Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Экономика нелегальной миграции в России

Нельзя регулировать то, о чем ничего не знаешь

Сколько в России незаконных мигрантов?

Конкурируют ли мигранты с местной рабочей силой?

Сколько денег мигранты отправляют на Родину?

Незаконная миграция и принудительный труд

Трудовая миграция в России в глобальном контексте

Приложение 1

Приложение 2

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эдна Хайбел. Иммигранты. Edna Hibel. The immigrants Экономика нелегальной миграции в России

Владимир МУКОМЕЛЬ

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Сколько денег мигранты отправляют на Родину?

Остановимся более подробно на проблеме трансфертов, активно обсуждаемой масс-медиа, чиновниками и публичными политиками. В общественном мнении популярно представление: незаконные мигранты работают в теневой экономике, они не платят налогов, грабят население и бюджет территории, а все деньги отправляют на родину. В упоминавшемся выше обследовании Аналитического центра Юрия Левады 23% респондентов обосновали свое неприятие мигрантов тем, что "мигранты не платят налоги, а все деньги отправляют на родину". Насколько верно это представление?

Масштабы трансфертов трудовых мигрантов зависят от следующих факторов:

  • числа занятых в России иммигрантов,
  • продолжительности (среднего времени) их пребывания и трудовой деятельности в России,
  • их среднего заработка,
  • среднего ежемесячного размера переводов на родину.

Все эти параметры мало того, что взаимозависимы, но еще являются результирующими других характеристик, многие из которых трудно оценить. В табл. 3 приведены оценки числа трудовых мигрантов и масштабов их трансфертов.

Таблица 3. Оценка числа трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину
(Подробнее см. Приложение 2 )

Государство гражданства

Число работающих в России, тыс.

Среднее число месяцев пребывания в России

Среднегодовое число работающих, тыс.

Средний размер перевода, долларов в месяц

Размеры трансфертов, млн. долларов

Азербайджан

1000

11,4

947

133

1511

Армения

280

7,1

166

130

259

Грузия

117

9

87

112

118

Казахстан

50

7,1

30

100

35

Киргизия

300

7,1

177

100

213

Молдавия

154

8,6

110

154

204

Таджикистан

504

7,1

298

51

182

Узбекистан

390

7,1

231

52

144

Украина

1000

7,7

644

130

1004

Другие, всего

1055

6,8

600

90

648

   В т.ч. граждане

Китая

800

4,6

306

90

330

Северной Кореи

55

10,6

48

90

52

Вьетнама

100

10,6

88

90

95

Афганистана

100

11,3

94

90

102

Итого

4850

8

3227

 

3670

Вышеприведенные результаты нуждаются в комментариях.

Средняя величина заработка зависит от сфер занятости, качества рабочей силы, территорий преимущественной занятости и других факторов. Наименьшая - среди мигрантов из Центральной Азии, занятых на самых неквалифицированных работах. Заработок зависит и от времени проведения обследований: средняя заработная плата в России возросла за последние четыре года почти втрое в долларовом эквиваленте. Возможны оценки данного показателя на основе выборочных обследований как в государстве резиденции, так и в России.

Средний ежемесячный размер переводов на родину. Существенно зависит от контингента временных трудовых мигрантов: работающие на постоянной основе, тем более, если они живут в России с семьями, склонны больше тратить на текущее потребление в России, тогда как занятые сезонно и, тем более, спорадически, предпочитают тратить на себя как можно меньше, довольствуясь минимумом и отказывая себе во всем - жилище, питании, медицинском обслуживании и т.д. Доля средств, отсылаемых на родину двумя последними группами мигрантов, существенно выше, чем работающих в России постоянно.

Согласно исследованиям МОТ, средний размер перевода составляет менее 100 долларов в месяц21. По данным исследования незаконной миграции в России в 2001-2002 годах, проведенного МОМ, средний размер трансфертов, посылаемых на родину, составил 80 долларов22. В то же время, аналогичные обследования в государствах-донорах, дают, как правило, более высокие оценки средств, пересылаемых на Родину23.

Значительная часть трудовых мигрантов вообще не пересылает денег на родину. По обследованию МОТ, деньги посылают около половины мигрантов, по обследованию МОМ и того меньше - 35%24. Особенно это характерно для крупнейших городов, где велика доля проживающих и работающих постоянно: в Санкт-Петербурге 86% трудовых мигрантов не отправляют деньги на родину25. Эти данные несколько отличаются от полученных по результатам исследований в других странах, где, как правило, около 60-70% мигрантов пересылают деньги26. При этом в зарубежных аналогах весьма высока доля постоянных резидентов. В силу ряда методических особенностей российских исследований представляется, что доля мигрантов, не пересылающих средств на родину, серьезно завышена27.

Обратную зависимость между длительностью проживания/трудовой деятельности и размерами трансфертов отмечают и западные специалисты: среднегодовая сумма трансфертов из Северной Америки, где многие трудовые мигранты работают фактически постоянно, составляет 735 долларов - меньше, чем из России28.

Как показывают зарубежные обследования, чаще всего трансферты осуществляются ежемесячно. Согласно результатам масштабного исследования трансфертов филиппинских трудовых мигрантов (опрошено 1143 человека), 80% работников пересылают деньги раз в месяц, чаще всего - около 180 долларов (модальное значение, разброс переводов - от 25 до 2090 долларов29. Среди выходцев из Латинской Америки, находящихся в США, ежемесячно пересылают деньги 2/3, причем из относительно недавно прибывших - 3/4, размер большинства переводов - 200-300 долларов30.

Масштабы трансфертов из России в конкретное государство определяются средним числом работающих в России и средним размером переводов. Контрольными параметрами могут служить оценки национальных компетентных органов и международных организаций, ведущих подобного рода мониторинговые исследования (Всемирный Банк, МОМ, МОТ и др.). Достоверность этих оценок существенно зависит от доли трансфертов, пересылаемых легальным путем - через международные платежные системы, почтой и т.д. В Таджикистане, например, основная часть трансфертов проходит через систему Вестерн Юнион, установившей льготные ставки для такого рода переводов, тогда как в Молдавии, по данным репрезентативного обследования, менее половины переводов (около 44%) осуществляется легально31. Доля средств, проводимых в тени, зависящих от развитости банковской системы, еще больше в трансфертах в Узбекистан, Киргизию, другие государства СНГ32.

С аналогичными проблемами сталкиваются и на Западе: даже в ЕС, по оценкам специалистов, только две трети трансфертов в третьи страны проходят через банки или внебанковские системы перевода средств33.

Полученная оценка величины трансфертов составляет порядка 3,7 млрд. долларов в год. (Для справки: переводы всех физических лиц из Российской Федерации физическим лицам в странах СНГ через системы денежных переводов и Почту России составили за последний год, с апреля 2004 по март 2005 года, 2074 млн. долларов34). Скорее всего, это завышенные данные: далеко не все мигранты пересылают деньги на родину. Если даже 20-30% мигрантов не пересылают средства, это снижают оценку величины трансфертов до 2,5-3,0 млрд. долларов. С другой стороны, ряд обследований, на базе которых приведены средние суммы трансфертов (табл. 3), проводились несколько лет назад, когда заработки мигрантов в России были заметно ниже.

Судя по всему, средние заработки трудовых мигрантов близки к средней номинальной заработной плате в России: согласно обследованию, средняя заработная плата незаконных мигрантов составляла 5338 рублей в июне 2003 года (около 176 долларов), при средней по стране 5591 рубль (184 доллара). По другому обследованию, 50% мигрантов считали, что их оплата труда такая же, как у местных работников35.

Это вполне объяснимо: те мигранты, которые в силу квалификации, образования, сферы занятости не могут претендовать на российскую зарплату, компенсируют это более интенсивным трудом. Средняя продолжительность рабочей недели мигрантов составляет, по данным Е. Тюрюкановой, 66 часов36, по данным обследования Г. Витковской - 53 часа37. Особенно распространена такая практика среди мигрантов, прибывших на заработки на небольшой срок. Исключение составляют трудовые мигранты из Средней Азии, занятые на самых тяжелых, неквалифицированных работах и нещадно эксплуатируемые; им даже за счет удлинения рабочей недели не удается выйти на средние заработки россиян.

Если ориентироваться на среднюю заработную плату в России в 2004 году (6828 рублей, 237 долларов), заработки трудовых мигрантов составили в минувшем году около 9 млрд. долларов. В этом случае их трансферты могут приближаться и к 4,0 млрд. долларов.

Рисунок 2. Оценочная численность трудовых мигрантов в России и их трансферты, по странам гражданства

Примем как рабочую оценку трансфертов в 3,7 млрд. долларов. Очень важный аспект, выпадающий из дискуссий: мигранты пересылают на родину 40% заработанных средств. По данным исследований по Грузии - только 23%38, что согласуется с исследованиями по другим странам: нигерийцы, проживающие в Чикаго, посылают на родину 23% дохода39.

Остальные средства (4,5-5,0 млрд. долларов) идут на текущее потребление. То есть, они работают в экономике России, частично, через налоги с оборота и акцизы поступают и в бюджеты разного уровня. А это - в зависимости от формы оплаты труда и от того, в какой экономике заняты мигранты (официальной или теневой) - 1-2 млрд. долларов, причем идут они в основном в федеральный бюджет.

С трудностями оценки трансфертов мигрантов сталкиваются все принимающие государства. Даже в ЕС, где имеется статистика и отлаженные методики, лишь в меньшинстве стран имеются возможности детализации трансфертов в третьи страны40. По справедливому замечанию, "трансферты мигрантов в собственном смысле слова трудно измерить с достаточной точностью, и обычно они образуют часть "ошибок и упущений". Из-за трудностей получения и трактовки этих данных многие страны стремятся включить в один пункт отчетности (обычно денежные переводы работников) трансферты, реализованные всеми типами мигрантов, независимо от продолжительности их пребывания в стране. Некоторые страны даже не проводят различия между денежными переводами работников и другими частными трансфертами"41.

Выше отмечалось, что дискуссии о трудовых миграциях весьма специфичны: акцент делается исключительно на их негативных последствиях. Оценки масштабов трансфертов трудовых мигрантов необходимы - но не для того, чтобы знать "кто грабит и куда вывозят". За рубежом давно осознали, что для многих государств трансферты мигрантов более значимы, чем официальная помощь и прямые иностранные инвестиции. Это не менее справедливо и для постсоветского пространства: пора понять, что зависимость других государств СНГ от России прямо пропорциональна роли трансфертов в экономике этих государств. По данным МВФ, трансферты от мигрантов в Молдавии, например, составляют 15% ВВП42. Трансферты являются средством политического давления на эти государства - причем вполне цивилизованного43.


21 - Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. МОТ, Москва: 2004, с. 64.
22 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с. 498.
23 - Обследования Натии Челидзе, см.: Labor Migration from Georgia. IOM, 2003, p. 51.
24 - Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми, с.64; Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с.84.
25 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с.77.
26 - Среди находящихся в США взрослых выходцев из Латинской Америки, 70% посылают деньги на родину, из них 60% - регулярно и 10% - спорадически. (Sending Money Home: Remittance to Latin America and Caribbean. Inter-American Development Bank, Multilateral Investment Fund, April 2003, р.19). Как показали исследования трансфертов филиппинских трудовых мигрантов, в среднем, приблизительно 60% валового дохода респондентов идут на денежные переводы. При этом 8% мигрантов посылают менее 20% дохода, а 12% мигрантов высылают более 80% заработка (Enhancing the Efficiency of Overseas Workers Remittance. Market Study. Final Report. Asian Development Bank phi:4185, Volume II, July 2004, p.15)
27 - Судя по всему, часть респондентов, прибегавших к неофициальным каналам переправки средств, а также самостоятельно вывозившие деньги и закупленные материальные ценности не воспринимали это как помощь родственникам на родине
28 - Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. OECD, General Secretariat, 2004, p.12
29 - Enhancing the Efficiency of Overseas Workers Remittance. Market Study. Final Report. Asian Development Bank phi:4185, Volume II, July 2004, pp.7,8
30 - Sending Money Home: Remittance to Latin America and Caribbean. Inter-American Development Bank, Multilateral Investment Fund, April 2003, р.20
31 - Согласно исследованию "Трудовая миграция и денежные переводы в РМ" (2003-2004) МОТ/Фонда Сорос-Молдова/Альянса микрофинансирования, И. Коваленко. Экспорт рабочей силы - зло или благо? // "Экономическое обозрение", Кишинев, №18 (562) / 14 мая 2004 г. http://www.try.md/prview.php?data=Inter&id=41067
32 - По данным Московского офиса МОТ, полученных по официальным каналам из государств выхода мигрантов
33 - Mushtaq Hussain. Measuring Migrant Remittances: From the Perspective of the European Commission, p.4
34 - http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=Remittances.htm
35 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с.130
36 - Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми, С.59
37 - Проблемы незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования), с.122
38 - По данным Н. Челидзе, средний заработок трудовых мигрантов из Грузии в России составил 492 доллара, из которых 22,7% (111,5 долларов) высылались в Грузию. (Обследование трудовой миграции проведено Н. Челидзе в городах Тбилиси, Рустави, Ткибули и Ахалкалаки во второй половине 2002 года. Было опрошено 630 членов семей трудовых мигрантов). См.: Labor Migration from Georgia. IOM, 2003, p.50.
39 - Johan Mistiaen, Development Data Group, World Bank. Household survey data on remittances in sending countries. Sampling and questionnaire design: options and uses http://www.worldbank.org/data/remittances.html
40 - Mushtaq Hussain. Measuring Migrant Remittances: From the Perspective of the European Commission, p.3
41 - Билсборроу Р.Е., Хьюго Г., Обераи А.С. , Злотник Х. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. МОТ. М.: "Академия", 1999, с.316
42 - Dilip Ratha. Workers' Remittances: An Important and Stable Source of External
Development Finance // Global Development Finance 2003, The World Bank. (2003), Chapter 7, p.159
43 - Имеется еще один аспект проблемы трансфертов: интерес к ним, особенно к трансфертам с использованием неофициальных путей, резко возрос после 11 сентября, поскольку они представляют собой потенциально возможный канал финансирования терроризма.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.