Rambler's Top100

№ 37 - 38
8 - 21 октября 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"?

В 90-е годы приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР сократился

Но новых иммигрантов пока ждать больше неоткуда

Миграционный потенциал новых независимых государств

Миграционный потенциал русских и других народов России

Миграционный потенциал народов стран СНГ и Балтии

Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

1-й вариант - инерционный

2-й вариант: экономический бум в России

3-й вариант: эскалация политической напряженности в Центральной Азии

Сравнение трех вариантов прогноза

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

2-й вариант: экономический бум в России

По этому варианту ожидается увеличение различий в экономическом развитии России и других стран СНГ за счет опережающих темпов роста российской экономики (на уровне 1999-2000 годов, когда прирост объемов промышленного производства составлял 8-9%, а ВВП - до 8,3%) в условиях социально-политической стабильности на постсоветском пространстве.

В соответствии с такими ожиданиями приняты следующие гипотезы:

  • в течение 2002-2006 годов России удастся обеспечить опережающие темпы экономического развития, по сравнению с другими новыми независимыми государствами; резко сокращается безработица, которая носит, преимущественно, структурный характер; дифференциация доходов, уровня жизни в России и других странах СНГ возрастает;
  • повышается мобильность населения стран СНГ, часть потенциальных мигрантов этих государств переориентируется на эмиграцию в Россию;
  • социально-экономическая мотивация переселений доминирует во всех миграционных потоках;
  • к концу расчетного срока, на рубеже 2005-2006 годов Российская Федерация начинает проводить активную политику по привлечению иммигрантов из стран СНГ и Балтии; меры стимулирования рассчитаны на дополнительное, отчасти селективное привлечение 100 тысяч иммигрантов ежегодно;
  • увеличивающийся спрос на рабочую силу, особенно мало- и неквалифицированную, стимулирует приток трудовых мигрантов из стран СНГ;
  • сохраняется социально-политическая стабильность на всем постсоветском пространстве.

Таблица 6. Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на 2002-2006 годы, вариант российского экономического бума, в тысячах человек

Территория

Имми-гранты, всего

В том числе:

Эми-гранты, всего

Сальдо миграции

русские

предста-вители других этнических групп России

титуль-ные народы, живущие не в своих странах

коренные народы страны прожи-вания

Украина

783

500

24

19

240

472

311

Белоруссия

121

70

4

8

39

105

16

Молдавия

78

45

2

13

18

34

44

Закавказье

415

70

48

57

240

108

307

Азербайджан

130

35

10

5

80

39

91

Армения

118

5

1

2

110

32

86

Грузия

167

30

37

50

50

37

130

Казахстан

1045

720

120

145

60

230

815

Средняя Азия

745

445

127

68

105

175

570

Киргизия

93

55

9

9

20

41

52

Таджикистан

111

40

18

13

40

22

89

Туркменистан

107

70

15

12

10

20

87

Узбекистан

434

280

85

34

35

92

342

Балтия

46

27

5

6

8

33

13

Латвия

23

14

2

3

4

15

8

Литва

15

8

2

2

3

11

4

Эстония

8

5

1

1

1

7

1

Итого

3233

1877

330

316

710

1157

2076

Согласно расчетам, среди иммигрантов будут преобладать русские и представители других этнических групп российского происхождения. Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания, будет расти более высокими темпами, чем приток соотечественников. Особо значительно возрастет, по сравнению с инерционным вариантом, приток украинцев, казахов, титульных народов государств Средней Азии.

Масштабное вовлечение в миграционные процессы все новых контингентов несколько снизит адаптационные возможности иммигрантов, численность которых будет увеличиваться меньшими темпами, чем встречный поток эмигрантов.

Огромную роль играют возросшие масштабы миграционного обмена с Украиной: в отличие от Казахстана и среднеазиатских государств, откуда прибывают и будут прибывать в основном репатрианты, российско-украинские миграционные потоки будут формироваться под влиянием социально-экономической конъюнктуры в этих странах. Социально-экономическая природа миграционного обмена с Украиной определяет соразмерный поток встречных мигрантов, что характерно для стабильной социально-политической и экономической обстановки. Из 1,2 миллиона эмигрантов в страны СНГ и Балтии, свыше 470 тысяч (40%), как предполагается, выедут в Украину, в том числе 245 тысяч русских и 200 тысяч украинцев.

Определяющий вклад в миграционный прирост России в этот период внесут контингенты русских из Казахстана (560 тысяч человек, 27% миграционного прироста), из Украины (255 тысяч человек, 12% сальдо миграции), из Узбекистана (225 тысяч человек, 11% миграционного прироста), титульные народы государств Закавказья (170 тысяч человек, 8% сальдо миграции), украинцы, корейцы и немцы из Казахстана.

Увеличивающийся разрыв в уровне доходов, получаемых в России, по сравнению с другими странами СНГ, стимулирует приток трудовых мигрантов из государств Содружества. Численность последних возрастет до 4-6 миллионов человек. (По оценкам, численность незаконных трудовых мигрантов - а подавляющее большинство трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии работают в России, не имея на то законных оснований - составляет от 2,5 до 3,5 миллиона человек, из которых около 1/3-1/2 - нелегальные мигранты их стран дальнего зарубежья).

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most