Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Экономика нелегальной миграции в России

Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь

Сколько в России незаконных мигрантов?

Конкурируют ли мигранты с местной рабочей силой?

Сколько денег мигранты отправляют на Родину?

Незаконная миграция и принудительный труд

Трудовая миграция в России в глобальном контексте

Приложение 1

Приложение 2

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эдна Хайбел. Иммигранты. Edna Hibel. The immigrants Экономика нелегальной миграции в России

Владимир МУКОМЕЛЬ

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь

 

"Немногие государства смогли сократить количество мигрантов за счет установления жесткого контроля. Законы спроса и предложения слишком сильны для этого"

Коффи Аннан,
Генеральный секретарь ООН1

  Как показывает опыт многих стран, "нет ничего более постоянного, чем временные работники"2 .

Внешние трудовые миграции, в последние годы - неотъемлемая черта нынешней российской действительности. Не удивительно, что они оказываются предметом бурных дискуссий, а их регулирование становится ведущим направлением миграционной политики. Взаимоисключающие предложения о подходах к регулированию трудовых миграций базируются не только на кардинально различающихся концепциях, но и на количественных оценках, разброс которых вызывает обоснованные сомнения в их достоверности и свидетельствует о слабой изученности происходящих процессов.

Разброс оценок неприлично велик, даже когда речь идет об общей численности трудовых мигрантов, занятых в России: по разным оценкам число незаконных трудовых мигрантов в России варьирует от 1,5 до 15 млн. человек. Но даже если бы это число удалось установить более точно, этого было бы недостаточно. Для того чтобы эффективно регулировать внешние трудовые миграции, необходимо знать не только их валовые масштабы, но и ареалы формирования миграционных потоков, территории вселения, сферы занятости, конкурентоспособность на разных рынках труда, социально-демографический, квалификационный и этнический состав трудовых мигрантов, мотивацию мигрантов, их адаптационные установки и взаимоотношения с принимающим населением, сетевые связи и коммуникации и многое другое. Целый комплекс методических проблем возникает при попытках отделить трудовых мигрантов от иностранных резидентов, выделить среди незаконных мигрантов занятых и незанятых трудовой деятельностью, проанализировать их правовое положение. Все это изучено крайне слабо, а то и вовсе не изучено.

Вставка 1.
"Людей, которые въезжают в страну или работают в стране без соответствующего разрешения властей, именуют по-разному: незаконными, подпольными, нелегальными мигрантами или лицами с неурегулированным статусом. В свое время "нелегальные мигранты" составляли отдельную остаточную категорию, однако, слово "нелегальный" имеет нормативный подтекст и подразумевает их преступный характер. Поэтому на Международной конференции по народонаселению и развитию в 1994 году было предложено использовать термин "лица без документов", однако его нельзя считать полным, поскольку он не охватывает мигрантов, въезжающих в принимающую страну на законном основании с туристическими документами, которые затем нарушают условия въезда и устраиваются на работу. Мигранты, пересекающие границы с помощью специальных проводников, могут иметь поддельные документы, в связи с чем на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке, который состоялся в апреле 1999 года, было рекомендовано использовать термин "неурегулированный статус".
Неурегулированное положение в области миграции может быть связано с различными моментами, таким как отъезд, транзит, въезд и возвращение, причем нарушения законности могут совершаться как в отношении мигрантов, так и самими мигрантами".

За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике, Доклад VI . Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г., Международное бюро труда Женева, с.11, www.ilo.org/publus

Пробелы в знаниях и в понимании процессов трудовой миграции в России явственно проявляются в используемом понятийном аппарате. Бедность терминологии, используемой в отечественной литературе, особо разительна на фоне проработанности дефиниций в литературе англоязычной: нет адекватных русскоязычных аналогов терминам migrant worker in an irregular situation (undocumented migrant), undocumented alien, отсутствует четкое разграничение разных категорий заработков мигрантов: compensation of employees, workers remittances, personal remittances (включая другие текущие трансферты, в т.ч. между домохозяйствами), total remittances (personal remittances плюс другие трансферты, включая доходы от лотереи, социальная помощь, государственная помощь), migrants' transfers. В последнее время сужается применение термина "незаконная миграция" (illegal migration), отдается предпочтение irregular migration, что обусловлено тенденцией ограничения использования термина illegal migration только когда речь идет о контрабанде мигрантов и торговле людьми.

Впрочем, западные специалисты также отмечают проблему недостаточной определенности терминов. Например, могут быть нюансы между различными терминами - "illegal migration", "clandestine migration", "undocumented migration" и "irregular migration", - однако, по большей части, они используются как синонимы3.

C учетом вышесказанного, в настоящем разделе, если не оговорено иное, под трудовыми мигрантами понимаются трудящиеся-мигранты в смысле, определяемом Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей ("Термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является", ст. 2, ч.1), независимо от законности оснований пребывания и трудовой деятельности; под нелегальными (незаконными) мигрантами - мигранты, не имеющие законных оснований для въезда, пребывания или трудовой деятельности в России. Учитывая, что по результатам российских исследований, в России наиболее распространена незаконная занятость, а 90% нелегалов работают4, термины незаконная миграция и незаконная занятость, как правило, употребляются как синонимы.

За отсутствием русскоязычного аналога, средства, заработанные или иным способом полученные в России лицами, не являющимися ее гражданами, пересылаемые в государства их происхождения (remittances), обозначаются как трансферты.


1 - Annan K.. Emma Lazarus Lecture on International Flows of Humanity, Columbia University, New York, 21 November 2003.
2 - За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Доклад VI. Международная конференция труда, 92-я сессия 2004 г. Международное бюро труда Женева, с.123, www.ilo.org/publus
3 - Glossary on Migration. IOM, Geneva: 2004, p.4.
4 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). МОМ, Бюро МОМ в России. М.: Гендальф, с. 497.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.