Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1093 - 1094
28 октября - 10 ноября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" и "Новые известия" о новой концепции государственной миграционной политики
"Независимая газета" о внутренней миграции в города
"Ведомости" о проверке здоровья мигрантов
"Эконс" и "Эксперт" о вкладе мигрантов в экономику Москвы
"РБК" о диаспорах в России
"Коммерсантъ" об аудите числа застрахованных в системе ОМС
"Российская газета" о продлении "земских" программ
"Коммерсантъ" о сохранении психического здоровья

"Коммерсантъ" о борьбе с принуждением к аборту
"Российская газета" о борьбе с ожирением
"Ведомости" о генетическом скрининге перед ЭКО
"Новые известия" об устойчивости бактерий к антибиотикам
"Ведомости" о новой методике расчета ДТП и аварийности
"Независимая газета" о повышенном риске бедности среди семей со школьниками
"Коммерсантъ" о платформенной занятости

об аудите числа застрахованных в системе ОМС

В ОМС выявлены "мертвые души"

Счетная палата проанализировала расходы системы медстраха
Счетная палата (СП) рекомендует Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) внепланово проверить свои территориальные отделения - для того чтобы исправить имеющиеся ошибки при учете застрахованных в системе лиц. Сейчас, обнаружили госаудиторы, часть филиалов фонда искусственно завышала число таких граждан для того, чтобы увеличить размер региональной субвенции. Выявила СП и проблемы по части расходов ФОМС на содержание территориальных фондов: в ряде случаев, по мнению проверяющих, такие подразделения просто не нужны.
Пробелы в персональном учете застрахованных в системе ОМС приводят к некорректному отображению оказанной медицинской помощи и, соответственно, к неверному расчету ее стоимости. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проанализировав бюджеты федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС) за 2024 год.
Согласно данным о фактическом исполнении бюджета ФОМС за прошлый год, его доходы составили 3,88 трлн руб., а расходы - 3,89 трлн руб., дефицит - 19 млрд руб. при утвержденном при принятии закона размере 147 млрд руб. В 2024 году основную долю доходов (86%) составили страховые взносы на ОМС в сумме 3,34 трлн руб., что оказалось на 4% выше утвержденной суммы - это и позволило сократить дефицит.
Как отмечают в своем докладе аудиторы Счетной палаты, ФОМС и ТФОМС не смогли обеспечить надлежащий персонифицированный учет сведений о застрахованных по ОМС россиянах и оказанной им медицинской помощи.
В ряде случаев речь шла об учете уже умерших, в нескольких территориальных фондах - о "задвоении" данных о застрахованном лице. Это позволило таким фондам получить больше средств, так как к ним были приписаны "мертвые души". При этом такие ошибки создали дополнительные расходы для других регионов - им пришлось перечислить в федеральный фонд больше средств за неработающее население.
Выявила СП и проблемы с расходами ФОМС на содержание территориальных фондов - порядок расчета и обоснования количества создаваемых филиалов сейчас никак не определен. Так, на начало 2025 года в РФ функционировало 139 филиалов в составе 28 ТФОМС: от одного в Забайкальском крае до тринадцати - в Дагестане. Оценив функции десяти филиалов ТФОМС Краснодарского края, Счетная палата пришла к выводу, что их работу можно выполнять удаленно, сократив их число и сэкономив до 25 млн руб. в год. В общей сложности расходы на содержание филиалов ТФОМС по всей стране оценены в 245 млн руб. в год без учета расходов на зарплаты их сотрудников, подсчитали в СП.
В итоге, как следует из заключения госаудиторов, ФОМС рекомендовано провести внеплановую проверку региональных филиалов, чтобы сверить данные о застрахованных и исключить приписки.
Кроме того, по мнению Счетной палаты, необходимо определить методику расчета потребности ТФОМС в филиалах, чтобы сократить расходы на их содержание.
Как пояснили "Ъ" в ФОМС, правом определять число филиалов фонда в регионе обладают местные власти - и этот подход "учитывает различные факторы", а не только размер территории субъекта.
Кроме того, как сообщили в фонде, Минздрав уже внес на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ в части установления полномочия Федерального фонда утверждать порядок согласования нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций, а также порядок определения размера этих нормативов. Данный порядок, в случае его принятия, обеспечит с 1 января 2027 года единый подход к формированию норматива, включая в том числе вопросы определения численности территориальных фондов ОМС, необходимости создания филиалов, потребности в автотранспортных средствах.
Касаемо проблем с персонифицированным учетом в фонде отметили, что сейчас филиалы используют федеральный регистр застрахованных в системе ОМС - и он "позволяет надлежащим образом обеспечить учет застрахованных". Эксперты, однако, полагают, что этого инструмента недостаточно. "С 1993 года существовала система отношений между компаниями и коммерческими страховщиками. Последние собирали подобные сведения и передавали их в ФОМС. Однако в 2010 году такие договоры были отменены - и сейчас понять в полной мере, кто за кого платит, невозможно", - отмечает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович.
В текст внесены изменения - добавлен комментарий Минздрава.

Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 17 октября 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887