Для цитирования: : Кашницкий И.С.,
Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Миграция молодежи в России //Демоскоп
Weekly. 2016. № 703-704. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0703/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Миграция молодежи
в России[1] |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Илья
КАШНИЦКИЙ[2]
|
Никита
МКРТЧЯН[3]
|
Олег
ЛЕШУКОВ[4]
|
|
Демографическая статистика в помощь изучению миграции
молодежи
Молодежная миграция представляет собой отдельное самостоятельное
направление исследований, прежде всего по причине ее связи с получением
образования. Фокус внимания постепенно смещается к наиболее молодым
возрастам — к периоду, когда принимается первичное решение о миграции
с целью получения образования[5].
Такое решение оказывает колоссальное влияние как на последующую
жизнь молодого человека, так и в целом на пространственное распределение
человеческого капитала. Конкуренция за лучшую молодежь становится
существенным фактором развития регионов[6].
В западной научной литературе среди молодежи принято
выделять категорию college bound[7],
имеющую четкий возрастной профиль миграции с максимумом в поздних
тинейджерских возрастах, когда большинство молодых людей переезжают
с целью получения образования[8].
Эмпирически установлено, что интенсивность миграции в данной возрастной
группе[9], в отличие от всех
прочих возрастов, не снижалась даже под воздействием недавнего экономического
кризиса[10]. Во многом данная
особенность связана с повсеместным распространением высшего образования[11].
Для изучения миграции отдельных возрастных групп во
многих западных странах имеется обширная статистика, получаемая
как из данных национальных переписей, так и из административных
регистров. Эти сведения позволяют детально проследить как направления
миграции, так и структурные характеристики участвующих в ней групп
населения.
В России изучение миграции молодежи, в частности учебной
миграции, базировалось преимущественно на данных выборочных опросов
выпускников школ[12], либо
опросов студентов относительно их уже совершенных миграций и намерений
переехать[13], изучается
также постобразовательная миграция[14].
Несколько особняком стоят работы Н.Ю. Замятиной, в которых миграция
молодежи рассматривается в более широком, чем учебный, контексте:
в них основное внимание уделено восприятию миграции, выбору направлений,
отношению молодых людей к своей «малой родине» и новому месту проживания
как сложной системе установок[15].Однако,
несмотря на определенную проработанность данной проблематики, в
изучении миграции молодежи в России имеются серьезные информационные
ограничения. Существующую демографическую статистику, в силу особенностей
сбора данных, а также условно-временного характера студенческой
миграции (учебные мигранты по месту прохождения обучения имеют временную
регистрацию, в России до последнего времени она не попадала в статистическую
разработку) использовать можно лишь с определенными оговорками.
В этой статье мы анализируем миграцию молодежи студенческих возрастов
путем сопоставления трех источников информации:
- текущий учет миграции населения. Данные Федеральной
службы государственной статистики, основанные на фиксации актов
регистрации населения по месту жительства (с 2011 г. – и по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более);
- Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 г.
Они позволяют сравнивать численность когорт населения на две даты;
- данные Федеральной службы государственной статистики
о соотношении численности поступивших в вузы на очную форму обучения
по программамбакалавриата и специалитета и численности выпускников
школ, получивших аттестат о среднем общем образовании, в региональном
разрезе в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах.
Совместное использование нескольких источников данных
позволяет в определенной мере компенсировать недостатки каждого
из них. Наш анализ не претендует накорректную оценкуинтенсивности
межрегионального перераспределения молодежи, но достаточно точно
выявляет межрегиональную дифференциацию прироста/убыли когорт молодежи
в результате миграции. Путем сопоставления данных из доступных источников
информации произведено ранжирование регионов по данному признаку.
Принципиальное сходство распределений регионов по рассчитанным показателям,
основанных на разных данных, подтверждает, на наш взгляд, достоверность
комплексного ранжирования.
Цели нашей работы – продемонстрировать возможности и
ограничения демографической статистики в изучении миграции молодежи
в России; оценить направления молодежной миграции, связанной с получением
высшего образования,за последние несколько лет; сопоставить результаты,
полученные на основе разных источников данных.При этом мы не анализируем
факторы миграции молодежи и не можем отследить все возможные траектории
социальной и пространственной мобильности лиц данных возрастов –
российская статистика не дает для этого достаточных данных. В данном
исследовании мы исходим из представления о доминирующем значении
образования в межрегиональной мобильности молодежи[16],
лишь косвенно и в меру доступности статистики рассматривая другие
факторы.
[1] Текст подготовлен на основе
статьи: Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В.Межрегиональная
миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики
// Вопросы образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 169-203. DOI: 10.18323/1814-9545-2016-3-169-203
https://vo.hse.ru/en/2016--3/191146729.html
[2] Кашницкий Илья Савельевич
- младший научный сотрудник Института социальной политики Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики», PhD кандидат
Университета Гронингена и Нидерландского междисциплинарного демографического
института
[3] Мкртчян Никита Владимирович
— кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Центра
демографических исследований Института демографии Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики».
[4] Лешуков Олег Валерьевич
— младший научный сотрудник Института образования Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики»
[5] Smith D.P., Rerat P., Sage
J. (2014) Youth Migration and Spaces of Education // Children’s
Geographies. Vol. 12. No 1. P. 1–8.
[6] Findlay A.M. (2011). An
Assessment of Supply and Demand-Side Theorizations of International
Student Mobility // International Migration. Vol. 49. No2. P. 162–190.
[7] Plane D.A., Heins F. (2003)
Age Articulation of U.S. Inter-Metropolitan Migration Flows // The
Annals of Regional Science. Vol. 37. No 1. P. 107–130.
[8] Pittenger D.B. (1974) A
Typology of Age-Specific Net Migration Rate Distributions // Journal
of the American Institute of Planners. Vol. 40. No 4. P. 278–283;
Castro L.J., Rogers A. (1983) What the Age Composition of Migrants
Can Tell Us // Popul Bull UN.No 15. P. 63–79.
[9] Конкретные возрастные границы
варьируют от исследования к исследованию в зависимости от национальных
и региональных особенностей образовательных систем и специфики сбора
статистических данных. Как правило, они лежат в пределах от 15 до
24 лет.
[10] Smith D.P., Sage J.
(2014) The Regional Migration of Young Adults in England and Wales
(2002–2008): A “Conveyor-Belt” of Population Redistribution? //
Children’s Geographies. Vol. 12. No 1. P. 102–117.
[11] Chudnovskaya M., Kolk
M. (2015) Educational Expansion and Intergenerational Proximity
in Sweden // Population, Space and Place.DOI: 10.1002/psp.1973.
[12] Катровский А.П. Учебная
миграция в вузы России: факторы и мотивация / Ж.А. Зайончковская
(ред.) Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы.М.:Совет
по миграциям стран СНГ, Центр демографии и экологии человека, 1999.
С. 269–276; Флоринская Ю.Г., Рощина Т.Г. Миграционные намерения
выпускников школ малых городов // Мониторинг общественного мнения.
2005. Т. 74. № 2. С. 77–87.
[13] Чудиновских О.С., Денисенко
М.Б. Где хотят жить выпускники российских вузов // Демоскоп Weekly.
2003. № 19–120. http://demoscope.ru/weekly/2003/0119/tema01.php
[14] Варшавская Е.Я., Чудиновских
О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России //
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 3.
С. 36–58
[15] Замятина Н. Метод изучения
миграций молодежи по данным социальных интернет-сетей: Томский государственный
университет как «центр производства и распределения» человеческого
капитала (по данным социальной интернет-сети «ВКонтакте») // Региональные
исследования. 2012. № 2. С. 15–28.
|