Для цитирования: Щербакова
Е.М. Семьи с детьми и их социальная защита в ЕС-28 //Демоскоп Weekly.
2017. № 733-734. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0733/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Расходы на социальную защиту семей с детьми
составляют 2,4% ВВП ЕС-28
В ЕС-28 сложилась развитая система социальной защиты
населения[6]. Организация и
финансирование системы социальной защиты относятся к компетенции
каждого отдельного государства союза, используемые модели социальной
защиты несколько различаются. Координирующая роль ЕС состоит в том,
чтобы граждане стран союза продолжали получать надлежащую социальную
защиту, пересекая национальные границы. Этому способствует единая
цель осуществляемых в ЕС социальных программ – борьба с бедностью
и социальной уязвимостью («социальным исключением»), - а также реформирование
систем социальной защиты на основе взаимного обмена опытом.
Признанным критерием того, в какой степени государство
берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта
жизни, является показатель объема социальных расходов, представленных
в виде доли валового внутреннего продукта (ВВП). При этом под социальными
расходами понимается предоставление общественными или частными институтами
пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам
с целью обеспечить им поддержку и снизить риски в определенных обстоятельствах,
ухудшающих их благосостояние, посредством специально организованных
коллективных схем. Выплаты по схемам частного страхования по личной
инициативе отдельных индивидов или домохозяйств в целях их собственных
интересов не включаются в социальные расходы.
Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат
или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также
в форме налоговых льгот, различающихся по своему назначению. В ЕС-28
выделяются 8 целевых областей оказания социальной помощи в связи:
- с болезнью и необходимостью лечения (оплата отпуска
по болезни, обеспечение медицинской помощи и товаров медицинского
назначения);
- с инвалидностью (пенсии по инвалидности, обеспечение
товарами и услугами для инвалидов, исключая медицинские услуги);
- со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии
при досрочном выходе на пенсию, обеспечение товарами и услугами
пожилых людей, за исключением связанных с лечением, медицинской
помощью и помощью инвалидам, которые входят в другие области социальной
защиты);
- со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери
кормильца, оплата ритуальных услуг и иная поддержка членам семьи
умершего);
- с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход
за детьми (кроме медицинского обслуживания), поддержка уровня
доходов во время отпуска по беременности, родам и уходу за детьми,
выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
- с безработицей (компенсационные выплаты, выходные
пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам,
диктуемым рынком труда, профессиональное обучение, финансируемое
общественными организациями);
- с необходимостью поддержания стандарта жилищных
условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
- с другими целями социальной политики (пособия группам
населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к
перечисленным выше областям социальной политики, реабилитация
лиц, зависимых от алкоголя и наркотических веществ, и иные социальные
услуги).
В целом на социальную защиту в ЕС-28 в 2014 году было
направлено более 4 триллионов евро, в том числе 96,3% всех социальных
расходов - непосредственно на социальные пособия, 2,9% расходов
составили административные издержки (расходы на управление и администрирование
системы социальной защиты), 0,8% расходов - прочие расходы, включая
трансферты. Совокупные расходы на социальную защиту, включая административные
издержки и прочие расходы, составили 28,7% ВВП, а непосредственные
расходы на социальные пособия – 27,6%.
На социальную защиту семей с детьми в 2014 году в ЕС-28
было направлено 330,2 миллиарда евро, что составило 2,4% ВВП. В
Европейском союзе расширяющегося состава расходы на социальную защиту
семей с детьми в последние два десятилетия не опускались ниже уровня
2% от ВВП (рис. 4).
В ЕС-15 («старого» состава, до присоединения «новых»
членов союза в 2004-2013 годах)[7]
совокупная величина расходов на социальную защиту семей с детьми
возросла с 2,0% ВВП в 1995 году до 2,4% в 2009-2014 годах. Она снижалась
только в 2000-2001 и 2004-2007 годы.
В ЕС-25 совокупные расходы на социальную защиту семей
с детьми также возросли с 2,0% ВВП в 2000 году до 2,4% в 2009-2010
и 2014 годы. В отдельные годы они были несколько ниже, чем в ЕС-25.
Оценки по ЕС-28 представлены в базе данных Евростата
для 2008-2014 годов. В этот период совокупные расходы на социальную
защиту семей с детьми составляли от 2,1% ВВП в 2008 году до 2,4%
ВВП в 2009-2010 и 2014 годах.
Рисунок 4. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в Европейском союзе разного состава, 1995-2014 годы, %
ВВП
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_ffa. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Рост расходов, сопоставленных с величиной ВВП, может
быть связан как с ростом объема самих расходов, так и со снижением
ВВП, которое наблюдается в период экономических кризисов и рецессии.
Изменялась и доля расходов, направляемых на социальную
защиту семей с детьми, в общей сумме расходов на все социальные
пособия. В последние два десятилетия преобладала тенденция роста
– доля расходов на пособия семьям с детьми повысилась в ЕС-15 с
7,9% от общей суммы расходов на социальную защиту (без административных
издержек и прочих расходов) в 1995 году до 8,6% в 2008-2010 годах
(рис. 5). В 2011-2013 годах наблюдался определенный спад, в 2014
году доля расходов на пособия семьям с детьми вновь превысила 8,5%
от общей суммы расходов на социальные пособия. В ЕС-25 эта доля
поднялась с 8,1% в 2001 году до 8,6% в 2008-2010 годах. После спада
2011-2013 годов она также поднялась до 8,5% в 2014 году. В целом
значения показателя для ЕС разного состава практически одинаковы.
Рисунок 5. Расходы на социальную защиту семей с детьми
в Европейском союзе разного состава, 1995-2014 годы, % от общих
расходов на социальные пособия
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_ffa. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Расходы на социальную защиту семей с детьми заметно
различаются по странам ЕС-28. По оценкам за 2014 год, они составляли
от 0,9% ВВП в Нидерландах до 3,5% ВВП в Дании и Люксембурге (рис.
6). Помимо этих двух стран высоким уровнем расходов на социальную
защиту семей с детьми отличаются Финляндия, Германия и Швеция, где
расходы на пособия семьям с детьми составляют не менее 3% ВВП. С
другой стороны, в таких странах, как Литва, Греция, Румыния, Португалия
и Мальта на пособия семьям с детьми расходуется 1,1-1,2%% ВВП.
По сравнению с 2004 годом расходы на социальную защиту
семей с детьми относительно ВВП увеличились в 13 странах ЕС-28 (более
всего в Великобритании, Италии, Польше – на 0,5-0,9 процентного
пункта ВВП), в 7 странах остались на том же уровне, а в 8 странах
- снизились. Наибольшее снижение отмечалось на Кипре (-0,5 процентного
пункта ВВП), в Румынии (-0,4), Дании, Австрии, Нидерландах и Люксембурге
(-0,3 процентного пункта). В 2004 году расходы на социальную защиту
семей с детьми составляли от 0,8% ВВП в Греции и 1,0% в Польше и
Италии до 3,8% ВВП в Люксембурге и Дании.
В странах ЕАСТ на социальную защиту семей с детьми относительно
много средств направляется в Норвегии (3,2% ВВП в 2014 году) и Исландии
(2,7%), меньше - в Швейцарии (1,5%).
Рисунок 6. Расходы на социальную защиту семей
с детьми в странах ЕС-28, ЕАСТ и странах-кандидатах на вступление
в ЕС, 2004 и 2014 годы, % ВВП
Источник: Eurostat (online data code: spr_exp_sum. Last
update: 17.05.17. Extracted on: 22.06.17.)
Сравнивая расходы на социальную защиту семей с детьми
в разных странах, необходимо иметь в виду, что в ряде случаев они
могут быть преувеличены за счет выплат иждивенцам 18 лет и старше,
в том числе не только детям, но и другим членам семьи. В то же время
расходы на социальную защиту семей с детьми могут недооцениваться
из-за того, что на практике их нелегко отделить от расходов на другие
цели социальной защиты. Так, некоторые периодические пособия в связи
с инвалидностью, старостью, потерей кормильца и безработицей могут
включать средства на поддержку детей-иждивенцев, которые не учитываются
в расходах на социальную защиту семей с детьми, хотя их можно выделить.
В результате, в тех странах, где помощь оказывается посредством
всеобщих пособий на детей, расходы на социальную защиту семей с
детьми могут быть выше, чем в тех, где предоставление семейных пособий
ограничено и основывается на повышении доходов семей, сталкивающихся
с другими нуждами и рисками социальной уязвимости.
Исключение составляют дополнительные средства, связанные
с жилищными нуждами, которые, как правило, не учитываются в расходах
на социальную защиту семей с детьми независимо от типа пособий и
относятся полностью к социальным расходам на поддержание стандарта
жилищных условий.
Различия могут быть связаны также с особенностями налоговой
системы, поскольку налоговые скидки и вычеты, как правило, не учитываются
в социальных расходах.
[6] Обычно под социальной
защитой понимают деятельность государственных или частных организаций,
направленную на смягчение определенных рисков или обеспечение определенных
нужд домохозяйств или отдельных индивидов. К числу рисков или нужд,
которые могут потребовать социальной защиты, обычно относятся болезни
и лечение, инвалидность, старость, смерть члена семьи, наличие в
семье детей, безработица, обеспечение жильем и другие виды социальной
уязвимости. - ESSPROS Manual and user guidelines. 2012 edition.
P. 10.
[7] В состав ЕС-15 входят Австрия,
Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция,
Швеция.
С 1 мая 2004 года к ЕС присоединились Венгрия, Греция, Кипр, Латвия,
Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, образовав
в результате ЕС-25.
С 1 января 2007 года в состав ЕС вошли Болгария и Румыния (ЕС-27),
с 1 июля 2013 года – Хорватия (ЕС-28).
|