Для цитирования: Щербакова Е.М.
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года //
Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Мировые тенденции смертности
от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные
меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности
дорожного движения
В Докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения
в мире 2018 года подчеркивается, что, несмотря на рост общего числа
случаев смерти от дорожно-транспортных происшествий, смертность
от ДТП в последние годы стабилизировалась. В ряде стран коэффициенты
смертности от ДТП снизились. Это позволяет предполагать, что меры,
предпринимаемые в странах со средним и высоким уровнем дохода, вполне
могут быть эффективными. Полученные в 2018 году оценки смертности
от ДТП показывают, что достичь одной из Целей устойчивого развития
- снизить вдвое число смертей от ДТП к 2020 году (цель 3.6) – в
обозначенные сроки не удастся, но это не повод для бездействия.
Цель Десятилетия действий по обеспечению безопасности
дорожного движения (2011–2020 годы) состоит в том, чтобы за этот
период стабилизировать, а затем снизить смертность от дорожно-транспортных
происшествий (до 0,9 миллиона человек в год). Чтобы направить страны
по пути принятия конкретных мер на национальном уровне для достижения
этой цели, был разработан Глобальный план действий. Он представляет
собой практический инструмент, призванный помочь правительствам
и другим заинтересованным сторонам разработать национальные, региональные
и локальные программы действий. Кроме того, он обеспечивает структурные
рамки для координации деятельности на региональном и глобальном
уровнях.
Национальные мероприятия опираются, прежде всего, на
пять основных элементов:
- Управление безопасностью дорожного движения;
- Более безопасные дороги и мобильность;
- Более безопасные транспортные средства;
- Более безопасное поведение участников дорожного движения;
- Ответные меры после дорожно-транспортного происшествия.
В 2017 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
представила документ «Спасти
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного
движения», где обобщаются уже опробованные меры, с помощью которых
можно значительно сократить смертность и травматизм в результате
дорожно-транспортных происшествий. Основное внимание в этом пакете
мер уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства,
проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности
транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения
и выживанию лиц, попавших в ДТП.
В основе мер по обеспечению безопасности дорожного движения
лежит значительный объем научных данных. Как свидетельствует опыт,
принятие и эффективное применение законодательства, касающегося
основных факторов риска, – превышения скорости, управления транспортными
средствами в состоянии алкогольного опьянения, использования мотоциклетных
шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств, –
ведут к сокращению дорожно-транспортного травматизма.
Во многих странах законодательство, регулирующее эти
факторы риска, не всеобъемлюще либо вообще отсутствует. Из 175 стран,
принявших участие в обследовании 2017 года, только в 123 действуют
законы, обеспечивающие дорожно-транспортную безопасность хотя бы
по одному из пяти основных факторов риска, в 47 – по 3 и более факторам
риска (табл. 1).
Таблица 1. Число стран, в которых действуют
законы, обеспечивающие дорожно-транспортную безопасность по пяти
факторам риска*, и их совокупное население
|
Число
стран
|
Население
|
Млн
человек
|
% от совокупного населения стран с соответствующими законами
|
% от совокупного населения обследованных стран
|
1 фактор риска
|
45
|
1385,2
|
23,1
|
19,0
|
2 фактора риска
|
31
|
1980,5
|
33,1
|
27,1
|
3 фактора риска
|
22
|
2131,3
|
35,6
|
29,2
|
4 фактора риска
|
20
|
347,4
|
5,8
|
4,8
|
5 факторов риска
|
5
|
144,3
|
2,4
|
2,0
|
Итого:
|
123
|
5988,7
|
100,0
|
82,1
|
Все страны, принявшие участие в обследовании 2018 года
|
175
|
7296,9
|
…
|
100,0
|
* превышение скорости, управление транспортными
средствами в состоянии алкогольного опьянения, использование мотоциклетных
шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. P. 25.
Нововведением Доклада о состоянии безопасности дорожного
движения в мире 2018 года стало сопоставление ситуации с законодательным
обеспечением за период, прошедший после опубликования предыдущего
доклада (2015 года) – по состоянию на декабрь 2014 и декабрь 2017
года.
Это сопоставление позволило сделать следующие выводы:
- Еще 22 страны, в которых совокупно проживает около миллиарда
человек, или 14% населения мира, внесли поправки в законы в отношении
одного или более факторов риска для приведения их в соответствие
с передовой практикой;
- Больше всего стран – 10 – усовершенствовали законы в отношении
управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии; теперь
таких стран 45 (рис. 25), в них совокупно проживает 2,3 миллиарда
человек (рис. 26);
- В 46 странах, в которых совокупно проживает 3 миллиарда человек,
действуют законы, устанавливающие ограничения скорости, но за
рассматриваемый период эту группу не пополнила ни одна страна,
хотя совокупное население, защищенное такими законами увеличилось;
- Число стран, в которых действуют законы, касающиеся ношения
мотоциклетных шлемов, увеличилось на 5 - до 49 стран, а совокупное
население - до 2,7 миллиарда человек;
- Больше всего стран, в которых действуют законы об использовании
ремней безопасности; по сравнению с 2014 годом их число увеличилось
на 3 - до 105 стран, совокупное население которых увеличилось
до 5,3 миллиарда человек;
- До 33 увеличилось число стран, в которых действуют законы об
использовании детских удерживающих устройств, в этих странах проживают
652 миллиона человек.
Несмотря на постепенный рост числа стран, в которых
применяются в соответствии с лучшими практиками законы, обеспечивающие
безопасность дорожного движения, их исполнение остается серьезным
вызовом для многих стран. Только треть стран отметила, что эти законы
выполняются в них хорошо (оценка 8 и боле по шкале от 0 до 10).

Рисунок 25. Число стран мира, в которых законодательство
по пяти основным факторам риска ДТП выполняется хорошо, 2014 и 2017
годы
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. P. 26

Рисунок 26. Совокупное население стран мира,
в которых законодательство по пяти основным факторам риска ДТП выполняется
хорошо, 2014 и 2017 годы, миллиардов человек
Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. P. 26..
Кроме того, в докладе ВОЗ 2018 года отмечается, что
в настоящее время 114 стран систематически проводят оценки или рейтинги
звездной категории имеющихся дорог.
Только 40 стран, в которых проживает около миллиарда
человек, ввели 7 или все 8 приоритетных стандартов безопасности
ООН для транспортных средств.
Более половины стран (62%) имеют телефонный номер, действующий
на территории всей страны для вызова неотложной помощи; при этом
в 55% стран официально действует подготовка сертифицированных провайдеров
добольничной медицинской помощи.
Источники:
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) -
http://www.who.int/
Global status report on road safety 2018. Geneva: World
Health Organization; 2018. Licence: CC BYNC-SA 3.0 IGO. -
http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2018/en;
Road traffic injuries / 7 December 2018 -
https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries;
Дорожно-транспортные травмы /7 декабря 2018 г. -
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause, Age,
Sex, by Country and by Region, 2000-2016.
Geneva, World Health Organization; 2018. -
http://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/en/index.html;
WHO methods and data sources for country-level causes
of death 2000-2016. Department of Information, Evidence and Research
W HO, Geneva. March 2018. / Global Health Estimates Technical Paper
WHO/HIS/IER/GHE/2018.3 -
http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/en/
|