… о новой концепции
государственной миграционной политики
Приезжай меньше, да лучше
Опубликована новая концепция государственной миграционной
политики до 2030 года
Президент Владимир Путин подписал указ, определяющий концепцию миграционной
политики на 2026-2030 годы. В предыдущие шесть лет госполитика в
этой области была направлена на упрощение получения мигрантами патентов
и других документов. Теперь ставятся цели увеличить число иностранцев
в стране, разделяющих "традиционные ценности", противодействовать
формированию этнических анклавов и ускорить переход работодателей
к целевому найму трудовых мигрантов, в том числе из безвизовых стран.
Конкретный набор мероприятий установит правительство РФ.
Опубликованный вечером 15 октября указ Владимира Путина о концепции
миграционной политики до 2030 года состоит из 9 разделов и 46 пунктов.
Сейчас число приезжающих в РФ трудовых мигрантов стабильно растет,
говорится в документе, и эта тенденция будет сохраняться минимум
ближайшие пять лет.
Основным источником пополнения населения и обеспечения экономики
трудовыми ресурсами должно оставаться "естественное воспроизводство",
сказано в концепции. Мигранты названы в ней "вспомогательным
средством для решения экономических проблем". Политика в отношении
последних должна создавать "благоприятный режим для добровольного
переселения" иностранцев, способных "органично включиться
в систему позитивных социальных связей".
Указ предписывает совершенствовать законодательство и устанавливать
"простые, понятные и исполнимые правила" для мигрантов
и граждан РФ.
Властям даются напутствия, в частности, ускорить переход работодателей
к целевому найму мигрантов, в том числе из безвизовых стран, с работой
"на конкретном месте на основании трудового договора".
Кроме того, следует принять дополнительные меры по повышению ответственности
работодателей и снижению нагрузки на медицинскую и социальную системы
в части неработающих мигрантов.
Концепция также ставит цель увеличить число иностранцев в стране,
разделяющих "традиционные ценности", снизить число детей
мигрантов, не учащихся в школах, и противодействовать формированию
этнических анклавов в стране. Из документа также следует, что власти
планируют широко внедрять биометрию для контроля в миграционной
сфере.
Конкретные меры и целевые показатели в президентском указе не прописаны.
До 31 декабря 2025 года правительство должно утвердить план мероприятий
по выполнению прописанных в концепции задач и впоследствии (при
необходимости) корректировать ее.
По данным ФСБ, в 2024 году иностранцы совершили 16,6 млн визитов
в Россию (один человек мог несколько раз въехать в страну), в том
числе 5,8 млн - с целью работы (в 2023 году - 15,4 млн и 5,5 млн
визитов соответственно). В феврале 2025 года в МВД оценивали число
нелегалов в РФ в 670 тыс. человек.
Предыдущая концепция была принята в 2018 году и задавала вектор
миграционной политики на период с 2019 по 2025 год. За шесть лет
госполитика была в основном выстроена вокруг упрощения получения
мигрантами патентов и других разрешительных документов. Законодатели
урегулировали вопрос получения гражданства иностранцами, имеющими
заслуги перед РФ в области науки, техники, спорта, обороноспособности
и безопасности. Также была введена однократная электронная виза.
После теракта в московском "Крокус Сити Холле" в марте
2024 года требования к пребыванию иностранцев в РФ стали ужесточаться.
С 1 января 2025 года граждане безвизовых стран могут находиться
в России 90 дней суммарно в течение года (а не полугода, как ранее).
В феврале 2025 года заработал "реестр контролируемых лиц"
для нарушителей закона: попадание туда грозит иностранцу блокировкой
счетов, сим-карт и высылкой из страны. С 30 июня всем приезжим из
безвизовых стран надо самостоятельно сдать биометрические данные
в приложении ruID (минимум за 72 часа до приезда).
С 1 сентября приехавшие работать в Москву и Подмосковье иностранцы
из безвизовых стран должны установить мобильное приложение и разрешить
властям отслеживать их геолокацию.
Новая версия концепции в основном продолжает и уточняет "прежний
курс", полагает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер.
"Документ консервативен в выборе целевых групп мигрантов и
вновь выстраивает компромисс между соображениями безопасности и
экономического развития. При этом он опирается на набор мифов: что
мигранты совершают больше преступлений, чем местные (а это не так),
и что мигрантские "анклавы" представляют угрозу, требующую
противодействия. На деле такие концентрации в России почти не складываются",-
поясняет эксперт.
Среди новаций в концепции господин Варшавер отмечает "смещение
фокуса на работодателей как "ответственных" за поддержание
законности и согласия, и акцент на контроле за безопасностью вместо
экономического развития". В документе снова нет идеи, что Россия
должна активно выходить на рынок международных мигрантов для наращивания
человеческого капитала, необходимого для постиндустриального развития,
заключает эксперт.
Александр ВОРОНОВ. Коммерсантъ, 16 октября 2025
года
Новая концепция миграционной политики России:
что она изменит?
"Цифровой поводок" для мигрантов: как новая
концепция изменит жизнь в России
Россия меняет подход к миграции. Вместо демографического пополнения
- контроль, цифровые профили и борьба с анклавами. Что изменит новая
концепция миграционной политики России и что ей может помешать? Новый курс: мигрантов возьмут под цифровой контроль
Президент Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной
миграционной политики России на 2026-2030 годы, задав принципиально
новый курс. По своей сути концепция - это не закон прямого действия,
а стратегический документ. Он определяет цели, принципы и задачи,
на основе которых в ближайшие годы будут разрабатываться и приниматься
конкретные законы, указы и постановления.
На бумаге новый подход выглядит как попытка государства перехватить
инициативу и выстроить жесткую, управляемую систему. Ключевой акцент
сделан на национальной безопасности, защите российского общества,
рынка труда. Документ прямо указывает, что все это необходимо для
"сохранения общероссийской цивилизационной идентичности"
и противодействия незаконной миграции.
Новая концепция - это не только об ограничениях. Большое внимание
в ней уделено созданию благоприятных условий для тех, кого в России
ждут. Речь идет о соотечественниках, проживающих за рубежом, и иностранцах,
которые разделяют российские ценности, а также о квалифицированных
специалистах, инвесторах и талантливой молодежи. Отдельно прописана
задача по созданию условий для возвращения жителей ДНР, ЛНР, Запорожской
и Херсонской областей, покинувших свои дома.
Главные тезисы новой концепции.
1. "Цифровой поводок". Вводится "цифровой профиль"
иностранца. Все данные о нем - от биометрии до места жительства
и работы - соберут на единой цифровой платформе. Это позволит отслеживать
перемещения и статус в реальном времени. К анализу данных подключат
ИИ.
2. "Белые списки". Будут созданы два ключевых реестра
- иностранных граждан и работодателей, которые имеют право их нанимать.
Компаниям, не вошедшим в этот список, привлекать иностранцев будет
запрещено.
3. Приоритет - организованный набор. Государство делает ставку на
целевой завоз мигрантов под конкретные проекты и потребности экономики.
Хаотичный въезд в страну "в никуда" будет максимально
ограничиваться.
4. "Фильтр" на въезде. Концепция вводит важный новый элемент
- создание центров подготовки потенциальных мигрантов. Их будут
учить языку, законам и знакомить с российскими духовно-нравственными
ценностями еще до приезда в РФ, отсеивая неподходящих кандидатов
на дальних подступах.
5. Семья - не для всех. Привезти с собой родственников станет сложнее.
Разрешение получат только те, кто докажет готовность близких к интеграции.
Это удар по иждивенцам, которые не работают и не учатся.
6. Борьба с анклавами и преступностью. Концепция прямо признает
проблему формирования этнических анклавов и роста преступности.
В качестве мер предлагаются усиление контроля за местами проживания
мигрантов и жесткое противодействие их вовлечению в незаконную деятельность.
7. Сначала - свои. Вводится принцип приоритетного трудоустройства
граждан России. Если желающих сограждан найти не удалось, можно
будет нанять иностранца.
Миграционную службу наделяют полномочиями на осуществление оперативно-розыскной
деятельности и дознания. На путях трансграничных пассажирских перевозок
и внутренних транспортных узлах появятся пункты миграционного контроля.
Концепция выглядит как комплексный план по наведению порядка, чего
уже давно просят граждане и эксперты. Государство пытается решить
самые больные вопросы: от преступности и нелегальных потоков до
социальной напряженности. Главный вопрос теперь в том, как эти стратегические
цели будут реализованы на практике и не превратятся ли новые барьеры
в очередные коррупционные лазейки.
Важная деталь: в новой концепции прямо говорится о сохранении роста
числа мигрантов в России до 2030 года. Это объясняется потребностью
российской экономики в иностранных работниках соответствующей квалификации. Посмотрим на реализацию: что думают эксперты о новой концепции
Эксперты одобряют саму концепцию, но предрекают ей серьезные проблемы
на этапе реализации. Журналист Андрей Медведев предположил, что
бенефициары серых схем будут саботировать инициативы.
"Убежден, что за реализацию концепции миграционной политики,
утвержденной президентом, придется очень и очень серьезно побороться.
Причем всем. И политикам, и лидерам общественного мнения, и блогерам,
и журналистам и полиции, и самым обычным людям", - подчеркнул
он.
По оценке президента Центра развития региональной политики (ЦРРП)
Ильи Гращенкова, основная ставка сделана на внедрении "умных"
решений, которые способны привести к ощутимому результату уже в
конце следующего года. При этом важно не переборщить с ужесточением
контроля и учета, иначе законопослушные зарубежные специалисты рискуют
стать "дойными коровами силового блока".
"Большая роль предусмотрена для структурирования пребывания
мигрантов в России, по сути - внедрение того самого Мигрант ID.
Кремль пытается пройти между Сциллой и Харибдой миграционной политики,
где "нам не нужны мигранты" и "мы не обойдемся без
миллиона рабочих рук", пытаются уложить в концепт "умной
миграции". И цифровизация контроля здесь ключевое понятие",
- уверен эксперт. Фундаментальные сдвиги: чем новая концепция отличается от старой
Новая концепция - это не просто редакция старой, а полная смена
парадигмы. Если предыдущая версия документа, принятая в 2018 году,
была по своей сути экономической и демографической, то нынешняя
- это в первую очередь документ о безопасности. Произошел кардинальный
сдвиг от политики привлечения к политике фильтрации и контроля.
Разворот - прямое следствие нерешенных проблем прошлого десятилетия:
от роста этнической преступности до провала программ адаптации,
что вызвало мощный общественный запрос на ужесточение политики.
Главные отличия от прошлой концепции.
1. Цель политики: демография и экономика - безопасность и защита
ценностей. Переход от "восполнения населения" к "обеспечению
безопасности" и "сохранению идентичности".
2. Метод контроля: административно-бумажный - цифровой и всеобъемлющий.
Понятий цифрового профиля и единой цифровой платформы в старой концепции
не было.
3. Принцип набора: стихийный въезд - организованный ввоз. Государство
переходит от фактического поощрения "самотека" к завозу
мигрантов под конкретные проекты.
4. Отношение к семьям: уведомительное - разрешительное с условиями.
Въезд родственников из безусловного права превращается в привилегию,
которую нужно доказать.
5. Роль работодателя: пользователь - ответственный и проверенный
участник. Теперь он становится первичным агентом миграционного контроля,
несущим ответственность за привлеченного работника
6. Идеологическая составляющая: нейтральная - ценностно-ориентированная.
Переход от формального знания языка и законов к уважению к традициям
и "духовно-нравственным ценностям", которые будут продвигать
еще до въезда в Россию.
7. Работа с проблемами: реактивная - проактивная. Власти перестают
замалчивать проблему анклавов и преступности, признавая ее прямой
угрозой.
Таким образом, если раньше миграционная политика была инструментом
для решения проблем экономики, то теперь она становится инструментом
защиты государства и общества. Россия переходит от модели "открытых
дверей" с фильтрами к модели "крепости" с контролируемыми
воротами.
Показателен и сам срок действия документа: вместо прежних шести
лет новый план рассчитан на четыре. Это говорит о переходе от долгосрочного
планирования к более оперативному управлению в условиях меняющейся
реальности, а также демонстрирует необходимость в быстрых результатах.
Ситуация дошла до предела: даже государство признает проблемы
Главным фактором, вызывающим сильнейший общественный резонанс, стала
этническая преступность. Председатель Следственного комитета Александр
Бастрыкин еще в прошлом году бил тревогу, призывая Госдуму срочно
принимать законы, которые соответствуют обстановке.
Драки, поножовщина, убийства, бытовые конфликты с местными, наркоторговля
и преступления экстремистского характера среди мигрантов все чаще
появляются в сводках СМИ. Выходцы из других стран и их дети создавали
этнические банды. Разрослись анклавы - районы компактного проживания
мигрантов, где российские законы и социальные нормы зачастую переставали
действовать.
"В списке задач остается противодействие формированию этнических
анклавов. Она была поставлена более двух лет назад, но пока для
ее практической реализации толком ничего не сделано", - заявил
один из ярких сторонников ужесточения миграционной политики, член
СПЧ Кирилл Кабанов.
Проблема усугублялась тем, что прежняя система создавала лазейки
не только для законопослушных трудящихся. Вместе с ними в страну
попадали сторонники радикальных идеологий, а также те, кто, пользуясь
упрощенными процедурами, ехал в Россию не на стройки, а за гражданством
и социальными пособиями для всей семьи. Это создавало двойную нагрузку:
на правоохранительную систему и на социальную инфраструктуру регионов,
вызывая острое чувство несправедливости у местных жителей.
Действующая система не способна обеспечить реальный контроль, а
часть приезжих растворялась в теневом секторе экономики: фиктивные
регистрации, "резиновые" квартиры, получение зарплаты
без уплаты налогов.
Все это и вызывает общественный резонанс, создавая негативный образ
мигранта, что способствует росту социального напряжения. В СМИ и
соцсетях формируется устойчивый запрос на "наведение порядка",
и реальных причин для этого предостаточно.
Таким образом, государство сделало свою ставку на тотальный контроль
миграционных процессов и защиту ценностей. Новая концепция выглядит
как давно назревший ответ на острые проблемы общества. Теперь главный
вопрос переходит из кабинетов на улицы: окажется ли реализация такой
же жесткой, как и сам документ?
Александр КУМАНЕВ. Новые известия, 17 октября
2025 года