Rambler's Top100

№ 37 - 38
8 - 21 октября 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Кто приедет в Россию из "нового зарубежья"?

В 90-е годы приток в Россию мигрантов из бывших союзных республик СССР сократился

Но новых иммигрантов пока ждать больше неоткуда

Миграционный потенциал новых независимых государств

Миграционный потенциал русских и других народов России

Миграционный потенциал народов стран СНГ и Балтии

Сколько потенциальных мигрантов сможет привлечь Россия?

Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ и Балтии

1-й вариант - инерционный

2-й вариант: экономический бум в России

3-й вариант: эскалация политической напряженности в Центральной Азии

Сравнение трех вариантов прогноза

Над темой номера работал Владимир МУКОМЕЛЬ

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Миграционный потенциал русских и других российских народов

Основу миграционного потенциала стран СНГ и Балтии составляют российские соотечественники - в первую очередь, русские и представители других российских этнических групп.

Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) подразумеваются:граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты)); потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников).

Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", от 24.05.99 N 99-ФЗ. Ст.1 ч. 2.

В двух первых колонках табл. 3 приведены оценки числа русских и представителей других российских этнических групп (к которым, наряду с коренными для Российской Федерации, отнесены также немцы, евреи и корейцы), живущих сейчас в странах СНГ и Балтии. Эти оценки сделаны с учетом материалов переписей, проведенных в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии (1999), Латвии, Эстонии и Таджикистане (2000), а также последних сделанных экспертами оценок числа русских в "ближнем зарубежье".

Однако численность - это лишь один фактор, предопределяющий миграционный потенциал русских и представителей других российских этнических групп. Другой, не менее важный фактор - их установки на выезд из страны проживания.

Такие установки изменчивы и определяются, в первую очередь, реальной ситуацией как в соответствующих странах, так и в России. Существенное влияние на миграционные установки оказывает и возраст соотечественников - пожилые люди менее подвижны и многие из них, особенно одинокие, настроены дожить свой век на малой родине, где прошла их сознательная жизнь, где находятся могилы родных и близких.

Практически единственный источник оценок миграционных установок - социологические обследования. Такие обследования проводились в разных странах постсоветского пространства, но, к сожалению, сопоставимость результатов обследований, осуществляемых часто по разной методике, не всегда обеспечивается. Кроме того, социологические опросы зачастую дают завышенное представление о готовности респондентов к переезду. Выражая такую готовность, они могут не представлять всех сложностей, связанных со сменой условий и образа жизни, а также подспудно надеяться на внешнюю поддержку - со стороны России, государства проживания, международных организаций и т.д. Cледует согласиться с В. Переведенцевым, что проективные вопросы задаваемые в ходе социологических исследований, дают нечеткую картину 2.

Учитывая вышесказанное, приводимые в табл. 3 оценки миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии могут рассматриваться как максимально возможная численность потенциальных эмигрантов из государств их нынешней резиденции 3.

Таблица 3. Оценка миграционного потенциала русских и других российских этнических групп в странах СНГ и Балтии, тысяч человек

Страна проживания

Численность российских этнических групп 2000 (1999)

Доля потенциальных эмигрантов, в процентах

Численность российских этнических групп - потенциальных иммигрантов в Россию

Русские*

Другие российские этносы***

Русские

Другие российские этносы

Русские

Другие российские этносы

Всего

Украина

10800**

350

5

5

540

18

558

Белоруссия

1142

68

4

4

46

3

48

Молдавия

501

30

12

12

60

4

64

Закавказье

290

334

 

 

58

27

85

Армения

8

1

20

20

2

0

2

Азербайджан

142

303

20

7

28

21

50

Грузия

140

30

20

20

28

6

34

Казахстан

4480

750

38

24

1702

180

1882

Средняя Азия

2061

627

 

 

615

133

748

Киргизия

603

77

34

31

205

24

229

Таджикистан

68

25

46

46

31

12

43

Туркменистан

240

55

38

40

91

22

113

Узбекистан

1150

470

25

16

288

75

363

Страны Балтии

1340

55

 

 

101

5

107

Латвия

700

30

8

10

56

3

59

Литва

290

10

6

8

17

1

18

Эстония

350

15

8

10

28

2

30

Итого

20614

2214

 

 

3123

369

3492

Примечания:
* Источник: М.Тульский. Истинное лицо демографической катастрофы // "Независимая газета", 19 июля 2001, с.5.
**Источник: www.allworld.wallst.ru. Оценка М. Тульского (9,1 миллиона человек) представляется заниженной.
*** Оценка автора.

Таким образом, миграционный потенциал русских, проживающих в новых независимых государствах, составляет чуть более 3,1 миллиона человек, других российских этнических групп - около 0,4 миллиона, общий миграционный потенциал этих двух категорий населения - 3,5 миллиона человек. Эта оценка - скорее завышенная, чем заниженная: со времени проведенных обследований прошло значительное время и установки на эмиграцию, вероятно, снизились, ввиду изменившихся социально-политических и экономических условий, адаптации и отъезда части потенциальных эмигрантов. Ясно, однако, что он достаточно далек от 20 миллионов человек, называемых некоторыми политиками.

Полученные нами оценки миграционного потенциала не отличаются кардинально от оценок Ж. Зайончковской (4 миллиона человек, из которых на долю России можно отнести 3-3,5 миллиона человек 4).

Основной миграционный потенциал российских этносов сосредоточен к настоящему времени в Казахстане, Средней Азии и Украине. Особую значимость играет миграционный потенциал Центральной Азии: в отличие от украинско-российского направления, где приток иммигрантов в Россию уравновешивается встречным потоком, иммиграция из Центральной Азии носит односторонний характер. В 1990-1999 годах нетто-миграция русских из бывших союзных республик составила 3 миллиона человек, из которых 1085 тысяч приходится на Казахстан и 431 тысячи - на Узбекистан. В 1999 году в Россию прибыло 202 тысячи русских и 30 тысяч представителей других народов Российской Федерации, из них 138 тысяч - из Казахстана и Узбекистана. Встречный поток на порядок меньше - 22 тысячи человек.

Ключевая проблема - оценка миграционного потенциала русских и представителей других российских народов в Казахстане и в Средней Азии, в первую очередь - в Узбекистане. Ж. Зайончковская оценивает реальный миграционный потенциал русских в Казахстане не более чем в 2 миллиона человек, государств Средней Азии - в 1,5 миллиона. По мнению Е. Садовской, потенциал миграции русскоязычного населения из Казахстана несколько ниже - 1,5 миллиона человек. (По другим данным - 1,2-1,5 миллиона человек, из которых 1-1,2 миллиона придется на Россию 5).

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most