… о тесте на
знание русского языка для детей иностранцев
Легко ли детям мигрантов пройти тест на знание
русского языка
За последние годы вопрос детей мигрантов оказался актуальным
для многих стран, и Россия не исключение. Взрослые из-за незнания
русского языка сталкиваются с трудностями на работе, а дети - в
школе.
В 2024 году на территории РФ находилось 628 тысяч несовершеннолетних
без гражданства. И по оценкам экспертов, около 400 тысяч из них
- школьники. То есть это практически полмиллиона человек, которые
пойдут в образовательное учреждение, получат российский аттестат,
будут интегрированы в общество, но при этом, видимо, не смогут освоить
и 30 процентов программы из-за базового незнания языка.
Именно поэтому с 1 апреля 2025 года все учащиеся при поступлении
в российскую школу обязаны сдавать тест по русскому языку. Экзамен
включает в себя две части - письменную и устную. Ребенок должен
продемонстрировать навыки письма, чтения, свободную речь. Дети,
которые не справятся, не имеют права получать образование в российской
школе, но смогут еще раз попытать удачу через 3 месяца, сперва пройдя
дополнительный курс за счет родителей.
И что же - проблема детей мигрантов наконец решилась и теперь все
школьники смогут получать знания на равных условиях? Нет, результаты
показывают другое. 10 сентября Рособрнадзор опубликовал данные,
по которым из тех 23,6 тысячи иностранцев, кто подал документы на
поступление в школу, лишь 3 тысячи смогли оказаться за партой. Иначе
говоря, 12,6% от общего количества детей. То есть мы видим, что
реформа не облегчила школьникам интеграцию, а напротив, привела
к тому, что на данный момент в России находится минимум 20 тысяч
ребят, которые не смогли 1 сентября пойти в школу.
Так чем же являются тесты по русскому для мигрантов: барьером или
реальной помощью в адаптации?
Хочу отметить, что подобные тесты в регионах с высоким потоком мигрантов
- распространенная практика. Например, с 2025 года в Баварии были
введены обязательные тесты по немецкому языку, по результатам которых
ребенка могут отправить на языковые курсы подготовки. В итоге за
2026/27 год 19 процентов немецких первоклассников будут обязаны
посещать дополнительные языковые уроки. В соседней Австрии тоже
действуют специальные подготовительные классы, где детей иностранцев
интенсивно обучают немецкому языку. Такая инициатива объяснима -
большое количество детей, не знающих государственного языка, замедляют
учебный процесс.
Авторы этого закона в России, депутат Ирина Яровая и председатель
Госдумы Вячеслав Володин, именно так объяснили необходимость подобного
нововведения. Добавив, что и сами дети мигрантов испытывают сильный
стресс и проблемы с социализацией среди своих одноклассников. К
тому же есть недовольство и со стороны педагогов. Например, по результатам
опроса, опубликованного газетой "Ведомости", 53 процента
российских учителей жалуются на уровень русского языка школьников,
а значит, и освоение общеобразовательной программы среди мигрантов.
При этом авторы закона подчеркивают, что неудача при прохождении
экзамена не отнимает у ребенка право на обучение в российской школе,
но обязывает родителей лучше подготовить его к началу учебного года.
Так что тестирование на русский язык вводилось не как барьер, а
как важный шаг к адаптации.
За каждым ребенком в любом случае остается право обучаться в школе,
но он сможет его осуществить лишь после прохождения курсов, которые
обеспечат ему достойное знание языка. Известный политик Сергей Миронов
считает, что это вполне рабочая схема. Задача закона не в том, чтобы
"отлучить" детей мигрантов от школы, а в том, чтобы "шел
нормальный учебный процесс независимо от состава класса, чтобы ученикам
любых национальностей и педагогам было комфортно".
Помимо этого, правительство России продолжает разрабатывать различные
модели адаптаций для детей мигрантов. Например, предлагается ввести
специальный курс "Если мы живем в России", направленный
на изучение языка и культуры страны. Программа, рассчитанная на
34 часа, предполагает общение учителей и детей-иностранцев в маленьких
группах. В рамках занятий они должны обсуждать времена года, распорядок
дня и т.п.
Институт содержания и методов обучения (ИСМО) им. В.С. Леднева подготовил
и опубликовал на сайтах региональных министерств образования методические
рекомендации по работе с детьми-мигрантами. Педагогам предложили
на выбор или интенсивное обучение детей русскому языку по отдельным
возрастным группам в течение всего учебного года, или проведение
дополнительных занятий во внеучебное время. Цели учителей - познакомить
учащихся с российской культурой и традициями, воспитать уважение
к ним, а также работать над тем, чтобы ребенок социализировался.
Курс задумывался с целью помочь иностранцам интегрироваться, предоставив
им возможность изучать программу наравне с их одноклассниками. И
результаты есть - за этот год около 3000 учащихся получили возможность
стать полноценной частью общества. Но не будем забывать о 20 000
детей, у которых пока такого шанса нет.
И вот тут уже начинаются барьеры.
Первая причина, почему тест воспринимается мигрантами как настоящее
препятствие - высокий проходной порог. Ребенку нужно ответить правильно
на 90 процентов ответов, чтобы просто сдать на минимальный балл.
То есть для первоклассника это 9 заданий из 10, для старшеклассника
- 22 из 24. Некоторые учителя считают эти критерии запредельно высокими.
- Если ребенок растеряется, переволнуется, он может сделать ошибку,
- отмечает учитель из Санкт-Петербурга Максим Иванцов.
Вот пример семьи из Литвы, недавно переехавшей в Россию. Томас вместе
с женой и десятилетней дочерью перебрался в Москву, у семьи русские
предки, девочка свободно говорит и читает на русском. Родители даже
специально наняли репетитора, чтобы быть уверенными, что их дочь
сможет вовремя попасть в школу - но ребенок не смог набрать необходимые
90 процентов, а возможность пересдать тест у нее будет лишь через
3 месяца после подготовительных курсов.
Но и с подготовительными курсами возникает проблема - в случае провала
на экзамене родители обязаны отдать будущего школьника на курсы,
которые помогут ему улучшить уровень языка. Но проблема заключается
в том, что это дополнительное образование должны будут оплатить
именно родители, чего далеко не все могут себе позволить. Многие
эксперты считают, что родители могут специально оттягивать и не
отдавать своих детей в школу, так как не могут позволить себе оплачивать
дополнительное образование ребенку.
- На мой взгляд, ограничить поступление детей в школу, если они
плохо знают русский язык, правильно, но нужно дать возможность им
на бесплатной основе подтянуть знания, - считает член Комитета по
миграции Ассамблеи народов Евразии Борис Панич.
По его мнению, тест не должен на долгое время лишать ребенка возможности
посещать школу, если у родителей не будет средств на его обучение.
Таким образом, мы видим, что мера, изначально планируемая как помощь,
добавляет много практических трудностей. А пока 20 000 детей не
смогли попасть за парты вместе со своими ровесниками, и государству,
и обществу надо искать дополнительные решения этой проблемы. Сейчас
создаются новые адаптационные программы и методические материалы
для педагогов, и это позволяет надеяться на постепенное совершенствование
системы.
Ксения ВОЙТАС. Российская газета, 24 сентября
2025 года