Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1081 - 1082
24 июня - 7 июля 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Коммерсантъ" о детях мигрантов
"РБК" о регулировании миграционных потоков
"Независимая газета" об образовательной миграции
"РБК" о мигрантах из визовых стран, не знающих русского языка
"Коммерсантъ" о новой стратегии национальной политики
"ТАСС" и "Эксперт" о миграционных протестах в США
"Ведомости" о причинах снижения рождаемости в мире
"РБК" о штрафах за склонение к абортам
"ЭКОНС" о влиянии старения населения на инфляцию

"Коммерсантъ" и "Российская газета" о распространении инфекционных заболеваний
"Известия" о высоких стандартах московского здравоохранения
"Коммерсантъ" о снижении потребления алкоголя
"The Washington Post" о меняющейся структуре населения по вероисповеданию
"Независимая газета" о снижении религиозности в России

об образовательной миграции

Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения для студентов и абитуриентов
Статистика переездов россиян в другие регионы для получения высшего образования выделила только 12 центров притяжения для молодежи. Остальные 77 регионов страны являются донорами или так называемыми балансовыми территориями, где въезд и выезд студентов балансируют друг друга. Большинство регионов России остаются донорами образовательной миграции - они теряют значительную часть своих талантливых выпускников, которые уезжают получать образование в другие субъекты. При этом около 100 тыс. выпускников ежегодно покидают столичные "образовательные" регионы для работы на своей малой родине или в других регионах страны, показало новое исследование социологов.
Больше 30% российских студентов - иногородние. Именно они образуют потоки внутренней образовательной миграции, в рамках которой абитуриенты сначала переселяются в образовательные центры, а затем покидают их. Больше 800 тыс. студентов-очников обучаются сегодня не в том регионе, где они получали среднее школьное образование.
Сравнение динамики населения регионов РФ по возрастным группам показывает, что в стране есть только 12 акцепторных территорий, для которых характерен чистый приток молодежи в типовые периоды обучения в вузах.
В группу регионов-акцепторов входят ведущие образовательные центры страны - регионы, которые привлекают на учебу значительное число иногородних абитуриентов. В результате у них фиксируется резкий положительный миграционный прирост жителей в возрасте 17-18 лет, при этом доля местных выпускников школ среди студентов относительно невелика. Классические примеры - города Москва и Санкт-Петербург, а также крупные университетские агломерации: Новосибирская, Томская, Нижегородская, Ростовская, Тюменская области, Республика Татарстан и др., отмечается в новом исследовании образовательной миграции в РФ. Для регионов-акцепторов характерен также и заметный отток выпускников вузов. Кто-то возвращается домой, кто-то уезжает за карьерными возможностями в другие центры, объясняют авторы исследования Арсений Ситковский (Российский университет дружбы народов) и Антон Дождиков (Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН).
Из регионов-акцепторов только Москва и Санкт-Петербург совместно привлекли за четыре года свыше 70 тыс. 17-18-летних жителей (чистый приток). Остальные 10 регионов-акцепторов привлекли еще около 40 тыс. жителей в возрасте 17-18 лет.
Понятно, что в вузы поступают не только 17- и 18-летние. И не любой переезд жителей этих возрастов обязательно означает поступление в университет. Тем не менее анализ динамики численности этих возрастов позволяет сделать некоторые выводы.

Так, совокупный отрицательный отток выпускников вузов из регионов-акцепторов оценивается примерно в 100 тыс. человек, что указывает на значительные перераспределения молодого населения в пользу этих образовательных центров. При этом регионы-акцепторы выигрывают "битву за умы": даже с учетом последующего отъезда выпускников они удерживают у себя часть приехавших студентов, тем самым пополняя собственный человеческий капитал и молодую рабочую силу.
К регионам-донорам в плане образовательной миграции можно отнести около 45 субъектов РФ. Среди них - многие индустриально-аграрные области Центральной России, например Брянская, Оренбургская, Кировская, Чувашия и другие. А также некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока - Забайкальский край, Бурятия, Алтайский край, Амурская область и др. К регионам-донорам относится и большая часть республик Северного Кавказа. Донорский статус характерен для демографически периферийных территорий, из которых молодежь уезжает в крупные центры, что ведет к "утечке умов" и усилению диспропорций в расселении. Необходимо отметить, что доноры не являются полностью "потерянными" территориями - практически во всех отмечается пик возвращения 21-летних жителей, который означает, что часть инвестиций в человеческий капитал возвращается. Задача региональной политики - увеличить эту возвратность и постепенно превратить чистый отток в сбалансированный обмен молодежью, утверждают ученые-социологи.
Кроме доноров и акцепторов социологи выделяют и так называемые балансовые регионы, в которых отсутствуют выраженные пики или провалы в возрастах поступления в вузы и их окончание. Объем притока абитуриентов в этих балансовых регионах примерно соответствует объему оттока выпускников. Подобное околонулевое сальдо может быть обусловлено тем, что регион не сильно вовлечен в межрегиональную образовательную миграцию, либо притоки и оттоки молодежи уравновешиваются за счет встречных потоков.
В исследовании образовательной миграции использованы данные Росстата о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 годы, а также итоги Всероссийской переписи населения - 2020.
В РФ существуют и замкнутые (автономные) регионы в плане образовательной миграции. Это территории с традиционно низким уровнем как исходящей, так и входящей образовательной миграции. В таких регионах местные выпускники школ в основном остаются дома для получения образования, а приток студентов извне незначителен. К данной категории, как правило, относятся национальные республики, где молодежь менее мобильна и предпочитает локальные вузы либо вообще реже получает высшее образование. Миграционное сальдо 17-18 лет и 20-23 лет в "замкнутых" регионах близко к нулю, без выраженных пиков, однако в отличие от балансовых регионов это вызвано не компенсирующими потоками, а именно слабой интенсивностью миграции. Например, Еврейская автономная область классифицирована социологами как балансовая: ее миграционное сальдо для 17-18-летних составило минус 78 человек. И оно было компенсировано положительным притоком в регион 20-23-летних жителей (+60 человек). То есть потери молодых кадров практически возмещаются притоком из других мест. Число балансовых территорий по итогам анализа составило 21. Географически балансовые регионы довольно разнообразны: от относительно экономически развитых, таких как Пермский край, Рязанская область или Крым, до нуждающихся в экономическом развитии (Тамбовская, Курганская области). Общим для них является отсутствие резко выраженной роли в межрегиональной миграции студентов.
Они не выступают крупными "поставщиками" молодежи, но и сами не особенно выигрывают от притока студентов извне. Тем не менее баланс можно считать шагом вперед для тех, кто пришел к нему из состояния региона-донора.
Заметим, что российское правительство в последнее время пытается повысить мобильность специалистов с помощью специальных программ. Так, новые программы "Мобильность 1.0" и "Мобильность 2.0" ориентированы на покрытие дефицита кадров в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в первую очередь. Кроме того, сохраняется потребность в отдельных бюджетных отраслях по привлечению дополнительных специалистов. "Полагаю, что их нужно делать отдельной программой, сделать условно программы субсидирования переезда под отдельные бюджетные отрасли с учетом тех мер поддержки, которые есть в рамках программ "Земский доктор", "Земский учитель" и так далее", - заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр труда РФ Антон Котяков.
По программе "Мобильность 1.0" стимулируется переезд молодежи в удаленные регионы и территории Дальнего Востока. В 2025 году в эту программу вошли 22 субъекта РФ. Размер компенсации для претендентов составляет от 225 тыс. до 1 млн руб. при переезде на Дальний Восток РФ.
Программа "Мобильность 2.0" ориентирована на работников предприятий ОПК. Размер поддержки переезжающих в 2025 году составляет около 350 тыс. руб. Эта программа распространяется и на новые регионы: ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Здесь работодатели из всех отраслей могут получать финансовую помощь при найме работника из других субъектов. Обе названные программы - это часть национального проекта "Кадры".

Михаил СЕРГЕЕВ. Независимая газета, 8 июня 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887