Образовательная миграция разделила страну на три
неравные части
Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения
для студентов и абитуриентов
Статистика переездов россиян в другие регионы для получения высшего
образования выделила только 12 центров притяжения для молодежи.
Остальные 77 регионов страны являются донорами или так называемыми
балансовыми территориями, где въезд и выезд студентов балансируют
друг друга. Большинство регионов России остаются донорами образовательной
миграции - они теряют значительную часть своих талантливых выпускников,
которые уезжают получать образование в другие субъекты. При этом
около 100 тыс. выпускников ежегодно покидают столичные "образовательные"
регионы для работы на своей малой родине или в других регионах страны,
показало новое исследование социологов.
Больше 30% российских студентов - иногородние. Именно они образуют
потоки внутренней образовательной миграции, в рамках которой абитуриенты
сначала переселяются в образовательные центры, а затем покидают
их. Больше 800 тыс. студентов-очников обучаются сегодня не в том
регионе, где они получали среднее школьное образование.
Сравнение динамики населения регионов РФ по возрастным группам показывает,
что в стране есть только 12 акцепторных территорий, для которых
характерен чистый приток молодежи в типовые периоды обучения в вузах.
В группу регионов-акцепторов входят ведущие образовательные центры
страны - регионы, которые привлекают на учебу значительное число
иногородних абитуриентов. В результате у них фиксируется резкий
положительный миграционный прирост жителей в возрасте 17-18 лет,
при этом доля местных выпускников школ среди студентов относительно
невелика. Классические примеры - города Москва и Санкт-Петербург,
а также крупные университетские агломерации: Новосибирская, Томская,
Нижегородская, Ростовская, Тюменская области, Республика Татарстан
и др., отмечается в новом исследовании образовательной миграции
в РФ. Для регионов-акцепторов характерен также и заметный отток
выпускников вузов. Кто-то возвращается домой, кто-то уезжает за
карьерными возможностями в другие центры, объясняют авторы исследования
Арсений Ситковский (Российский университет дружбы народов) и Антон
Дождиков (Федеральный научно-исследовательский социологический центр
РАН).
Из регионов-акцепторов только Москва и Санкт-Петербург совместно
привлекли за четыре года свыше 70 тыс. 17-18-летних жителей (чистый
приток). Остальные 10 регионов-акцепторов привлекли еще около 40
тыс. жителей в возрасте 17-18 лет.
Понятно, что в вузы поступают не только 17- и 18-летние. И не любой
переезд жителей этих возрастов обязательно означает поступление
в университет. Тем не менее анализ динамики численности этих возрастов
позволяет сделать некоторые выводы.
Так, совокупный отрицательный отток выпускников вузов
из регионов-акцепторов оценивается примерно в 100 тыс. человек,
что указывает на значительные перераспределения молодого населения
в пользу этих образовательных центров. При этом регионы-акцепторы
выигрывают "битву за умы": даже с учетом последующего
отъезда выпускников они удерживают у себя часть приехавших студентов,
тем самым пополняя собственный человеческий капитал и молодую рабочую
силу.
К регионам-донорам в плане образовательной миграции можно отнести
около 45 субъектов РФ. Среди них - многие индустриально-аграрные
области Центральной России, например Брянская, Оренбургская, Кировская,
Чувашия и другие. А также некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока
- Забайкальский край, Бурятия, Алтайский край, Амурская область
и др. К регионам-донорам относится и большая часть республик Северного
Кавказа. Донорский статус характерен для демографически периферийных
территорий, из которых молодежь уезжает в крупные центры, что ведет
к "утечке умов" и усилению диспропорций в расселении.
Необходимо отметить, что доноры не являются полностью "потерянными"
территориями - практически во всех отмечается пик возвращения 21-летних
жителей, который означает, что часть инвестиций в человеческий капитал
возвращается. Задача региональной политики - увеличить эту возвратность
и постепенно превратить чистый отток в сбалансированный обмен молодежью,
утверждают ученые-социологи.
Кроме доноров и акцепторов социологи выделяют и так называемые балансовые
регионы, в которых отсутствуют выраженные пики или провалы в возрастах
поступления в вузы и их окончание. Объем притока абитуриентов в
этих балансовых регионах примерно соответствует объему оттока выпускников.
Подобное околонулевое сальдо может быть обусловлено тем, что регион
не сильно вовлечен в межрегиональную образовательную миграцию, либо
притоки и оттоки молодежи уравновешиваются за счет встречных потоков.
В исследовании образовательной миграции использованы данные Росстата
о внутрироссийских миграционных потоках молодежи за 2019-2023 годы,
а также итоги Всероссийской переписи населения - 2020.
В РФ существуют и замкнутые (автономные) регионы в плане образовательной
миграции. Это территории с традиционно низким уровнем как исходящей,
так и входящей образовательной миграции. В таких регионах местные
выпускники школ в основном остаются дома для получения образования,
а приток студентов извне незначителен. К данной категории, как правило,
относятся национальные республики, где молодежь менее мобильна и
предпочитает локальные вузы либо вообще реже получает высшее образование.
Миграционное сальдо 17-18 лет и 20-23 лет в "замкнутых"
регионах близко к нулю, без выраженных пиков, однако в отличие от
балансовых регионов это вызвано не компенсирующими потоками, а именно
слабой интенсивностью миграции. Например, Еврейская автономная область
классифицирована социологами как балансовая: ее миграционное сальдо
для 17-18-летних составило минус 78 человек. И оно было компенсировано
положительным притоком в регион 20-23-летних жителей (+60 человек).
То есть потери молодых кадров практически возмещаются притоком из
других мест. Число балансовых территорий по итогам анализа составило
21. Географически балансовые регионы довольно разнообразны: от относительно
экономически развитых, таких как Пермский край, Рязанская область
или Крым, до нуждающихся в экономическом развитии (Тамбовская, Курганская
области). Общим для них является отсутствие резко выраженной роли
в межрегиональной миграции студентов.
Они не выступают крупными "поставщиками" молодежи, но
и сами не особенно выигрывают от притока студентов извне. Тем не
менее баланс можно считать шагом вперед для тех, кто пришел к нему
из состояния региона-донора.
Заметим, что российское правительство в последнее время пытается
повысить мобильность специалистов с помощью специальных программ.
Так, новые программы "Мобильность 1.0" и "Мобильность
2.0" ориентированы на покрытие дефицита кадров в оборонно-промышленном
комплексе (ОПК) в первую очередь. Кроме того, сохраняется потребность
в отдельных бюджетных отраслях по привлечению дополнительных специалистов.
"Полагаю, что их нужно делать отдельной программой, сделать
условно программы субсидирования переезда под отдельные бюджетные
отрасли с учетом тех мер поддержки, которые есть в рамках программ
"Земский доктор", "Земский учитель" и так далее",
- заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр труда
РФ Антон Котяков.
По программе "Мобильность 1.0" стимулируется переезд молодежи
в удаленные регионы и территории Дальнего Востока. В 2025 году в
эту программу вошли 22 субъекта РФ. Размер компенсации для претендентов
составляет от 225 тыс. до 1 млн руб. при переезде на Дальний Восток
РФ.
Программа "Мобильность 2.0" ориентирована на работников
предприятий ОПК. Размер поддержки переезжающих в 2025 году составляет
около 350 тыс. руб. Эта программа распространяется и на новые регионы:
ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Здесь работодатели из
всех отраслей могут получать финансовую помощь при найме работника
из других субъектов. Обе названные программы - это часть национального
проекта "Кадры".
Михаил СЕРГЕЕВ. Независимая газета, 8 июня 2025
года