Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1037 - 1038
25 июня - 8 июля 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

В 6 из 10 трудовых коллективов дарят подарки коллегам в честь рождения ребенка и только в 7% компаний есть программы дополнительной поддержки для сотрудниц в декрете

Каждая девятая мама в России отказывается от декретного отпуска в пользу выхода на работу

Россияне назвали факторы, влияющие на решение о рождении ребенка

Практики питания

Жизнь за свой счет: когда молодые россияне становятся финансово независимыми



Google
Web demoscope.ru

Россияне назвали факторы, влияющие на решение о рождении ребенка

Главным фактором в решении о рождении ребенка респонденты считают финансовые возможности (47%). Далее по значимости идут такие факторы, как доступность и качество медицинской помощи (22%) и желание иметь детей (22%), а государственная поддержка оказалась лишь на пятом месте (15%). К таким выводам пришли эксперты «Яков и Партнёры» и исследовательского холдинга РОМИР в рамках очередного совместного отчета «Новое российское общество: динамика настроений граждан».

Исследование проведено в мае 2024 г. на базе Лонгитюдной системы РОМИР – социально-измерительной системы, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамическом развитии, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.

Отвечая на вопрос «Собираетесь ли Вы завести ребенка в обозримом будущем?», 16% респондентов ответили утвердительно, причем 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года.

Чаще всего изъявляют желание завести детей респонденты из поколения Y (20–37 лет), а реже всего – представители поколения X (38–58 лет). При этом эксперты отметили примечательную закономерность: чем больше у опрошенных доходы, тем выше у них желание родить детей. Заметнее всего (с 16% до 23%) доля желающих завести ребенка возрастает при переходе с уровня дохода в 20–80 тыс. руб. в месяц (к этой категории в 2023 г. относилось 85% россиян) на уровень в 80–120 тыс. руб. в месяц. Когда уровень дохода превышает 120 тыс. руб. в месяц, доля желающих завести ребёнка продолжает расти, хотя и не так интенсивно, и достигает 26%.

Что же касается территориального распределения, более склонны заводить детей респонденты из малых населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек (22%). Наибольшее желание иметь детей зафиксировано у жителей Дальневосточного федерального округа (24%), наименьшее – у жителей Сибирского федерального округа (13%).

«Для всех респондентов вне зависимости от их возраста, уровня дохода и места жительства главным фактором при принятии решения о рождении ребенка остаются финансовые возможности. При этом факторы, влияющие на решение завести ребенка, практически одинаковы у женщин и мужчин», – комментирует директор Института «Яков и Партнёры» и соавтор исследования Елена Кузнецова. «Для респондентов в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%). А для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», – добавила она.

По словам исполнительного директора РОМИР Инны Караевой, исследование показало, что наиболее эффективными мерами господдержки, нацеленными на повышение рождаемости, являются улучшение условий декретного отпуска (35%), повышение доступности и качества медицинской помощи (34%), увеличение материнского капитала (33%), тогда как пропаганда многодетной семьи занимает среди всех факторов последнее место (18%). «Вместе с тем значимость факторов различается для респондентов из разных категорий, – пояснила она. – Для женщин значительно важнее улучшение условий декретного отпуска (52%) и качества медицинской помощи (49%), для респондентов в возрасте 20–37 лет в число главных факторов входит повышение доступности детских садов и кружков (24%), а для зумеров – расширение программы семейной ипотеки (35%). В федеральных округах, где наблюдается наименьший процент желающих завести детей (Южном, Северо-Кавказском и Сибирском), значимую роль играют такие факторы, как повышение доступности детских садов и кружков (32%), а также расширение программы семейной ипотеки (23%)».

В ходе совместного исследования «Яков и Партнёры» и исследовательского холдинга РОМИР также изучалась степень готовности респондентов к переезду в малые города с населением до 100 тыс. чел. Эксперты отмечают, что главными факторами, влияющими на принятие решения о таком переезде, являются комфортная городская среда (42%), высокий уровень заработной платы (41%) и качественное жилье (40%). Наибольшую мобильность ожидаемо проявляет молодёжь: до 48% респондентов 18-19 лет готовы переехать в малые города. Однако для них важны все факторы, от комфортной среды до близости культурных и спортивных центров.

Старшее поколение наименее мобильно, но 32% рассмотрели бы переезд в малые города при условии комфортной городской среды, а 30% - при условии комфортного жилья. Для обеспеченных россиян, в том числе жителей Москвы и Санкт-Петербурга, переезд в малый город возможен, если они смогут там жить в собственном доме (38%).

Исследовательский холдинг РОМИР, 21 июня 2024 г.
Подробнее см.: https://romir.ru/studies/issledovanie-romir-i-yakov-i-partnery-rossiyane-nazvali
-faktory-vliyayushchie-na-reshenie-o-rojdenii-rebenka


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887