Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1091 - 1092
14 октября - 27 октября 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Новые Известия" о сокращении расходов на медицину
"Российская газета" о поправках в закон об ОМС
"Коммерсантъ" о медицине будущего в Москве
"Коммерсантъ" о непопулярности скрининга на рак
"Если быть точным" о влиянии экологических проблем на здоровье
"Коммерсантъ" о росте рынка медицинских данных
"Новые Известия" о борьбе со старением и долголетии
"Новые Известия" о финансовом обеспечении на старости

"Коммерсантъ" о распространенности психических расстройств
"Российская газета о тесте на знание русского языка для детей иностранцев
"РБК об отмене ускоренной процедуры получения гражданства Германии
"Коммерсантъ" о домашних родах
"Известия" о росте выплат по беременности, родам и уходу за ребенком
"Российская газета" об отношении россиян к методам контрацепции
"Независимая газета" о рекордах уровня роботизации в Китае

о тесте на знание русского языка для детей иностранцев

Легко ли детям мигрантов пройти тест на знание русского языка

За последние годы вопрос детей мигрантов оказался актуальным для многих стран, и Россия не исключение. Взрослые из-за незнания русского языка сталкиваются с трудностями на работе, а дети - в школе.
В 2024 году на территории РФ находилось 628 тысяч несовершеннолетних без гражданства. И по оценкам экспертов, около 400 тысяч из них - школьники. То есть это практически полмиллиона человек, которые пойдут в образовательное учреждение, получат российский аттестат, будут интегрированы в общество, но при этом, видимо, не смогут освоить и 30 процентов программы из-за базового незнания языка.
Именно поэтому с 1 апреля 2025 года все учащиеся при поступлении в российскую школу обязаны сдавать тест по русскому языку. Экзамен включает в себя две части - письменную и устную. Ребенок должен продемонстрировать навыки письма, чтения, свободную речь. Дети, которые не справятся, не имеют права получать образование в российской школе, но смогут еще раз попытать удачу через 3 месяца, сперва пройдя дополнительный курс за счет родителей.
И что же - проблема детей мигрантов наконец решилась и теперь все школьники смогут получать знания на равных условиях? Нет, результаты показывают другое. 10 сентября Рособрнадзор опубликовал данные, по которым из тех 23,6 тысячи иностранцев, кто подал документы на поступление в школу, лишь 3 тысячи смогли оказаться за партой. Иначе говоря, 12,6% от общего количества детей. То есть мы видим, что реформа не облегчила школьникам интеграцию, а напротив, привела к тому, что на данный момент в России находится минимум 20 тысяч ребят, которые не смогли 1 сентября пойти в школу.
Так чем же являются тесты по русскому для мигрантов: барьером или реальной помощью в адаптации?
Хочу отметить, что подобные тесты в регионах с высоким потоком мигрантов - распространенная практика. Например, с 2025 года в Баварии были введены обязательные тесты по немецкому языку, по результатам которых ребенка могут отправить на языковые курсы подготовки. В итоге за 2026/27 год 19 процентов немецких первоклассников будут обязаны посещать дополнительные языковые уроки. В соседней Австрии тоже действуют специальные подготовительные классы, где детей иностранцев интенсивно обучают немецкому языку. Такая инициатива объяснима - большое количество детей, не знающих государственного языка, замедляют учебный процесс.
Авторы этого закона в России, депутат Ирина Яровая и председатель Госдумы Вячеслав Володин, именно так объяснили необходимость подобного нововведения. Добавив, что и сами дети мигрантов испытывают сильный стресс и проблемы с социализацией среди своих одноклассников. К тому же есть недовольство и со стороны педагогов. Например, по результатам опроса, опубликованного газетой "Ведомости", 53 процента российских учителей жалуются на уровень русского языка школьников, а значит, и освоение общеобразовательной программы среди мигрантов. При этом авторы закона подчеркивают, что неудача при прохождении экзамена не отнимает у ребенка право на обучение в российской школе, но обязывает родителей лучше подготовить его к началу учебного года. Так что тестирование на русский язык вводилось не как барьер, а как важный шаг к адаптации.
За каждым ребенком в любом случае остается право обучаться в школе, но он сможет его осуществить лишь после прохождения курсов, которые обеспечат ему достойное знание языка. Известный политик Сергей Миронов считает, что это вполне рабочая схема. Задача закона не в том, чтобы "отлучить" детей мигрантов от школы, а в том, чтобы "шел нормальный учебный процесс независимо от состава класса, чтобы ученикам любых национальностей и педагогам было комфортно".
Помимо этого, правительство России продолжает разрабатывать различные модели адаптаций для детей мигрантов. Например, предлагается ввести специальный курс "Если мы живем в России", направленный на изучение языка и культуры страны. Программа, рассчитанная на 34 часа, предполагает общение учителей и детей-иностранцев в маленьких группах. В рамках занятий они должны обсуждать времена года, распорядок дня и т.п.
Институт содержания и методов обучения (ИСМО) им. В.С. Леднева подготовил и опубликовал на сайтах региональных министерств образования методические рекомендации по работе с детьми-мигрантами. Педагогам предложили на выбор или интенсивное обучение детей русскому языку по отдельным возрастным группам в течение всего учебного года, или проведение дополнительных занятий во внеучебное время. Цели учителей - познакомить учащихся с российской культурой и традициями, воспитать уважение к ним, а также работать над тем, чтобы ребенок социализировался.
Курс задумывался с целью помочь иностранцам интегрироваться, предоставив им возможность изучать программу наравне с их одноклассниками. И результаты есть - за этот год около 3000 учащихся получили возможность стать полноценной частью общества. Но не будем забывать о 20 000 детей, у которых пока такого шанса нет.
И вот тут уже начинаются барьеры.
Первая причина, почему тест воспринимается мигрантами как настоящее препятствие - высокий проходной порог. Ребенку нужно ответить правильно на 90 процентов ответов, чтобы просто сдать на минимальный балл. То есть для первоклассника это 9 заданий из 10, для старшеклассника - 22 из 24. Некоторые учителя считают эти критерии запредельно высокими.
- Если ребенок растеряется, переволнуется, он может сделать ошибку, - отмечает учитель из Санкт-Петербурга Максим Иванцов.
Вот пример семьи из Литвы, недавно переехавшей в Россию. Томас вместе с женой и десятилетней дочерью перебрался в Москву, у семьи русские предки, девочка свободно говорит и читает на русском. Родители даже специально наняли репетитора, чтобы быть уверенными, что их дочь сможет вовремя попасть в школу - но ребенок не смог набрать необходимые 90 процентов, а возможность пересдать тест у нее будет лишь через 3 месяца после подготовительных курсов.
Но и с подготовительными курсами возникает проблема - в случае провала на экзамене родители обязаны отдать будущего школьника на курсы, которые помогут ему улучшить уровень языка. Но проблема заключается в том, что это дополнительное образование должны будут оплатить именно родители, чего далеко не все могут себе позволить. Многие эксперты считают, что родители могут специально оттягивать и не отдавать своих детей в школу, так как не могут позволить себе оплачивать дополнительное образование ребенку.
- На мой взгляд, ограничить поступление детей в школу, если они плохо знают русский язык, правильно, но нужно дать возможность им на бесплатной основе подтянуть знания, - считает член Комитета по миграции Ассамблеи народов Евразии Борис Панич.
По его мнению, тест не должен на долгое время лишать ребенка возможности посещать школу, если у родителей не будет средств на его обучение.
Таким образом, мы видим, что мера, изначально планируемая как помощь, добавляет много практических трудностей. А пока 20 000 детей не смогли попасть за парты вместе со своими ровесниками, и государству, и обществу надо искать дополнительные решения этой проблемы. Сейчас создаются новые адаптационные программы и методические материалы для педагогов, и это позволяет надеяться на постепенное совершенствование системы.

Ксения ВОЙТАС. Российская газета, 24 сентября 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887