![Сарра Шор. Мы учимся управлять автомобилем. Sarah Shor. We learn to drive a car (1937)](img/shor_s.jpg) |
Мировые тенденции смертности
от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года
|
Рубрику ведет
|
![Екатерина ЩЕРБАКОВА](../../img/ket3_s.jpg) |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые
участники дорожного движения - пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты
Различия в уровнях смертности от ДТП по странам и регионам
мира отражаются также в разбивке жертв ДТП по типам участников дорожного
движения.
В целом по миру более половины погибших в результате
ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения –
пешеходы (23%), велосипедисты[18]
(3%) и мотоциклисты (28%). Еще 29% погибших в результате ДТП приходится
на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 17% – на прочих
участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников
дорожного движения неизвестна).
Проблемы безопасности движения пешеходов и велосипедистов
до сих пор нередко игнорируются при разработке транспортной инфраструктуры,
принятии планировочных и других решений, определяющих формирование
поселенческой и дорожной сети. Настало время уделить большее внимание
повышению безопасности пешеходов и велосипедистов, а также защите
этих участников дорожного движения от скоростного транспорта. В
результате можно достичь не только сокращения дорожно-транспортного
травматизма, но и уменьшить загрязнение воздуха и выбросы парниковых
газов, сократить транспортные пробки и повысить уровень здоровья
населения благодаря возросшей физической активности.
Ситуация значительно различается по регионам мира. В
большинстве стран с низким и средним уровнем дохода доля среди погибших
в результате ДТП таких участников дорожного движения, как пешеходы,
велосипедисты, водители и пассажиры двух- и трехколесных моторизованных
транспортных средств значительно выше, чем в странах с высоким уровнем
дохода.
В большинстве стран Африканского региона ВОЗ ходьба
пешком и езда на велосипеде являются важными формами передвижения
для значительной части населения, в то время как во многих странах
Юго-Восточной Азии и Западно-Тихоокеанского региона широко используются
мотоциклы, сравнительно доступные по цене и простые в управлении.
Эти различия в моделях передвижения отражаются в распределении умерших
в результате ДТП по типам участников дорожного движения.
Так, в Африканском регионе ВОЗ 40% всех случаев смерти
в результате ДТП приходится на долю пешеходов, а в Западно-Тихоокеанском
регионе ВОЗ 36% – на долю мотоциклистов, то есть водителей и пассажиров
моторизованных 2- или 3-колесных транспортных средств (рис. 18).
На долю водителей и пассажиров автомобилей приходится
от 16% погибших в результате ДТП в регионе Юго-Восточной Азии до
48% в Европейском регионе. На долю пешеходов приходится около четверти
погибших от ДТП во всех регионах, кроме Африки (40%, как уже отмечалось)
и Юго-Восточной Азии (14%).
![](img/b_graf018.jpg)
Рисунок 18. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в мире и регионах ВОЗ,
2016 год, %
Источник Global status report on road safety 2018. Geneva:
World Health Organization; 2018. P. 11.
Значительный разброс показателей распределения погибших
в результате ДТП по типам участников движения наблюдается и внутри
регионов, хотя данные представлены не по всем странам.
Африканский регион ВОЗ отличается высокой долей уязвимых
участников дорожного движения среди погибших (53%), но внутри региона
значение этого показателя варьируется от 27% в Ботсване до 83% на
Маврикии. В ряде стран региона доля пешеходов среди жертв ДТП достигает
40% и более (до 52% в Демократической Республике Конго). Существенно
различается и доля прочих (не уточненных) участников движения среди
погибших в результате ДТП (рис. 19).
![](img/b_graf019.jpg)
Рисунок 19. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения* в некоторых странах Африканского региона
ВОЗ, 2016 год, %
* водители и пассажиры всех транспортных средств
Источник к рис. 19-24: Global status report on road safety
2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Table A2.
Американский регион ВОЗ отличается относительно низкой
долей уязвимых участников дорожного движения среди погибших (48%),
а внутри региона значение этого показателя варьируется от 9% в Перу
(при высокой доле прочих участников движения) до 85% в Доминиканской
Республике. При этом существенно различается и доля прочих (не уточненных)
участников движения среди погибших в результате ДТП (рис. 20).
Доля водителей и пассажиров автомобилей среди жертв
ДТП в Канаде и США составляет около 64%, в Боливии, Антигуа и Барбуде
– более 60%, а в Перу, Эквадоре, Колумбии и Доминике – менее 10%.
![](img/b_graf020.jpg)
Рисунок 20. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах Американского региона
ВОЗ, 2016 год, %
В странах Европейского региона ВОЗ доля уязвимых участников
дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов) среди
погибших в результате ДТП составляет от 22% в Исландии до 73% на
Мальте (из-за высокой доли водителей и пассажиров моторизованных
2-х и 3-х колесных транспортных средств среди погибших от ДТП –
41%). Доля пешеходов среди погибших от ДТП составляет 9,2% в Нидерландах
до 42% в Азербайджане (рис. 21). Доля велосипедистов среди погибших
от ДТП варьируется от менее, чем 1% в Исландии, Киргизии, Армении,
Грузии и Азербайджане до 30% в Нидерландах, доля мотоциклистов –
от менее чем 1% в Грузии и Азербайджане до 41% на Мальте, высока
она также в Греции (32%).
![](img/b_graf021.jpg)
Рисунок 21. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах Европейского региона
ВОЗ, 2016 год, %
Среди стран Восточно-Средиземноморского региона ВОЗ,
по которым представлены данные, доля водителей и пассажиров автомобилей
среди жертв ДТП составляет от 0 в Судане (при высокой доле неопределенных
участников движения – 71,4%) до 75% в Ливии (рис. 22). Доля пешеходов
среди погибших от ДТП крайне высока в Сирии (65%), в остальных странах
составляет от 22% до 32%.
![](img/b_graf022.jpg)
Рисунок 22. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах Восточно-Средиземноморского
региона ВОЗ, 2016 год, %
Среди стран региона Юго-Восточной Азии среди жертв ДТП
особенно велика доля водителей и пассажиров моторизованных 2-х и
3-х колесных транспортных средств, которая в Таиланде и Индонезии
составляет около 74% (рис. 23). Доля водителей и пассажиров автомобилей
среди погибших от ДТП невелика, только в Индии поднимаясь до 18%.
![](img/b_graf023.jpg)
Рисунок 23. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах региона Юго-Восточной
Азии, 2016 год, %
В ряде стран Западно-Тихоокеанского региона доля водителей
и пассажиров автомобилей среди умерших от ДТП, напротив, высока,
достигая в Новой Зеландии почти 69% (рис. 24). В Австралии она превышает
60%, но в других странах региона заметно ниже за счет более высокой
доли уязвимых групп участников дорожного движения среди погибших
от ДТП.
![](img/b_graf024.jpg)
Рисунок 24. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах
Западно-Тихоокеанского региона, 2016 год, %
[18]
Термин «велосипедист» относится к водителям двух- и трехколесных
педальных велосипедов, но не относится к тем, кто управляет моторизованными
двух- и трехколесными транспортными средствами (в том числе электрическими
велосипедами).
|