Какая информация интересует покупателей такой информации
Объем рынка медицинских данных в России приближается к 5 млрд руб.,
об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Kept за
2024 год. Спрос на обезличенную информацию о состоянии граждан растет,
однако такой бизнес все еще остается серой зоной, отмечают эксперты.
Пока 90% сделок по покупке медданных приходится на фармкомпании:
их используют для анализа эффективности препаратов и планирования
будущих разработок. Кроме того, спрос есть со стороны страховых
служб, разработчиков нейросетей и промышленных предприятий, где
хотят научится выявлять заболевания рабочих на ранних стадиях.
Зачастую бизнес закупает медицинские данные у государства и частных
клиник. В пакет информации входят, например, результаты анализов,
выписанные рецепты, больничные листы, рентгеновские снимки, МРТ
и прочие документы. Власти уже готовят правовую основу, которая
обеспечит дальнейший рост этого рынка, отметил партнер компании
Kept Дамир Сухов: "В каждом регионе существует собственная
государственная информационная система в сфере здравоохранения,
с помощью которой и осуществляется подключение каждой конкретной
организации к российской ЕГИСЗ. Все госполиклиники должны обеспечить
подключение к ней и передавать туда сведения об оказанной медицинской
помощи. Оператором, конечно, выступает государство в лице профильных
министерств и ведомств, которые имеют право собирать эти данные.
Все они хранятся в единой системе. Почему россияне боятся утечек и хищений персональных данных
Государство может опираться на накопленные данные для следующих
целей: мониторинг и прогнозирование состояния здоровья населения,
заболеваемости, смертности. Это и осуществление фармацевтического
и фармакологического надзора, и формирование обязательной статистической
информации. Кроме того, в ЕГИСЗ встроены и другие системы, например,
ВИМИС, которые позволяют врачам иметь оперативный доступ к маршруту
пациента. Действительно, сейчас есть определенные регуляторные барьеры
по использованию этих данных. С другой стороны, российские федеральные
органы власти предлагают и обсуждают порядка 10 инициатив по развитию
этого рынка и снятию барьеров. Соответственно, если они будут устранены,
то мы увидим кратный рост рынка и все большее количество запросов
на использование этих данных.
Ведь потенциал здесь действительно огромный как для пациентов, так
и для врачей, фармацевтических компаний и разработчиков".
Опрошенные РБК страховые компании заявили, что не покупают медицинские
данные. Вместо этого они собирают информацию о клиентах самостоятельно
с их разрешения или получают сведения от клиник-партнеров. Приобретение
данных о состоянии здоровья граждан пока не вполне легально, подчеркнул
управляющий партнер Comply Артем Дмитриев: "У нас были данные
персональные, теперь появились персональные данные обезличенные.
Но суть от этого не меняется. И даже когда бизнес обезличил данные
корректно, в соответствии с методиками, утвержденными для компаний,
ему нужно соблюдать и контролировать сроки их обработки, несмотря
на то, что с ними можно работать чуть шире и для больших целей.
В конце концов, если обработка такой информации происходит как-то
неправомерно или, не дай бог, она утекает, то, безусловно, бизнес
будет нести всю полноту ответственности. Почему в России растет количество слитых данных
Единственный профит здесь - это меньше рисков, если все-таки будет
допущена утечка, меньше вреда субъектам. Соответственно, бизнес
вправе рассчитывать на меньший штраф, чем если бы это случилось
с исходными персональными данными. Но в целом концепция "купи-продай"
по отношению и к ним, и к обезличенным персональным данным у нас,
по сути, запрещена. Все равно у такой информации есть оператор,
который ее собрал, а покупатель ее не вправе приобретать и использовать
по собственному усмотрению. При определенных условиях это может
быть не запрещено.
Но такого, чтобы этими данными можно было пользоваться эффективно,
не боясь нарушить закон, сегодня в юридической конструкции нет.
Наверное, экспериментальный правовой режим, о котором говорится
сегодня активно, мог бы помочь ответить на ключевой вопрос о том,
что такое анонимные данные. Здесь у нас персональные данные, к которым
применяется весь набор юридических ограничений. Здесь - обезличенные
персональные данные, с которыми можно работать чуть-чуть свободнее.
А вот здесь у нас уже, например, не персональные данные, к ним вообще
эти ограничения не применяются".
Согласно исследованию Kept, врач зачастую сам определяет, какие
показатели попадут в программу для обработки, поэтому в 80% случаев
бизнес получает набор неструктурированных записей.