… о предложении
сократить срок рассмотрения обращения за медпомощью
Врачей ставят на счетчик
В Госдуме предложили сократить время рассмотрения
обращений для оказания медпомощи
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила прописать в федеральном
законодательстве предельные сроки оказания плановой медпомощи, сократив
их с 30 до "нескольких дней". Депутат также заявила, что
необходимо ускорить сроки рассмотрения заявок на телемедицинскую
консультацию. В Минздраве РФ "Ъ" заверили, что глава ведомства
Михаил Мурашко уже поручил национальным медицинским исследовательским
центрам отвечать на запросы о телемедицинских консультациях в строго
определенные инструкциями сроки - от двух часов до семи дней. Рассмотрение
обращений граждан по-прежнему может длиться до 30 дней.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая 4 сентября на Восточном
экономическом форуме, заявила, что процедура рассмотрения заявок
на телемедицинскую консультацию (ТМК) должна быть ускорена. Заявка
на экстренную помощь по ТМК, по ее мнению, должна обрабатываться
в течение двух часов, неотложную - в течение суток, плановую - в
течение недели. Сроки обработки обращений граждан по вопросам медицинской
помощи (особенно по госпитализации, онкологии и экстренным случаям),
по мнению госпожи Яровой, должны быть описаны в федеральном законодательстве
и сокращены с нынешних 30 до нескольких дней.
Сегодня эти сроки регулируются Программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Экстренная помощь
должна оказываться немедленно и беспрепятственно в любое время суток.
В случае с неотложной помощью (при внезапных острых заболеваниях
и обострениях хронических, без явных признаков угрозы жизни) вызов
врача на дом должен быть принят и передан в медицинскую организацию
также немедленно.
Врач должен приехать в течение двух часов с момента вызова.
Запись к врачу-терапевту или педиатру должна осуществляться в день
обращения, запись к узкому специалисту (например, кардиолог, невролог)
- не более 14 календарных дней с момента обращения. Проведение диагностических
исследований (УЗИ, МРТ, анализы) должно занимать не более 14 календарных
дней с момента назначения врачом. В случае с плановой медпомощью,
операцией или госпитализацией срок ожидания не должен превышать
30 дней с момента выдачи направления. Любое официальное обращение
гражданина по вопросам медпомощи (жалоба, просьба о содействии в
госпитализации и так далее) рассматривается по общим правилам федерального
закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Стандартный срок рассмотрения всех обращений (включая медицинское)
- 30 дней.
Сроки предоставления телемедицинских консультаций до недавнего времени
определялись внутренними регламентами медицинских организаций и
правилами телемедицинских сервисов. Помощник министра здравоохранения
Алексей Кузнецов рассказал "Ъ", что в середине августа
руководителям национальных медицинских исследовательских центров
было направлено поручение главы Минздрава Михаила Мурашко - обеспечить
при поступлении запросов от медорганизаций субъектов проведение
консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских
технологий в строго определенные сроки: до двух часов - если речь
идет об экстренной консультации, до 24 часов - для неотложной, до
трех рабочих дней - при плановой консультации при подозрениях на
онкологическое заболевание, до семи рабочих дней - при остальных
случаях.
Предложение Ирины Яровой законодательно закрепить короткие сроки
ответа на обращения граждан в Минздраве не комментируют.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев поддерживает
Ирину Яровую: для пациентов сроки до 30 дней при рассмотрении обращений
по вопросам госпитализации или получения медицинской помощи - это
"неприемлемо много". "Для пациента в тяжелом состоянии
что семь дней, что тридцать - в целом все равно. Ему нужно, чтобы
решение по его поводу было принято немедленно", - добавляет
руководитель правовой службы фонда помощи детям и взрослым с иммунодефицитами
"Подсолнух" Мария Посадкова. Решением проблемы, по ее
мнению, могло бы стать создание единых цифровых линий маршрутизации,
когда обращение попадает не на общую почту, а в кабинет конкретного
ответственного сотрудника.
Что касается телемедицины, то госпожа Посадкова подтверждает, что
сейчас уже действует "экстраординарный порядок" для получения
телемедицинских консультаций. "Но на практике мы чаще всего
сталкиваемся с тем, что врач отказывает в такой консультации, ссылаясь
на неработоспособность системы или невозможность ей воспользоваться,
- говорит эксперт. - Внедрение телемедицины также упирается в отсутствие
готовности кадров. Врачи не были массово обучены новым цифровым
компетенциям, а в существующем рабочем графике зачастую просто не
заложено время на телемедицинские консультации".
Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 4 сентября 2025
года