Rambler's Top100

№ 733 - 734
19 июня - 31 июля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Семьи с детьми и их социальная защита в ЕС-28

В ЕС-28 проживает 65,6 миллиона семей с детьми – 30% от общего числа домохозяйств

Расходы на социальную защиту семей с детьми составляют 2,4% ВВП ЕС-28

Расходы на социальную защиту семей с детьми составили в 2014 году 3463 евро на ребенка моложе 18 лет

Две трети расходов на социальную защиту семей с детьми в ЕС-28 направляются на денежные пособия, но растет доля помощи в натуральной форме

Три четверти средств на социальную защиту семей с детьми предоставляются без проверки доходов

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Семьи с детьми и их социальная защита в ЕС-28 //Демоскоп Weekly. 2017. № 733-734. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0733/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина ЩЕРБАКОВА

Расходы на социальную защиту семей с детьми
составляют 2,4% ВВП ЕС-28

В ЕС-28 сложилась развитая система социальной защиты населения[6]. Организация и финансирование системы социальной защиты относятся к компетенции каждого отдельного государства союза, используемые модели социальной защиты несколько различаются. Координирующая роль ЕС состоит в том, чтобы граждане стран союза продолжали получать надлежащую социальную защиту, пересекая национальные границы. Этому способствует единая цель осуществляемых в ЕС социальных программ – борьба с бедностью и социальной уязвимостью («социальным исключением»), - а также реформирование систем социальной защиты на основе взаимного обмена опытом.

Признанным критерием того, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни, является показатель объема социальных расходов, представленных в виде доли валового внутреннего продукта (ВВП). При этом под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние, посредством специально организованных коллективных схем. Выплаты по схемам частного страхования по личной инициативе отдельных индивидов или домохозяйств в целях их собственных интересов не включаются в социальные расходы.

Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. В ЕС-28 выделяются 8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:

  1. с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского назначения);
  2. с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение товарами и услугами для инвалидов, исключая медицинские услуги);
  3. со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами пожилых людей, за исключением связанных с лечением, медицинской помощью и помощью инвалидам, которые входят в другие области социальной защиты);
  4. со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца, оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи умершего);
  5. с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход за детьми (кроме медицинского обслуживания), поддержка уровня доходов во время отпуска по беременности, родам и уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
  6. с безработицей (компенсационные выплаты, выходные пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам, диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое общественными организациями);
  7. с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
  8. с другими целями социальной политики (пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные услуги).

В целом на социальную защиту в ЕС-28 в 2014 году было направлено более 4 триллионов евро, в том числе 96,3% всех социальных расходов - непосредственно на социальные пособия, 2,9% расходов составили административные издержки (расходы на управление и администрирование системы социальной защиты), 0,8% расходов - прочие расходы, включая трансферты. Совокупные расходы на социальную защиту, включая административные издержки и прочие расходы, составили 28,7% ВВП, а непосредственные расходы на социальные пособия – 27,6%.

На социальную защиту семей с детьми в 2014 году в ЕС-28 было направлено 330,2 миллиарда евро, что составило 2,4% ВВП. В Европейском союзе расширяющегося состава расходы на социальную защиту семей с детьми в последние два десятилетия не опускались ниже уровня 2% от ВВП (рис. 4).

В ЕС-15 («старого» состава, до присоединения «новых» членов союза в 2004-2013 годах)[7] совокупная величина расходов на социальную защиту семей с детьми возросла с 2,0% ВВП в 1995 году до 2,4% в 2009-2014 годах. Она снижалась только в 2000-2001 и 2004-2007 годы.

В ЕС-25 совокупные расходы на социальную защиту семей с детьми также возросли с 2,0% ВВП в 2000 году до 2,4% в 2009-2010 и 2014 годы. В отдельные годы они были несколько ниже, чем в ЕС-25.

Оценки по ЕС-28 представлены в базе данных Евростата для 2008-2014 годов. В этот период совокупные расходы на социальную защиту семей с детьми составляли от 2,1% ВВП в 2008 году до 2,4% ВВП в 2009-2010 и 2014 годах.

Рисунок 4. Расходы на социальную защиту семей с детьми в Европейском союзе разного состава, 1995-2014 годы, % ВВП

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_ffa. Last update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)

Рост расходов, сопоставленных с величиной ВВП, может быть связан как с ростом объема самих расходов, так и со снижением ВВП, которое наблюдается в период экономических кризисов и рецессии.

Изменялась и доля расходов, направляемых на социальную защиту семей с детьми, в общей сумме расходов на все социальные пособия. В последние два десятилетия преобладала тенденция роста – доля расходов на пособия семьям с детьми повысилась в ЕС-15 с 7,9% от общей суммы расходов на социальную защиту (без административных издержек и прочих расходов) в 1995 году до 8,6% в 2008-2010 годах (рис. 5). В 2011-2013 годах наблюдался определенный спад, в 2014 году доля расходов на пособия семьям с детьми вновь превысила 8,5% от общей суммы расходов на социальные пособия. В ЕС-25 эта доля поднялась с 8,1% в 2001 году до 8,6% в 2008-2010 годах. После спада 2011-2013 годов она также поднялась до 8,5% в 2014 году. В целом значения показателя для ЕС разного состава практически одинаковы.

Рисунок 5. Расходы на социальную защиту семей с детьми в Европейском союзе разного состава, 1995-2014 годы, % от общих расходов на социальные пособия

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_ffa. Last update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)

Расходы на социальную защиту семей с детьми заметно различаются по странам ЕС-28. По оценкам за 2014 год, они составляли от 0,9% ВВП в Нидерландах до 3,5% ВВП в Дании и Люксембурге (рис. 6). Помимо этих двух стран высоким уровнем расходов на социальную защиту семей с детьми отличаются Финляндия, Германия и Швеция, где расходы на пособия семьям с детьми составляют не менее 3% ВВП. С другой стороны, в таких странах, как Литва, Греция, Румыния, Португалия и Мальта на пособия семьям с детьми расходуется 1,1-1,2%% ВВП.

По сравнению с 2004 годом расходы на социальную защиту семей с детьми относительно ВВП увеличились в 13 странах ЕС-28 (более всего в Великобритании, Италии, Польше – на 0,5-0,9 процентного пункта ВВП), в 7 странах остались на том же уровне, а в 8 странах - снизились. Наибольшее снижение отмечалось на Кипре (-0,5 процентного пункта ВВП), в Румынии (-0,4), Дании, Австрии, Нидерландах и Люксембурге (-0,3 процентного пункта). В 2004 году расходы на социальную защиту семей с детьми составляли от 0,8% ВВП в Греции и 1,0% в Польше и Италии до 3,8% ВВП в Люксембурге и Дании.

В странах ЕАСТ на социальную защиту семей с детьми относительно много средств направляется в Норвегии (3,2% ВВП в 2014 году) и Исландии (2,7%), меньше - в Швейцарии (1,5%).

Рисунок 6. Расходы на социальную защиту семей с детьми в странах ЕС-28, ЕАСТ и странах-кандидатах на вступление в ЕС, 2004 и 2014 годы, % ВВП

Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)

Сравнивая расходы на социальную защиту семей с детьми в разных странах, необходимо иметь в виду, что в ряде случаев они могут быть преувеличены за счет выплат иждивенцам 18 лет и старше, в том числе не только детям, но и другим членам семьи. В то же время расходы на социальную защиту семей с детьми могут недооцениваться из-за того, что на практике их нелегко отделить от расходов на другие цели социальной защиты. Так, некоторые периодические пособия в связи с инвалидностью, старостью, потерей кормильца и безработицей могут включать средства на поддержку детей-иждивенцев, которые не учитываются в расходах на социальную защиту семей с детьми, хотя их можно выделить. В результате, в тех странах, где помощь оказывается посредством всеобщих пособий на детей, расходы на социальную защиту семей с детьми могут быть выше, чем в тех, где предоставление семейных пособий ограничено и основывается на повышении доходов семей, сталкивающихся с другими нуждами и рисками социальной уязвимости.

Исключение составляют дополнительные средства, связанные с жилищными нуждами, которые, как правило, не учитываются в расходах на социальную защиту семей с детьми независимо от типа пособий и относятся полностью к социальным расходам на поддержание стандарта жилищных условий.

Различия могут быть связаны также с особенностями налоговой системы, поскольку налоговые скидки и вычеты, как правило, не учитываются в социальных расходах.


[6] Обычно под социальной защитой понимают деятельность государственных или частных организаций, направленную на смягчение определенных рисков или обеспечение определенных нужд домохозяйств или отдельных индивидов. К числу рисков или нужд, которые могут потребовать социальной защиты, обычно относятся болезни и лечение, инвалидность, старость, смерть члена семьи, наличие в семье детей, безработица, обеспечение жильем и другие виды социальной уязвимости. - ESSPROS Manual and user guidelines. 2012 edition. P. 10.
[7] В состав ЕС-15 входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
С 1 мая 2004 года к ЕС присоединились Венгрия, Греция, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, образовав в результате ЕС-25.
С 1 января 2007 года в состав ЕС вошли Болгария и Румыния (ЕС-27), с 1 июля 2013 года – Хорватия (ЕС-28).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.