Rambler's Top100

№ 37 - 38
8 - 21 октября 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"?

В 90-е годы приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР сократился

Но новых иммигрантов пока ждать больше неоткуда

Миграционный потенциал новых независимых государств

Миграционный потенциал русских и других народов России

Миграционный потенциал народов стран СНГ и Балтии

Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

1-й вариант - инерционный

2-й вариант: экономический бум в России

3-й вариант: эскалация политической напряженности в Центральной Азии

Сравнение трех вариантов прогноза

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

При прогнозировании миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002-2006) были приняты три сценария, различающиеся темпами экономического развития России и новых независимых государств, уровнем политической стабильности на постсоветском пространстве. Все эти варианты - "стихийные", сценарий государственного стимулирования притока иммигрантов в Россию не рассматривался.

Это объясняется тем, что Россия, по нашему мнению, пока не готова к такому стимулированию ни экономически, ни психологически. Широко распространено мнение, что привлечение миграционного потенциала соотечественников не требует существенных вложений. Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики России А. Блохин, например, заявил недавно: "именно в этом мобильном потенциале, обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована Россия". Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают определенными средствами, во вторых, большинство из них (80%) не обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России 8.

Но какой резон обращаться за помощью, зная, что эти жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? И так ли уж малы действительные "минимальные затраты"?

По расчетам, самого же ведомства, возглавляемого А. Блохиным, стоимость создания одного рабочего места составляет не менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 года, стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья - 4,4 тысячи рублей в ценах на 1.01.2001 г. 9. Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства 1 миллиона иммигрантов необходимо затратить 102 млрд. рублей, в том числе 79 млрд. на жилье и 23 млрд. рублей на создание рабочих мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные исследования, культуру и искусство вместе взятые.

Очевидно, что лишних 3,5 млрд. долларов в бюджете России в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание, образование и т.д. Так что ни о какой целенаправленной и широкомасштабной миграционной политике России по привлечению соотечественников из стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы. (Хотя стимулирование притока иммигрантов, на порядок меньшего, нельзя исключать). Ликвидация Правительственной комиссии по миграционной политике и отказ от Федеральной миграционной программы (2001 г.) символичны: исполнительная власть не числит миграционную политику в числе приоритетов своей деятельности.

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most