Можно попытаться изменить тенденции демографических
процессов, воздействуя на них мерами экономической, социальной,
демографической и культурной политики, с тем чтобы привести
эти тенденции в большее соответствие с неоспоримыми интересами
общества. Примером такого ответа могут служить меры, направленные
на снижение смертности.
Но не менее важно, воздействуя на те процессы
и тенденции, которые поддаются изменениям, осознать, что современное
демографическое развитие во всех странах порождает и такие
тенденции, которые изменить нельзя. Пример - не раз упомянутое
в докладе демографическое старение. В подобных случаях ответ
на вызовы заключается не в том, чтобы противиться объективно
неизбежным переменам, даже если они кажутся нежелательными,
а в том, чтобы наилучшим образом приспособиться к необратимо
изменившейся ситуации. Соответственно, и политика должна способствовать
скорейшей адаптации общества к новым условиям его демографического
бытия.
Россия, как и любое другое современное государство,
сталкивающееся с демографическими вызовами, стоит перед необходимостью
вырабатывать и реализовывать политику в отношении всех трех
демографических процессов: рождаемости, смертности и миграции.
И во всех трех случаях необходимо учитывать, что политика
- это искусство возможного, хотя возможности каждого из трех
направлений политики не одинаковы.
Наиболее ограничены возможности политики в области
рождаемости, особенно если понимать ее как пронаталистскую,
направленную на увеличение среднего числа рождений. "Количественные"
цели такой политики не имеют большой перспективы. Возврат
к высокой рождаемости прошлых эпох невозможен, потому что
огромное снижение смертности сделало такую рождаемость ненужной.
Речь может идти только о небольших подвижках в рамках низкой
рождаемости, которые могут служить некоторым индикатором социального
благополучия семей и в этом смысле оцениваться как позитивные,
когда рождаемость растет, или как негативные, когда она падает.
Именно в этом смысл рекомендуемого в этом докладе смещения
акцента с демографической на семейную политику. Но сколько-нибудь
существенного вклада в решение проблем недонаселенности России
или структурных дисбалансов ее возрастной пирамиды такие подвижки
внести не могут.
Намного больше нереализованных возможностей у
политики охраны здоровья и снижения смертности. Об этом говорит
сам факт отставания России по продолжительности жизни и по
продолжительности здоровой жизни от очень многих стран, в
которых эти возможности реализованы в гораздо большей степени.
Ликвидация этого отставания - очевидная цель политики, однако
формулировать эту цель можно по-разному. Можно ориентироваться
на постепенное сокращение этого разрыва, как это сделано,
например, в недавно сформулированных на высоком уровне установках
повысить продолжительность жизни в России до 76 лет к 2025
г. Учитывая, что в очень многих странах этот показатель уже
сейчас превышает 80 лет и продолжает расти, если России и
удастся их догнать, то - при таких установках - лишь через
несколько десятилетий. Если же считать такое отставание недопустимым,
то надо ставить вопрос о более масштабном прорыве, но он возможен
только при концентрации на решении этой задачи намного большего
внимания и больших ресурсов, чем сейчас.
И наконец, еще больше возможностей у миграционной
политики, по крайней мере - теоретически. Применительно к
российской ситуации - это вопрос об использовании иммиграции
как демографического ресурса для компенсации естественной
убыли и обеспечения демографического роста. Подчеркнем, что
в данном случае речь идет не о временной трудовой миграции,
необходимой для покрытия дефицита на рынке труда (это скорее
экономический, а не демографический вопрос, хотя это тоже
область миграционной политики), а о постоянной миграции, заканчивающейся
натурализацией мигрантов и их превращением в полноправных
граждан России. Здесь от политики зависит очень много, ее
возможности весьма велики, хотя тоже не безграничны. Потенциальными
источниками миграции в Россию, как и во все развитые страны,
могут стать многие перенаселенные регионы Азии и Африки. Главные
же ограничения связаны с "интеграционной емкостью"
российского социума: она определяет порог, до которого прием
мигрантов - представителей другой культуры, религии и т. п.
- не вызывает недовольства местного населения, не порождает
напряжений и конфликтов. Расширение "интеграционной емкости"
само становится важнейшей задачей миграционной политики, и
от того, насколько успешно удастся решить эту задачу, зависит
и то, в какой степени Россия сможет ответить на стоящие перед
ней демографические вызовы.
Стр. 70-71.
|