|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Расходы на социальную защиту семей с детьми составили
в 2014 году 3463 евро на ребенка моложе 18 лет
Более наглядное представление о социальных расходах
и о расходах на социальную защиту семей с детьми дает соотношение
совокупной величины расходов с численностью постоянного населения.
Среднедушевая величина расходов на социальную защиту семей с детьми
увеличилась в среднем по ЕС-15 более чем вдвое за последние два
десятилетия - с 358 евро на человека в 1993 году до 775 в 2014 году
(рис. 7). В текущих ценах она увеличилась за 2000-2014 годы на 56%
(с 496 до 775 евро на человека), а в постоянных ценах 2010 года
– на 29%.
В ЕС-25 и ЕС-28 среднедушевая величина расходов на социальную
защиту семей с детьми несколько ниже – соответственно, 687 и 651
евро на человека за 2014 год. Однако темпы прироста практически
не различаются в зависимости от состава стран: за 2008-2014 годы
среднедушевая величина расходов на социальную защиту семей с детьми
в текущих ценах увеличилась в ЕС-15, ЕС-25 и ЕС-28 на 16%, в постоянных
ценах 2010 года – на 8% в ЕС-15 и на 9% в ЕС-28.
Рисунок 7. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в Европейском союзе разного состава, 1993-2014 годы, €
на душу населения в текущих ценах и постоянных ценах 2010 года
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Чтобы избежать влияния различий в уровнях цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)[8]
на душу населения. В целом по ЕС-15 среднедушевая величина расходов
на социальную защиту семей с детьми возросла с 354 СПС на человека
в 1995 году до 722 в 2014 году. В Европейском союзе расширенного
состава его величина ниже, но также увеличивалась от года к году.
В ЕС-25 она возросла с 421 СПС на человека в 2000 году до 674 в
2014 году, а в ЕС-28 – с 559 в 2008 году до 651 СПС на человека
в 2014 году (рис. 8). Прирост за 2008-2014 годы составил в ЕС-15
14%, в ЕС-25 и ЕС-28 – по 16%.
Рисунок 8. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в Европейском союзе разного состава, 1995-2014 годы, СПС
на душу населения
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_ffa. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Величина среднедушевых расходов на социальную защиту
в целом и на социальную защиту семей с детьми в частности существенно
различаются по странам ЕС.
В 2014 году расходы на социальную защиту семей с детьми
составили от 91 евро на человека в текущих ценах в Румынии до 3090
в Люксембурге[9] (рис. 9).
Сравнительно высоким уровнем расходов на социальную защиту семей
с детьми, хотя и в 2-3 раза ниже, чем в Люксембурге, отличаются
Дания, Германия, Швеция, Австрия, Финляндия, Ирландия (от 1060 до
1668 евро на человека в год).
При среднем уровне по ЕС-28, составляющем 651 евро на
человека, к странам с низким уровнем расходов на социальную защиту
семей с детьми, помимо Румынии, относятся Болгария (112 евро на
человека), Литва (135), Латвия, Хорватия, Польша, Греция, Португалия
(от 154 до 195 евро на человека). В половине стран ЕС-28 на социальную
защиту семей с детьми расходуется менее 300 евро в год на человека.
Различия между странами по среднедушевой величине расходов на социальную
защиту семей с детьми достигают 34 раз.
При пересчете по паритетам покупательной способности,
среднедушевая величина совокупных пособий на поддержку семей с детьми
составила в 2014 году от 191 стандарта покупательной силы на человека
в Румынии до 2291 СПС на человека в Люксембурге, и различия между
странами снизились до 12 раз. Ранги стран также несколько изменились.
На втором месте после Люксембурга осталась Дания (1194 СПС на человека),
Швеция (1017) переместилась на четвертое место, а Финляндия (984)
– на пятое-шестое вместе с Австрией, а Германия (1114), напротив,
поднялась с пятого на третье место.
Среди стран с наименьшими среднедушевыми расходами на
социальную защиту семей с детьми также отмечаются некоторые перестановки
по рангу, но, главное, что при пересчете по паритетам покупательной
способности, величина этих расходов увеличилась. В стандартах покупательной
силы она в Румынии не достигает 200, еще в 7 странах – Греции, Латвии,
Литве, Португалии, Хорватии, Болгарии и на Мальте – составляет менее
300 СПС на человека (от 213 до 293).
Среди стран ЕАСТ уровень расходов на социальную защиту
семей с детьми особенно высок в Норвегии – 2311 евро, или 1457 СПС
на человека в 2014 году. В Исландии он также заметно превышает средний
уровень по ЕС-28 (1080 евро, или 873 СПС на человека). В Швейцарии
он выше в пересчете на евро (950 € против 651 € на человека в ЕС-28),
но ниже в пересчете на стандарты покупательной силы (614 против
65). В Сербии и особенно в Турции расходы на семейные пособия заметно
ниже, чем в любой из стран ЕС-28.
Рисунок 9. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в странах ЕС-28, ЕАСТ и странах-кандидатах на вступление
в ЕС, 2014 год, € и СПС на душу населения
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Более высокие расходы на социальную защиту, как правило,
хотя и не напрямую, связаны с уровнем экономического развития страны.
Величина социальных расходов зависит от особенностей систем социальной
защиты, демографических тенденций, уровня безработицы и ряда других
социальных, институциональных и экономических факторов. По-разному
изменяется она и во времени.
За 2008-2014 годы среднедушевые расходы на социальную
защиту семей с детьми, пересчитанные по паритетам покупательной
способности, увеличились в 18 странах ЕС-28, а в 10 странах – снизились,
особенно значительно в Люксембурге (на 274 СПС) и на Кипре (на 197
СПС). Наибольший прирост среднедушевых расходов на семейные пособия
наблюдался в Германии (на 271 СПС), а также в Польше, Болгарии,
Финляндии и Италии (на 107-124 СПС).
По сравнению с 2004 годом, снижение наблюдалось только
на Кипре (с 400 СПС на человека в 2004 до 310 СПС в 2014 году) и
в Нидерландах (с 367 до 318). В остальных странах ЕС-28 среднедушевая
величина расходов на семейные пособия увеличилась за 2002-2014 годы,
как и в странах ЕАСТ и странах-кандидатах на вступление в ЕС (рис.
10).
Рисунок 10. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в странах ЕС-28, ЕАСТ и странах-кандидатах на вступление
в ЕС, 2004, 2008 и 2014 годы, СПС на душу населения
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Поскольку семейные пособия предоставляются семьям с
детьми, правильнее соотносить их величину не с общей численностью
населения, а непосредственно с численностью детей (например, населением
в возрасте до 18 лет). По данным за 2014 год, расходы на социальную
защиту семей с детьми составили в целом по ЕС-28 3463 евро на одного
человека моложе 18 лет, а среди стран-членов ЕС их величина варьировалась
от 482 в Румынии до 15272 в Люксембурге (рис. 11). Помимо Румынии
эта величина не достигала 1000 евро на ребенка в Болгарии (688 евро),
Литве (750), Хорватии (853), Латвии (882) и Польше (912). С другой
стороны, в Австрии, Финляндии, Швеции, Германии и Дании расходы
на семейные пособия составляют от 6135 до 8022 евро на ребенка моложе
18 лет.
В пересчете на стандарты покупательной силы расходы
на социальную защиту семей с детьми составили в 2014 году от 1016
СПС на каждого человека моложе 18 лет в Румынии до 11324 в Люксембурге.
В половине стран ЕС-28 их величина не достигает 2400 СПС на человека
моложе 18 лет, и только в шести странах превышает 4000 СПС на ребенка
(в Финляндии, Швеции, Австрии, Дании, Германии и Люксембурге).
Рисунок 11. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в странах ЕС-28, 2014 год, € и СПС на
ребенка (человека моложе 18 лет)
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17; [demo_pjanbroad]. Last
update: 01.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Несмотря на умеренное снижение численности населения
ЕС-28 моложе 18 лет (на 7% за 2000-2014 годы), расходы на социальные
пособия семьям с детьми в постоянных ценах увеличились на 37% (рис.
12). Расходы на социальные пособия семьям с детьми росли несколько
быстрее, чем общие расходы на все социальные пособия - за тот же
период они увеличились на 34%. Объем ВВП рос еще медленнее, увеличившись
за 2000-2014 годы на 18%.
В результате, величина расходов на социальную защиту
семей с детьми возросла с 2,0% ВВП в 2000 году до 2,4% ВВП в 2014
году.
Величина расходов на пособия семьям с детьми устойчиво
возрастала из года в год в период 2000-2010 годов, увеличившись
на 35%, несмотря на то, что объем ВВП в постоянных ценах снизился
в 2009 году на 4,5% по сравнению с 2008 годом, когда разразился
финансово-экономический кризис. В 2011-2013 годах величина расходов
на семейные пособия оставалась более или менее стабильной при отсутствии
заметного роста ВВП, признаки роста появились в 2014 году.
Рисунок 12. Изменение объема ВВП, совокупной
величины расходов на социальную защиту, на защиту семей с детьми
и численности населения моложе 18 лет в ЕС-28*, 2000-2014 годы,
2000 год = 100
* Данные о расходах на все социальные пособия, пособия
семьям с детьми и объеме ВВП приводятся без данных по Болгарии и
Хорватии, поскольку их нет на начало периода. Вклад этих двух стран
в расходы на семейные пособия в 2014 году составлял менее 0,5%.
Источники: Eurostat. Social protection statistics - family
and children benefits - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Social_protection_statistics_-_family_and_children_benefits
(spr_exp_ffa, spr_exp_sum, demo_pjan, nama_10_gdp. Extracted on:
22.06.17.)
[8] Стандарт покупательной
силы (PPS, Purchasing Power Standards)– единица, независимая от
какой-либо национальной валюты. Ее использование позволяет устранить
искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается
на основе паритетов покупательной способности (Purchasing Power
Parities, PPPs), которые получают путем взвешивания средних соотношений
цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый
и представительный для каждой страны.
[9] Более высокие показатели
по Люксембургу отчасти обусловлены тем, что семейные пособия выплачиваются
гражданам, постоянно проживающим за пределами страны, а численность
постоянного населения невысока.
|