|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Приложение
Меры по предотвращению распространения
коронавируса и минимизации последствий его распространения
Китай
Вспышка коронавируса началась в китайском городе Ухань,
провинция Хубэй, в декабре 2019 г. 23 января в ответ на быстрый
рост заболеваемости в Ухане был введен жесткий режим социального
дистанцирования, вскоре дополненный аналогичными мерами в других
провинциях. В период роста эпидемии, т.е. в начале февраля, ежедневно
выявлялось от 2 до 4 тыс. новых случаев. Спустя почти два месяца,
23 марта в Китае впервые не было зафиксировано новых подтвержденных
случаев передачи вируса внутри страны в течение пяти дней подряд.
Как отмечено в докладе ВОЗ[1],
это показатель того, что меры по социальному дистанцированию, предпринятые
в Китае, привели к контролю над эпидемией.
Рисунок 4. Количество подтвержденных случаев, смертей
и выздоровевших от коронавируса, всего
Источник: данные Центра системных наук и инженерии Университета
имени Джона Хопкинса.
Ограничительные правительственные меры по сдерживанию
распространения коронавируса
1 января 2020 г.
был закрыт оптовый рынок морепродуктов Хуанань в Ухани на дезинфекцию.
Аналогичные проверки были начаты на других рынках.
23 января в Ухане был объявлен запрет
на перемещения по городу, включавших остановку городского и любого
исходящего транспорта; в трех провинциях был объявлен 1 уровень
чрезвычайной ситуации (ЧС), который предполагает отмену всех массовых
мероприятий.
24 января еще 14 провинций объявили
1 уровень ЧС.
25 января еще 13 провинций объявили
1 уровень ЧС.
26 января Госсовет Китая объявил о
продлении весенних праздничных каникул 24-30 января до 2 февраля.
На региональном уровне около 20 провинций и крупных городов продлили
остановку работы предприятий до 9 февраля включительно. В провинции
Хубэй запрет на работу предприятий был продлен сначала до 14 февраля
и затем до 21 февраля. Фактически первая возможность возвращения
к работе в Ухане появилась, начиная с 23 марта.
На 26 января пассажиропоток в стране существенно снизился:
более чем на 40% для железнодорожных и авиационных перевозок и на
25% для автомобильного транспорта[2].
27 января Министерство образования
объявило о переносе времени начала весеннего семестра на неопределенный
срок.
28 января Министерство транспорта объявило
о возмещении стоимости всех билетов на общественный транспорт (железнодорожный,
автомобильный, речной и т.д.).
29 января последняя из провинций Китая
объявила о 1 уровне ЧС. Подтвержденные случаи заболевания были зафиксированы
во всех провинциях материкового Китая.
30 января в стране было открыто 14
тысяч контрольно-пропускных пунктов проверки здоровья, расположенных
на автобусных и речных вокзалах, станциях техобслуживания и пунктах
взимания платы на автомобильных дорогах.
31 января ВОЗ объявила о возникновении
«чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения,
имеющей международное значение».
3 февраля было приостановлено сообщение
с Гонконгом и Макау.
10 февраля населению жилых кварталов
провинции Хубей было запрещено покидать свои дома.
22 марта региональные власти Уханя
объявили о возможности выйти на работу для работников с подтверждением
от работодателя, зеленым QR кодом здоровья и нормальной температурой.
Медицинские QR-коды были установлены для всех находящихся
в городе. Зеленый код дает возможность свободного перемещения. Желтый
код требует семидневного карантина, красный – 14-дневного карантина.
Желтый и красный коды могут стать зелеными по истечении времени
карантина. Эта система наблюдения за состоянием здоровья была применена
в большинстве городов провинции Чжэцзян, а затем внедрена в других
провинциях.
25 марта был снят карантин в провинции
Хубэй.
28 марта в Ухане начало работать метро.
В то же время до 8 апреля для других провинций город остается закрытым.
Часто высказывается мнение о том, что несмотря на успешную
борьбу с эпидемией, меры по социальному дистанцированию были введены
с очевидным запозданием. На начальной стадии эпидемии, в декабре
и январе, власти не торопились признать экстраординарность происходящего.
Согласно модельным расчетам[3],
введение карантинных мер на неделю раньше снизило бы количество
выявляемых случаев втрое, то есть на 67% от наблюдаемого значения.
Медицинские меры по сдерживанию эпидемии
23 января 2020 г. Национальная комиссия по здравоохранению
пересмотрела стандарты защиты для медицинских работников и усилила
профилактические и непосредственные меры по борьбе с короновирусом.
Более 30000 медицинских работников были отправлены в
провинцию Хубэй, из них примерно две трети – в Ухань. По словам
представителей министерства здравоохранения примерно 10% всего персонала
медицины катастроф в Китае были задействованы в Ухане. Пациентов
с коронавирусом в Ухане принимали 46 больниц, также под прием пациентов
с подтвержденными случаями болезни быстро были переоборудованы и
другие учреждения, в том числе спортивные комплексы, выставочные
центры и др. 10 марта все 16 временных госпиталей в Ухане были закрыты.
На окраине Уханя менее чем за 10 дней с использованием
модульных методов строительства были построены две полевые больницы.
Строительство больницы в Хуошеншане, начатое 23 января, было завершено
2 февраля, и на следующее утро в больнице был начат прием больных.
Больница Лейшеншань была открыта 8 февраля на огромной заброшенной
парковке в соседнем районе Цзянся.
Меры социальной изоляции, примененные в Китае, включали
массовое отслеживание контактов инфицированных. В Ухане более 1800
групп эпидемиологов, численностью не менее 5 человек, отслеживало
десятки тысяч контактов в день. Так, например, по состоянию на 17
февраля в городе Шэньчжэнь для 2842 выявленных случаев было выявлено
100% близких контактов, 72% которых попали под медицинское наблюдение,
а 2,8% оказались инфицированными COVID-19. Аналогичные показатели
в провинции Сычуань на 17 февраля составили: 25493 выявленных близких
контактов, 99% из них были прослежены, 91% прошли медицинское наблюдение,
инфицированными оказались 0,9%.
Результативность введенных ограничительных мер
В исследовании, опубликованном в журнале Science[4],
проведен анализ взаимосвязи количества подтвержденных случаев заболевания
и транспортной активностью. Полученные результаты доказывают эффективность
мер по ограничению мобильности. В частности, было показано, что
до 10 февраля общее количество случаев за пределами Уханя имело
высокую корреляцию с перемещением людей
из Уханя. Так, в провинциях, где были отмечены самые крупные вспышки
коронавируса, также было зафиксировано наибольшее количество людей,
приехавших туда из Уханя.
Меры по поддержке занятых и предприятий
Ограничительные меры по борьбе с COVID-19 в Китае включали
ограничение транспортной мобильности, запрет на работу предприятий
и отмену массовых мероприятий, что привело к серьезным экономическим
последствиям, как для населения, так и для предприятий. Вынужденный
отказ от работы негативно сказался на экономическом положении предприятий
и населения. Издержки в связи со значительным удлинением праздников
были переложены на работодателей. В стране в настоящее время нет
специального механизма для прямой компенсации экономических потерь
предприятий, понесенных в результате запрета на работу во время
COVID-19. Тем не менее, правительство предприняло несколько шагов,
чтобы уменьшить финансовое бремя и способствовать восстановлению
предприятий.
В том числе на уровне центрального правительства
были предприняты следующие меры:
- продление или возобновление кредитов предприятий, серьезно
пострадавших от эпидемии (31.01.2020);
- продление срока подачи февральской налоговой декларации до
28 февраля, в пострадавших от вируса провинциях этот срок мог
быть дополнительно продлен;
- увеличение максимального срока переноса налоговых платежей
для предприятий четырех наиболее пострадавших от вируса отраслей
(транспорт, общественное питание, гостиничный бизнес и туризм)
с пяти до восьми лет (06.02.2020);
- льготы по индивидуальному подоходному налогу для бонусов и
субсидий, выплачиваемых медицинскому персоналу, задействованному
для борьбы с COVID-19;
- временное сокращение или освобождение предприятий от уплаты
взносов в систему социального страхования на 5 месяцев, а для
предприятий, серьезно пострадавших от эпидемии, – на 6 месяцев
(20.02.2020);
- усиление более ранних мер правительства по финансовой поддержке
предприятий, в том числе через специальные кредитные займы на
сумму до 850 млн.юаней (19.03.2020).
- для предприятий по производству и поставкам продукции, связанной
с защитой от коронавируса, в том числе масок и защитной одежды,
были введены специальные льготы по налогу на прибыль, включая
100% налоговый вычет на инвестиции в оборудование для расширения
производственных мощностей стоимостью до 5 миллионов юаней (700
тысяч долларов США).
- освобождение от импортных пошлин товаров, непосредственно используемых
для борьбы с эпидемией (с 1 января по 31 марта 2020 г.);
- освобождение от тарифов, акцизов и НДС импортных пожертвований,
включая машины скорой помощи и дезинфицирующие средства.
На уровне провинций, наряду с прочими,
были приняты следующие меры:
- выплата субсидий предприятиям, возобновившим работу до 10 марта
(провинция Шаньдун);
- выплата 50% скидок на страховые взносы по безработице предприятиям,
избежавшим или минимизировавшим увольнения сотрудников (провинция
Хэнань);
- разработка региональным правительством совместно со страховыми
компаниями инновационной программы «Комплексное страхование для
предотвращения эпидемий и борьбы с ними» для защиты предприятий
от финансовых последствий эпидемии коронавируса. Программа предполагает
страховые компенсации по заработной плате, выплачиваемой в период
карантина, а также по оплате медицинской помощи инфицированным
сотрудникам и в рамках компенсации потерь в связи с остановкой
производства. 70% страховой премии субсидируется региональным
правительством, остальное – предприятиями. Программа действует
в городах Пекин, Сюйчжоу и Нинбо, есть перспектива ее перевода
на национальный уровень.
- освобождение от уплаты НДС ряда предприятий из сектора услуг,
в том числе медицинские услуги, общественное питание и размещение,
персональные услуги (парикмахерские, прачечные и др.), обычно
облагаемые по ставке 6%, а также услуги общественного транспорта
и служб экспресс-доставки. Срок отмены данного налогового послабления
не установлен, предполагается, что это произойдет после нормализации
ситуации с коронавирусом.
- освобождение от НДС мелких налогоплательщиков в провинции Хубэй
и снижение ставки НДС с 3% до 1% для мелких налогоплательщиков
в других провинциях (с 1 марта по 31 мая 2020 г.),
- снижение налога на недвижимость и налога на использование земли
в городах для предприятий, испытывающих трудности с финансированием,
а также малых и средних предприятий.
[1] Report of the WHO-China
Joint Mission on Coronavirus Disease 2019 (COVID-19), см. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/who-china-joint-mission-on-covid-19-final-report.pdf
[2] См. http://www.centerforhealthsecurity.org/resources/COVID-19/COVID-19-SituationReports.html
за 26 января 2020 г.
[3] См. Effect of non-pharmaceutical
interventions for containing the COVID-19 outbreak: an observational
and modelling study, https://www.worldpop.org/events/COVID_NPI
[4] The effect of human mobility
and control measures on the COVID-19 epidemic in China, DOI: 10.1126/science.abb4218
|