвычайно важно учитывать возможные последствия предлагаемых решений, которые могут быть неочевидными. Как свидетельствуют специалисты МОТ, кампании по легализации могут вести не только к таким негативным последствиям, как наплыв новых нелегалов, но и к вытеснению легализовавшихся мигрантов в теневую экономику из-за их низкой конкурентоспособности как с местными работниками, так и нелегальными мигрантами. Пример такого рода непредсказуемых последствий приводит П. Сталкер: когда Аргентина, чтобы отсечь потенциальных незаконных мигрантов, ввела требование декларирования 1,5 тысяч долларов для пересекающих границу туристов, на боливийско-аргентинской границе возникли конторы, дающие такую ссуду на час под 10%.

И, последнее: сегодня, на фоне российских реалий, может вызвать только улыбку разговор о необходимости сокращения дефицита достойного труда для трудовых мигрантов66. Однако, рано или поздно, придет пора задуматься о необходимости реализации для трудовых мигрантов права на достойный труд и его отдельных компонент: занятости, прав в сфере труда, социальной защиты и социального диалога. Тенденции таковы, что все больше стран и правительств признают: фундаментальные права человека не зависят от его правового статуса67. По мнению МОТ, "можно считать, что трудящиеся-мигранты, имеющие незаконный статус, заработали право на законный статус, если они удовлетворяют определенным минимальным требованиям, а именно заняты по найму, не нарушают законов, кроме правовых актов о незаконном или нелегальном въезде, и проявляют стремление к интеграции, например, изучая местный язык"68.


54 - Например, по данным обследования МОМ, - около 5 млн. человек, по оценкам ИСЭПН РАН - 3,5-4,5 млн. человек. (Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с.496, 166).
55 - Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.8.
56 - Migration Policy Issues. IOM, N1, March 2003, p.2.
57 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.7.
58 - Migration Policy Issues. IOM, N2, March 2003, p.2.
59 - D. Walker: "Statistics show immigration beneficial to economy", in The Guardian (London), 29 Jan. 2001.
60 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.10.
61 - Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.11
62 - Менее обоснована оценка МОТ, полагающей, что "с учетом средств, которые не проходят через официальные банковские каналы, объем глобального потока денежных переводов в развивающиеся страны, вероятно, уже превысил сумму в 100 млрд. долл. США". [За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.25]
63 - Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.14.
64 - Для сравнения: из 7,6 млн. филиппинцев, живущих и/или работающих за рубежом, 2,9 млн. - трудящиеся-мигранты, работающие на законных основаниях, 2,8 млн. - постоянные резиденты или иммигранты и только 1,6 млн. человек классифицируются как незаконные мигранты. (Enhancing the Efficiency of Overseas Workers Remittance. Market Study. Final Report. Asian Development Bank phi:4185, (Volume I), July 2004, p.10)
65 - Salt J. Current trends in international migration in Europe Council of Europe, CDMG (2002), 26 Dec. 2002.
66 - В докладе Генерального директора, представленного на Международной конференции труда в 2001 году, дефицит достойного труда для работников определяется по четырем категориям: занятость, права в сфере труда, социальная защита и социальный диалог. (Сократить дефицит достойного труда. Глобальный вызов, Доклад Генерального директора, Доклад I (A), Международная конференция труда, 89-я сессия, Женева, 2001 г.)
67 - Межамериканский суд по правам человека вынес 17 сентября 2003 г. определение, констатирующее применение международных трудовых норм в отношении трудящихся, не являющимся гражданами принимающей страны, особенно тех из них, которые не имеют легального статуса. Суд определил, что борьба с дискриминацией и право на равное обращение являются элементами общего международного права и применимы ко всем постоянным жителям, независимо от их иммиграционного статуса. (За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.83).
68 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, с.126.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.