Для цитирования: : Кашницкий И.С.,
Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Миграция молодежи в России //Демоскоп
Weekly. 2016. № 703-704. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0703/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Миграция молодежи
в России |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Илья
КАШНИЦКИЙ
|
Никита
МКРТЧЯН
|
Олег
ЛЕШУКОВ
|
|
Результаты учебной миграции: итоговый рейтинг регионов
Проведенный анализ показал, что использование разных
источников данныхв большинстве случаев дает схожую общую картину
молодежной миграции в России. Полученные группировки регионов России
на основе отдельных показателей, их ранговые места по привлекательности/непривлекательности
для молодежи практически совпадают, о чем свидетельствуют и довольно
высокие значения коэффициента корреляции между показателями (табл.
2).
Таблица 2. Коэффициенты корреляции Пирсона между
рассчитанными показателями
Показатель
|
№
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4)
|
Изменение численности когорты 1989–1993 годов рождения за
межпереписной период 2003–2010 годы, %
|
(1)
|
1
|
0,53
|
0,62
|
0,63
|
Текущий учет миграции, ИКМПК 1981–1993 годов рождения, 2003-2010
годы
|
(2)
|
0,53
|
1
|
0,88
|
0,72
|
Текущий учет миграции, ИКМПК 1989–1996 годов рождения, 2011–2013
годы
|
(3)
|
0,62
|
0,88
|
1
|
0,8
|
Отношение числа поступивших на очную форму обучения по программам
бакалавриата и специалитетак числувыпускников школ региона,
получивших аттестат о среднем общем образовании в регионе,
2012/2014 учебный год
|
(4)
|
0,63
|
0,72
|
0,8
|
1
|
Сходные результаты, полученные при анализе молодежной
миграции по данным из разных источников, свидетельствуют о том,
что на основе рассчитанных нами четырех показателей можно создать
синтетический сводный показатель, который с наибольшей достоверностью
позволит ранжировать регионы России по их миграционной привлекательности
для молодежи.
Поскольку эти четыре показателя сильно различаются по
методике расчета и итоговым единицам измерения, для получения сводного
показателя мы шкалировали их с помощью процедуры z-стандартизации.
Она состоит в том, что из каждого значения стандартизуемого показателя
вычитается среднее значение всей выборки, а затем полученная разность
делится на стандартное отклонение выборки. Вместо исходных единиц
измерения показателя мы получаем универсальную шкалу, где единицей
измерения служит стандартное отклонение, и стандартизованные показатели
можно сравнивать между собой. Мы стандартизировали все четыре показателя
интенсивности студенческой миграции, а затем усреднили данные для
каждого региона. Таким образом, итоговый показатель для отдельно
взятого региона фиксирует, на сколько стандартных отклонений значение
региона отличается от среднего значения по России, в среднем, по
четырем показателям. Результаты представлены на рис. 9 и 10. Нулевые
значения соответствуют среднему значению по регионам России, а не
границе между притоком и оттоком молодежи.
Рисунок 9. Ранжированный ряд регионов России
в зависимости от результатов учебной миграции в 2003–2014 годах
(большее значение соответствует притоку молодежи или учебных мигрантов,
меньшее – оттоку)
Рисунок 10. Итоговый рейтинг регионов в зависимости
от результатов учебной миграции в 2003–2014 годах
Источник: рисунок 9.
Безусловные лидеры этого рейтинга – Москва и Санкт-Петербург
(с областями), Новосибирская, Томская и Воронежская области. Лидерство
этих регионов обусловлено историей советской системы высшего образования
(для столиц — еще и их административным статусом): там был создан
мощный образовательный потенциал для удовлетворения запросов плановой
экономики[30]. За ними следуют
регионы, также близкие к лидерству. Многие из них возглавляют города
с более чем миллионным населением: Екатеринбург, Ростов-на-Дону,
Самара, Нижний Новгород, Казань, Омск. Но среди этой группы «почти
лидеров» есть и «рядовые» области – Ярославская, Рязанская, Ивановская,
не выделяющиеся среди соседей ни административными преимуществами,
ни значительной численностью населения региональной столицы.
Сравнительно высокие позиции в рейтинге занимают многие
регионы центра и юга европейской части страны, это – определенный
бонус их географического положения. Однако в группу привлекающих
учебных мигрантов регионов входят также Красноярский и Хабаровский
края, в полной мере испытывающие на себе негативное воздействие
«западного дрейфа»: им привлечь дополнительных учебных мигрантов
гораздо сложнее. Как показывают данные статистики, пошедший было
на убыль отток населения с Востока на Запад страны в последние годы,
после изменения методики учета миграции, вновь показал рост[31].Но
в целом, восточным регионам страны пока не приходится рассчитывать
на рост учебной миграции, их вузам будет очень непросто привлечь
дополнительных абитуриентов. В верхней части рейтинга этих регионов
будет немного.
В нижней части рейтинга расположились не только восточные
регионы, здесь практически все республики Северного Кавказа, в которых
невысокийуровень развития систем высшего образования усугубляется
традиционным оттоком населения, связанным с нехваткой рабочих мест,
относительной экономической отсталостью и внутриполитической нестабильностью.
Отток молодежи идет и из немалого числа регионов европейской части
страны: Брянской, Оренбургской, Липецкой, Костромской, Псковской,
Новгородской, Владимирской, Калужской, Тверской областей, республик
Карелия и Удмуртия. Эти регионы явно проигрывают соседям. Но, как
показывает пример Воронежской, Ярославской, Рязанской, Орловской
и некоторых других областей, неуспех в этой конкуренции не предопределен.
Как уже отмечалось выше, существенно влияет на притягательность
региона для учебных мигрантов численность населения регионального
центра: у регионов, возглавляемых городами с населением более миллиона,
больше шансов занять в рейтинге высокое положение. При этом Пермский
край и Волгоградская область находятся в середине рейтинга, а Башкортостан
– в нижней его части. Эти регионы явно проигрывают более успешным
соседям и не выдерживают конкуренции за молодежь с Москвой и Санкт-Петербургом,
им не помогает ни географическое положение, ни крупные столицы.
[30] Кузьминов Я.И., Семенов
Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому
«мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63.
[31] Население России 2013.
Двадцать первый ежегодный демографический доклад. / Отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015.
|