Представлен проект новой стратегии национальной политики
России до 2036 года
Сохранение и развитие культуры русского народа "как государствообразующего"
станет ключевой задачей новой стратегии национальной политики РФ.
Ее проект представило Федеральное агентство по делам национальностей
(ФАДН). Одновременно с этим поставлена цель повысить уровень "общегражданской
идентичности" и достичь устойчивого состояния межэтнических
отношений. Для этого предлагается защищать российское общество от
"внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного
информационно-психологического воздействия"
ФАДН опубликовало проект новой государственной национальной стратегии
РФ, которая будет действовать до 2036 года. Предыдущая стратегия
была принята в 2012 году и с тех пор неоднократно дорабатывалась.
ФАДН подчеркивает, что действующая стратегия (ее действие заканчивается
в текущем году) "продемонстрировала высокую эффективность"
и укрепила единство российского народа, однако на фоне усиливающейся
"в мире нестабильности" появляются все новые "вызовы
и угрозы национальной безопасности", которые негативно влияют
на межнациональные и межрелигиозные отношения в России. Поэтому
документ надо серьезно обновить.
В проекте перечислены как старые, так и новые проблемы:
" намерения недружественных стран "расколоть российское
общество и его внутреннее единство";
" возникновение очагов межнациональной и межрелигиозной розни
при попытке "перенести зарубежные конфликты на территорию РФ";
" распространение идеологии терроризма, экстремизма, неонацизма
иностранцами и "новыми россиянами";
" "размывание традиционных духовно-нравственных ценностей"
и "насаждение чуждых нашей стране идеалов и ценностей";
" "последствия распространения антироссийской пропаганды"
и так далее.
Существует два сценария развития национальной политики в РФ - "инерционный
и целевой", пишут эксперты ФАДН.
Первый предполагает сохранение межнациональных отношений и существующих
тенденций в сфере нацполитики. Однако "недостаточное реагирование"
на новые угрозы может привести к нестабильности в стране, в связи
с чем ФАДН предлагает обратиться ко второму сценарию. Он ориентирован
на системное, последовательное проведение госнацполитики и достижение
целевых показателей и ожидаемых результатов реализации настоящей
стратегии.
Первый показатель - уровень общероссийской гражданской идентичности
(доля граждан, осознающих свою принадлежность к государству и российскому
народу). В ФАДН ожидают, что к 2036 году он составит не менее 95%.
В 2024 году показатель варьировался от 88,9% в Северо-Кавказском
федеральном округе (СКФО) до 94% в Дальневосточном. Для достижения
нужного уровня предлагается опереться на "традиционные российские
духовно-нравственные и культурно исторические ценности". Делать
это, по мнению ФАДН, необходимо посредством "сохранения, развития
и защиты русского языка", "перевода на русский язык произведений,
созданных на языках народов России",- и в целом популяризацией
русского языка.
Кроме того, для поднятия уровня идентичности, уверены в ФАДН, необходимо:
" "утверждение идей патриотизма, служения Отечеству и
ответственности за его судьбу";
" "распространение в обществе установок неприятия и недопущения
пропаганды и оправдания неонацизма и расизма, экстремизма и ксенофобии,
национальной исключительности";
" популяризация "достоверных и научно обоснованных исторических
знаний, о значимых событиях истории России", включая историю
государствообразующего русского народа и историю других народов
России.
Второй показатель - доля граждан, положительно оценивающих состояние
межнациональных отношений. В прошлом году он составил 81,8%, при
этом наиболее высокие значения показателя зафиксированы в СКФО (87,3%),
а самые низкие - в Центральном (78,6%). ФАДН ожидает, что к 2036
году средний показатель по стране достигнет 84%. Для этого предлагается
защищать российское общество от "внешней идейно-ценностной
экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического
воздействия".
Также в ФАДН хотят, чтобы доля удовлетворенных "обеспечением
их этнокультурных потребностей" россиян составила не менее
78%, а доля тех, кто не сталкивается с дискриминацией по национальной
и языковой принадлежности, - не менее 81% (показатели за прошлые
годы не указаны). Сохранять и поддерживать "этнокультурное
и языковое многообразие" предлагается в том числе с помощью
"благоприятных условий для сохранения и развития культуры русского
народа"; "деятельности в области научных исследований
истории русского народа и русской культуры"; мероприятий, направленных
на сохранение и развитие культуры русского народа.
Отметим, что в проекте стратегии впервые уделяется столь значительное
внимание сохранению и развитию культуры русского народа "как
государствообразующего".
Так, в документе появился совершенно новый целевой показатель, который
не был включен в предыдущие версии стратегии нацполитики: доля мероприятий,
"направленных на популяризацию русской культуры в общем количестве
этнокультурных мероприятий",- их должно быть не менее 80%.
Кроме того, в проекте появилась отдельная глава, посвященная "защите
русскоязычного населения Донбасса и Новороссии, освобождению их
от многолетней дискриминации и насилия на этнической и религиозной
почве со стороны неофашистского руководства Украины". В частности,
планируется бороться с "проявлениям неонацизма и попытками
фальсификации истории", устранять "последствия распространения
антироссийской пропаганды, национализма и религиозной розни".
Документ также устанавливает цель по доле иностранцев, "охваченных
мероприятиями по содействию их адаптации в РФ", - их должно
быть не менее 30%. "В проекте учтен фактор влияния миграции
на сферу межнациональных отношений, уделено внимание адаптации иностранных
граждан к условиям жизни в российском обществе, - рассказали в ФАДН.
- Вместе с тем весь блок вопросов миграционной политики найдет отражение
в Концепции миграционной политики, разрабатываемой в настоящее время
МВД России. В текущем году Концепция миграционной политики на период
2019-2025 годы завершает срок действия".
Если XX век называют веком меньшинств, то сейчас в России и других
странах есть тенденция больше внимания обращать на "демографическое,
историко-культурное и социально-политическое" большинство,
рассказал "Ъ" академик, научный руководитель Института
этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. "И таким народом
в России является русский, и русский язык знают более 99,5%. Так
что это наш общенациональный язык, который получили все жители страны
именно от русского населения", - объяснил эксперт изменения
в будущей стратегии. Он отметил, что с точки зрения демографии как
"воспроизводства русского населения" желательно, чтобы
оно "не уменьшалось, а все-таки сохраняло свою долю и пропорцию
примерно на уровне 80% населения страны". Особенные усилия,
полагает этнолог, нужно направить на центральную Россию: "Есть
внешнее влияние мировых таких глобалистских тенденций, и есть негативное
воздействие на русский язык, на русскую культуру, есть нивелировка
наших традиций и духовно-нравственных ценностей". Но, отметил
он, "мифы о том, что русские в середине XXI века превратятся
в меньшинство", - это ложные представления и "воспаленная
риторика со стороны особенно озабоченных элементов русского населения
или русских активистов".
При этом господин Тишков указывает, что политика поддержки и сохранение
разнообразия других народов, кроме русского, безусловно, сохраняется,
поэтому радикально нового в стратегии "ничего нет".
Не стоит ожидать и утверждения общегражданской идентичности на основе
русской культуры и православного христианства, говорит он. "Наверное,
есть сторонники того, чтобы в России православие или русская идентичность
стала не просто доминирующей, но единственной, - говорит эксперт.
- Но это нереально, ведь стратегия провозглашает формулу "единство
в многообразии". Все-таки мы говорим о российской нации и о
РФ как о стране-цивилизации, а не о монокультурном образовании".