Счетная палата проанализировала расходы системы медстраха
Счетная палата (СП) рекомендует Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования (ФОМС) внепланово проверить свои территориальные
отделения - для того чтобы исправить имеющиеся ошибки при учете
застрахованных в системе лиц. Сейчас, обнаружили госаудиторы, часть
филиалов фонда искусственно завышала число таких граждан для того,
чтобы увеличить размер региональной субвенции. Выявила СП и проблемы
по части расходов ФОМС на содержание территориальных фондов: в ряде
случаев, по мнению проверяющих, такие подразделения просто не нужны.
Пробелы в персональном учете застрахованных в системе ОМС приводят
к некорректному отображению оказанной медицинской помощи и, соответственно,
к неверному расчету ее стоимости. К такому выводу пришли аудиторы
Счетной палаты, проанализировав бюджеты федерального и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС) за
2024 год.
Согласно данным о фактическом исполнении бюджета ФОМС за прошлый
год, его доходы составили 3,88 трлн руб., а расходы - 3,89 трлн
руб., дефицит - 19 млрд руб. при утвержденном при принятии закона
размере 147 млрд руб. В 2024 году основную долю доходов (86%) составили
страховые взносы на ОМС в сумме 3,34 трлн руб., что оказалось на
4% выше утвержденной суммы - это и позволило сократить дефицит.
Как отмечают в своем докладе аудиторы Счетной палаты, ФОМС и ТФОМС
не смогли обеспечить надлежащий персонифицированный учет сведений
о застрахованных по ОМС россиянах и оказанной им медицинской помощи.
В ряде случаев речь шла об учете уже умерших, в нескольких территориальных
фондах - о "задвоении" данных о застрахованном лице. Это
позволило таким фондам получить больше средств, так как к ним были
приписаны "мертвые души". При этом такие ошибки создали
дополнительные расходы для других регионов - им пришлось перечислить
в федеральный фонд больше средств за неработающее население.
Выявила СП и проблемы с расходами ФОМС на содержание территориальных
фондов - порядок расчета и обоснования количества создаваемых филиалов
сейчас никак не определен. Так, на начало 2025 года в РФ функционировало
139 филиалов в составе 28 ТФОМС: от одного в Забайкальском крае
до тринадцати - в Дагестане. Оценив функции десяти филиалов ТФОМС
Краснодарского края, Счетная палата пришла к выводу, что их работу
можно выполнять удаленно, сократив их число и сэкономив до 25 млн
руб. в год. В общей сложности расходы на содержание филиалов ТФОМС
по всей стране оценены в 245 млн руб. в год без учета расходов на
зарплаты их сотрудников, подсчитали в СП.
В итоге, как следует из заключения госаудиторов, ФОМС рекомендовано
провести внеплановую проверку региональных филиалов, чтобы сверить
данные о застрахованных и исключить приписки.
Кроме того, по мнению Счетной палаты, необходимо определить методику
расчета потребности ТФОМС в филиалах, чтобы сократить расходы на
их содержание.
Как пояснили "Ъ" в ФОМС, правом определять число филиалов
фонда в регионе обладают местные власти - и этот подход "учитывает
различные факторы", а не только размер территории субъекта.
Кроме того, как сообщили в фонде, Минздрав уже внес на рассмотрение
Госдумы проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений
в Федеральный закон № 326-ФЗ в части установления полномочия Федерального
фонда утверждать порядок согласования нормативов расходов на обеспечение
выполнения территориальными фондами своих функций, а также порядок
определения размера этих нормативов. Данный порядок, в случае его
принятия, обеспечит с 1 января 2027 года единый подход к формированию
норматива, включая в том числе вопросы определения численности территориальных
фондов ОМС, необходимости создания филиалов, потребности в автотранспортных
средствах.
Касаемо проблем с персонифицированным учетом в фонде отметили, что
сейчас филиалы используют федеральный регистр застрахованных в системе
ОМС - и он "позволяет надлежащим образом обеспечить учет застрахованных".
Эксперты, однако, полагают, что этого инструмента недостаточно.
"С 1993 года существовала система отношений между компаниями
и коммерческими страховщиками. Последние собирали подобные сведения
и передавали их в ФОМС. Однако в 2010 году такие договоры были отменены
- и сейчас понять в полной мере, кто за кого платит, невозможно",
- отмечает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы
экономики Лариса Попович.
В текст внесены изменения - добавлен комментарий Минздрава.
Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 17 октября
2025 года