| Для цитирования: Долгих Е.И., 
              Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов //Демоскоп 
              Weekly. 2015. № 631 - 632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Рейтинг устойчивого развития 
                    российских городов  | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | ЕленаДОЛГИХ
 | Евгений АНТОНОВ
 |  |  Как совершенствовать и использовать рейтинги городов В рамках деятельности по совершенствованию методики 
              составления рейтинга устойчивого развития городов в дальнейшем предусматривается 
              возможность расширения списка показателей, пересмотра самих подходов 
              к обработке исходных данных, расширению охвата городов. Можно выделить 
              несколько основных направлений возможного совершенствования методики 
              рейтинга. Первое направление - это увеличение числа рассматриваемых 
              индикаторов. Особенности методики Рейтинга УР позволяют включить 
              новые показатели по трем основным блокам. Обозначим несколько возможных 
              дополнительных тем в каждом из блоков показателей.  В экономическом блоке предполагается в будущем оценить 
              деятельность малого и среднего бизнеса и меры, предпринимаемые городскими 
              властями для его поддержки. Работа в этом направлении для муниципальных 
              органов самоуправления и региональной власти является одной из приоритетных 
              и должна оказывать значительное влияние на изменение показателей, 
              входящих в экономический блок.  В блок показателей, оценивающих городскую инфраструктуру, 
              в дальнейшем целесообразно включить характеристики дорожной инфраструктуры 
              (плотность дорожной сети, изношенность дорог общего пользования), 
              структуры территорий города по функциональным зонам (в том числе 
              долю территорий рекреационного назначения, «зеленого каркаса» и 
              др.), приспособленность городской среды для маломобильных категорий 
              граждан. Возможно, для оценки городской среды имеет смысл и включение 
              качественных характеристик документов территориального планирования. В блоке показателей социальной сферы пока не рассматриваются 
              вопросы качества социального обслуживания населения, поддержки социально 
              незащищенных категорий граждан: пенсионеров, лиц с ограниченными 
              возможностями и т.д. Также возможно расширение показателей для оценки 
              качества как высшего, так и среднего образования (пока для высшего 
              образования оценивается только уровень доступности, а качество среднего 
              образования оценивается лишь на основе результатов олимпиад школьников), 
              развития культурной сферы и спорта. Отдельная важная для оценки 
              устойчивости развития города тема безопасности также не затрагивается 
              в рейтинге в связи с отсутствием объективных показателей для всех 
              городов.  Наименее полным, по мнению ряда экспертов, в Рейтинге 
              УР пока остается экологический блок показателей, сейчас в него включены 
              только три показателя. Имеет смысл как расширение набора показателей 
              за счет показателей напряженности экологической ситуации в городе 
              и индикаторов, характеризующих эффективность обращения с отходами, 
              оценку энергоэффективности и соответствия зеленым стандартам строительства 
              зданий и объектов социальной инфраструктуры, применение экологических 
              стандартов топлива в общественном транспорте и др. В последние годы 
              наметился существенный прогресс в сфере экологического законодательства, 
              что дает обоснованную надежду на появление новых достоверных индикаторов 
              в этой сфере. Другим важным направлением доработки методики Рейтинга 
              в дальнейшем может стать учет многолетней динамики показателей для 
              определения долгосрочных тенденций развития города. Поскольку категория 
              «развитие» подразумевает оценку некой динамики, а не статического 
              положения характеристик, то целесообразно, хотя бы по отдельным 
              показателям или в качестве дополнительной составляющей, ввести поправочную 
              оценку на тренд динамики показателей. Кроме того, возможно включение в рассмотрение некоторых 
              качественных показателей, таких как наличие местных инициатив и 
              стратегических документов в области устойчивого развития, наличие 
              в местных образовательных учреждениях направлений подготовки специалистов 
              в области экологии и устойчивого развития. На данный момент включение 
              этих показателей в рейтинг затруднено в силу отсутствия необходимой 
              информации и сложности формализации оценки. Второе направление совершенствования рейтинга - расширение 
              охвата городов, включение в него городов с населением менее 100 
              тысяч человек. С точки зрения повышения репрезентативности результатов, 
              это имеет смысл, однако есть существенные сложности со своевременным 
              сбором многих статистических показателей по этим городам. Отчасти 
              это связано и с особенностями административного статуса небольших 
              городов, многие из которых являются городскими поселениями районного 
              подчинения, а не городскими округами, по которым информация более 
              полная. В паспортах населенных пунктов с таким статусом, публикуемых 
              Росстатом, отображается меньшее число показателей. Вместе с тем 
              расширение числа рейтингуемых городов могло бы сделать рейтинг более 
              качественным инструментом оценки сбалансированности развития регионов 
              и эффективности деятельности региональных властей.  Еще одним возможным направлением совершенствования методики 
              рейтинга могла бы стать верификация ряда показателей результатами 
              социологических опросов населения городов, бизнес-сообщества, представителей 
              городских администраций. Такой подход позволит использовать рейтинг 
              в качестве объективного инструмента для оценки эффективности работы 
              администраций муниципальных образований. В целом Рейтинг устойчивого развития городов представляет 
              собой качественный аналитический инструмент для оценки перспектив 
              и возможностей развития городов РФ. На основе анализа различных 
              сторон жизни города могут быть выработаны как общие рекомендации, 
              так и конкретные предложения по повышению качества жизни населения, 
              эффективности городского самоуправления, переходу города к устойчивому 
              развитию и, как следствие, к повышению его конкурентоспособности 
              среди других городов.  Результаты Рейтинга УР могут быть использованы при планировании 
              стратегического развития муниципалитета в целях обеспечения устойчивого 
              развития. Так, например, с его помощью можно расставить приоритеты 
              в городском развитии, чтобы добиться сбалансированного развития 
              экономики городов, их инфраструктуры и минимизировать нагрузку на 
              окружающую среду. Например, сравнение демографических показателей и уровня 
              экономического развития городов (рис. 12) позволяет сделать следующие 
              выводы. Чем ближе положение города на графике к красной прямой, 
              тем более развитие города сбалансировано по основным сферам жизни 
              (экономической, демографической, экологической, инфраструктурной 
              и др.). Заметное отклонение вверх или вниз от диагонали свидетельствует 
              о необходимости корректировки стратегии развития города. В реальности 
              же это значит, что если город уже достиг достаточно высокого уровня 
              экономического развития, но при этом происходит сокращение численности 
              населения, имеются тенденции к постарению населения, то не только 
              администрации города, но и бизнесу стоит обратить внимание, например, 
              на повышение миграционной привлекательности города, минимизации 
              оттока молодежи, создания условий для её привлечения. Наоборот, 
              города, испытывающие демографический рост и обладающие значительным 
              трудовым потенциалом, могли бы уделять больше внимания поиску инвесторов, 
              созданию рабочих мест, построению инновационной экономики и т.п. 
              Схожий анализ можно провести и для других пар показателей, например, 
              демографических и индикаторов социальной инфраструктуры (рис. 13). 
 Рисунок 12. Сбалансированность городов по уровню развития 
              экономики города и демографическим показателям 
 Рисунок 13. Сбалансированность городов по уровню развития 
              социальной инфраструктуры и демографическим показателям Выделение проблемных точек в каждом городе по основным 
              составляющим Рейтинга УР в определенной степени позволяет оценить 
              эффективность работы органов власти на местном и региональном уровнях. 
              В рейтинге рассматриваются различные аспекты развития города, ответственность 
              за состояние и развитие которых несут разные уровни исполнительной 
              власти и местного самоуправления. В соответствии с результатами 
              по отдельным сферам развития города (например, дошкольного образования, 
              здравоохранения, работы общественного транспорта и др.) можно судить 
              об эффективности деятельности органов местного самоуправления, по 
              другим индикаторам (например, уровню развития высшего и среднего 
              образования и др.) – региональных органов власти. Ряд индикаторов 
              (например, по блоку экономических показателей) характеризуют общеэкономическую 
              ситуацию в городах, повлиять на которую способны, в основном федеральные 
              органы власти. Деятельность конкретных экономических агентов (предприятий 
              и организаций), их взаимодействие с городом, воздействие на окружающую 
              среду, в первую очередь, зависит от политики собственника. В целом, 
              рейтинг устойчивого развития оценивает большое количество сфер городского 
              развития, которые находятся под влиянием различных заинтересованных 
              сторон. На основе результатов рейтинга - выделения сильных и слабых 
              сторон городов – возможно создание информационно-аналитической основы, 
              опираясь на которую заинтересованные стороны будут углублять свое 
              взаимодействие. Помимо интереса к рейтингу со стороны органов государственной 
              власти, в его результатах могут быть заинтересованы представители 
              бизнес-сообщества. Многие средние и крупные компании реализуют ряд 
              мероприятий и программ в городах присутствия в рамках корпоративной 
              социальной политики. В последние годы эффективность такой политики 
              серьезным образом сказывается на имидже компаний, взаимодействии 
              с деловыми партнерами при реализации инвестиционной деятельности, 
              лояльности городского населения. Улучшение положение города в рейтинге 
              УР по отдельным показателям, связанным с деятельность компаний, 
              безусловно, окажет на неё позитивное влияние. Для популяризации идей и внедрения принципов УР большое 
              значение имеют информационно-аналитические инструменты, дефицит 
              которых остро ощущается в России. В этой связи простой и понятный 
              количественный инструмент, каким стал Рейтинг устойчивого развития 
              городов РФ, открыл новый этап в исследовании УР муниципалитетов 
              в нашей стране.  Результаты рейтинга 2012 года уже показали свою практическую 
              значимость. Они использовались в качестве основы для проведения 
              ряда прикладных исследований, в частности, Агентством в сотрудничестве 
              с Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г.И. 
              Носова была выполнена исследовательская работа по оценке качества 
              городской среды г. Магнитогорска[48]. 
              В рамках исследования проблем моногородов в РФ подготовлен аналитический 
              доклад, основные положения которого были представлены на III Российском 
              Форуме по экологическим социально ответственным инвестициям[49]. В дальнейшем инструментарий рейтинга УР может получить 
              широкое распространение в прикладных исследованиях по обеспечению 
              устойчивого развития в российских городах. Ежегодное составление подобных рейтингов позволит отслеживать 
              динамику развития конкретных городов. В рамках дальнейшей работы 
              по совершенствованию рейтинга, безусловно, следует учитывать пожелания 
              как экспертного сообщества, так и целевой аудитории рейтинга – населения, 
              органов власти и корпоративного сектора, а также других заинтересованных 
              сторон. С этой целью необходимо постоянное совершенствование методики 
              рейтинга. При этом нужно осознавать, что добиться исключительно 
              объективных результатов при неизбежном многообразии мнений и несовершенстве 
              исходных данных, конечно, будет достаточно сложно. 
 [48] Аналитический 
              доклад «Оценка качества состояния городской среды города Магнитогорска» 
              www.agencysgm.com/regions/Магнитогорск.%20Аналитический%20доклад.pdf. 
              [49] III Российский Форум 
              по экологическим социально ответственным инвестициям http://www.sustainable-russia.org/forum/forum2014.html
   |