| Для цитирования: Долгих Е.И., 
              Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов //Демоскоп 
              Weekly. 2015. № 631 - 632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/tema01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  
 | 
               
                |  | Рейтинг устойчивого развития 
                    российских городов  | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | ЕленаДОЛГИХ
 | Евгений АНТОНОВ
 |  |  Разные грани сравнения Анализ распределения городов отдельно по каждому блоку 
              показателей позволяет более четкого выявить пространственные закономерности 
              развития различных сфер жизни городов, учитываемых при составлении 
              Рейтинга устойчивого развития. В каждом из пяти блоков показателей, 
              используемых для расчета ИУР, были выделены по шесть групп городов 
              на основе величины нормированных итоговых значений показателей по 
              блоку, выраженных в процентах от значения для города-лидера. Распределение 
              этих значений производилось по равноинтервальной шкале от лидеров 
              к аутсайдерам (по 20%, средняя группа подразделена на две подгруппы 
              по 10%). При этом, значению лучшего города соответствует балл 100%, 
              а худшего – 0% (рис. 4-8). Демографический блок показателей. 
              Большинство населения (65%) городов, представленных в рейтинге, 
              проживают в муниципалитетах со средними значениями демографических 
              показателей, а именно в наиболее крупных городах (средний размер 
              превышает 600 тыс. человек) страны, городах-миллионниках, региональных 
              столицах. Города-лидеры по демографическим показателям разделились 
              поровну между республиками Северного Кавказа (Грозный, Каспийск, 
              Хасавюрт) и нефтегазовыми регионами Западной Сибири (Нижневартовск, 
              Тюмень, Новый Уренгой). Заметим, что в группе аутсайдеров 19 городов. 
              Большую часть из них представляют старопромышленные депрессивные 
              города Урала (Миасс, Первоуральск, Каменск-Уральский, Златоуст), 
              Кузбасса (Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселевск, Прокопьевск), Центральной 
              России (Елец, Муром, Ковров, Новомосковск и др.).  Демографические проблемы большинства городов аутсайдеров 
              в значительной степени обусловлены их экономическими проблемами. 
              Высокий миграционный отток и низкая рождаемость в этих городах обусловлены 
              неуверенностью населения в завтрашнем дне, отсутствием перспектив 
              удачного трудоустройства, низким уровнем жизни и неудовлетворенностью 
              жизнью в целом[40]. Усиление 
              их позиций в рейтинге по демографическому блоку показателей возможно 
              в результате улучшения экономической ситуации и создания привлекательной 
              для населения городской среды. Также этому может поспособствовать 
              нормализация экологической обстановки. 
 Рисунок 4. Распределение групп городов в рейтинге по 
              блоку демографических показателей (лидеры – 100, аутсайдеры – 0) Экономический блок. Наиболее 
              высокие значения по блоку экономических показателей имеют крупнейшие 
              города страны – миллионеры и крупные региональные центры. В двух 
              лидирующих группы городов с высокими и очень высокими значениями 
              показателей проживает свыше 50% населения всех представленных в 
              рейтинге городов (рис. 5). Такое распределение говорит о наличии 
              явной поляризации экономического развития между российскими городами. 
              Города из двух лидирующих групп формируют каркас экономических центров 
              (см. карту на рис. 3), в основном представлены крупными региональными 
              центрами.  
 Рисунок 5. Распределение групп городов в рейтинге по 
              блоку показателей, характеризующих экономическое развитие (лидеры 
              – 100, аутсайдеры – 0) Города, у которых суммарные значения по экономическому 
              блоку показателей превышают средние, можно разделить на три категории: 
              региональные центры, центры нефтедобычи или нефтепереработки и города 
              Московской области. Также в число лидеров по экономическому развитию 
              входят крупнейший российский центр цветной металлургии Норильск 
              и Сочи. В последнем улучшение экономической ситуации в 2013 году 
              произошло в результате значительного притока инвестиций в рамках 
              подготовки к Олимпийским Играм.  В аутсайдерах по экономическим показателям в основном 
              оказались две категории городов: небольшие города с населением, 
              незначительно превышающим 100 тыс. человек и города северо-кавказских 
              республик, включая их столицы. Города первой группы характеризуются 
              низкой инвестиционной привлекательностью и фундаментальными проблемами 
              градообразующих предприятий. В первую очередь, это монопрофильные 
              города Южной Сибири и Среднего Поволжья. В городах Северного Кавказа 
              в основном отсутствуют крупные промышленные предприятия, а институциональные 
              особенности ведения бизнеса способствуют уходу большинства предпринимателей 
              в теневые сферы, низкой наполняемости бюджета за счет налогов и 
              низкой официальной занятости. Прежде всего это характерно для Хасавюрта 
              и Каспийска. Улучшению экономического положения городов-аутсайдеров 
              могут способствовать реализация федеральных программ по поддержке 
              моногородов, мероприятия по стимулированию занятости вне основных 
              промышленных предприятий, переселению части жителей в другие населенные 
              пункты, легализации теневого сектора экономики. Кроме того, для 
              смягчения дисбалансов в экономическом развитии между региональными 
              центрами и другими типами городов имеет смысл смещение в сторону 
              последних доли финансирования в рамках федеральных целевых программ[41]. Городская инфраструктура. 
              Распределение городов по блоку показателей, характеризующих состояние 
              городской инфраструктуры, имеет два четко выраженных локальных максимума 
              – для группы городов с высоким и низким уровнем развития (рис. 6). 
              В эти группы попали 36 и 69 городов соответственно, всего более 
              57% всего населения, что говорит о достаточно высокой поляризации 
              в состоянии городской инфраструктуры между городами.  
 Рисунок 6. Распределение групп городов в рейтинге по 
              блоку показателей, характеризующих развитие городской инфраструктуры 
              (лидеры – 100, аутсайдеры – 0) Если до 1991 года, в рамках плановой экономики происходило 
              относительно равномерное обновление жилого фонда городов (например, 
              разрыв в показателе среднедушевого ввода жилья между регионам редко 
              превышал 2 раза), систематически велась работа по его благоустройству, 
              газификации, развивалась транспортная система, то за последние двадцать 
              лет разрыв между регионами и городами существенно возрос[42]. 
              После 1991 года выделились остро депрессивные территории с заметной 
              деградацией городской инфраструктуры, отчасти связанной с выездом 
              населения, возрастанием доли ветхого и аварийного жилья, нарушениями 
              в работе коммунального хозяйства. Новое жилое строительство в некоторых 
              регионах за последние двадцать лет сократилось в несколько раз (например, 
              в ЯНАО в 3 раза, в Республике Коми - в 5 раз, в Мурманской области 
              - более чем в 10 раз). В 2012 году в 50 регионах РФ душевые значения 
              жилого строительства не превышали уровней, достигнутых в 1980-е 
              годы[43]. В то же время, 
              в стране за последние десять лет появились регионы, или, скорее, 
              несколько крупных городских агломераций, в которых наблюдался существенный 
              рост темпов жилищного строительства (Московский столичный регион, 
              Санкт-Петербург, Краснодарский край, Новосибирская область и др.), 
              которые позволяют вывести темпы роста по стране в целом в плюс (с 
              2007 года среднедушевой ввод жилья в городах РФ превышает уровень 
              1990 года). Рост ввода жилья в последние 10 лет был во многом спровоцирован 
              возросшими доходами населения, бумом в индивидуальном жилищном строительстве, 
              миграционным притоком населения в отдельные регионы. Большие разрывы в уровне развития городской инфраструктуры 
              между городами указывают на то, что меры, принимаемые государством 
              по реформированию сферы ЖКХ городов в последние десятилетия, не 
              приводят к ожидаемым результатам в полной мере. В условиях рыночной 
              экономики города-лидеры все дальше отдаляются от городов-аутсайдеров, 
              в которых, благодаря целевым федеральным программам в жилищной сфере 
              и деятельности фонда содействия реформированию ЖКХ, удается лишь 
              поддержать текущий уровень развития коммунальной инфраструктуры, 
              решить острые проблемы с ветхим и аварийным жильем. Особенности географического распределения городов по 
              группе показателей, характеризующих городскую инфраструктуру, имеют 
              достаточно четкую закономерность: низкие значения имеют города Северного 
              Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья, Южной Сибири, высокие, соответственно, 
              - Москва, города Урала, ХМАО, ЯНАО и Северо-Востока Европейской 
              части страны. В целом, в числе лидеров характерно наличие городов, 
              получивших статус города или кардинально разросшихся в послевоенное 
              время (1950-е - 1980-е годы), обладающих относительно качественным 
              жилищным фондом и небольшой долей ветхого жилья, высокой степенью 
              централизации теплоснабжения. Высокие показатели имеют и ряд региональных 
              центров за счет активного жилищного строительства в последние годы 
              и повышения эффективности работы общественного транспорта.  Вместе с тем среди аутсайдеров преобладают относительно 
              старые города с низким качеством жилого фонда и ряд городов Восточной 
              Сибири и Дальнего Востока, имеющих значительные проблемы с коммунальной 
              инфраструктурой[44]. Улучшение 
              показателей городов-аутсайдеров возможно в случае успешной реализации 
              федеральных программ поддержки жилищного строительства и переселения 
              из ветхого и аварийного жилья, предоставления льготных условий приобретения 
              жилья отдельными категориями граждан, модернизации жилищно-коммунального 
              хозяйства, подключения старых объектов индивидуальной жилой застройки 
              к централизованным системам тепло- и водоснабжения, канализации. 
              Особенно важное внимание при этом уделяется индивидуальному жилищному 
              строительству, для стимулирования развития которого, помимо различных 
              механизмов финансовой поддержки (ипотечные займы) и административного 
              регулирования[45] требуется 
              большая работа по планированию территориального развития, обустройства 
              территорий и проч. Социальная инфраструктура. 
              Дифференциация городов по уровню развития социальной инфраструктуры 
              во многом зависит от демографической ситуации в муниципалитете. 
              Первые 17 городов-лидеров по данному блоку показателей являются 
              административными центрами своих регионов (за исключением Новомосковска). 
              Следует отметить, что некоторые из городов-лидеров по развитию социальной 
              инфраструктуры имеют, как правило, достаточно высокий прирост населения, 
              причем как миграционный, так и естественный (Йошкар-Ола, Екатеринбург, 
              Ижевск, Чебоксары), что говорит о достаточно успешной политике местных 
              властей в социальной сфере. Вместе с тем, для ряда городов (главным 
              образом, центральной России) высокие значения по уровню развития 
              социальной инфраструктуры обусловлены, скорее, сокращением населения 
              в сочетании с поддержанием объемов предоставления медицинских и 
              образовательных услуг на прежнем уровне. 
 Рисунок 7. Распределение групп городов в рейтинге по 
              блоку показателей, характеризующих развитие социальной инфраструктуры(лидеры – 100, аутсайдеры – 0)
 Анализ результатов рейтинга свидетельствует о сильном 
              дисбалансе в развитии социальной инфраструктуры между региональными 
              центрами и остальными российскими городами. Среди 44 городов с низкими 
              и очень низкими значениями по данному блоку показателей нет ни одного 
              административного центра региона.  Города аутсайдеры рейтинга достаточно четко делятся 
              на две основных категории. К первой относятся населенные пункты 
              со значительным приростом населения как за счет миграционного и 
              естественного прироста (например, в Московской области и городах 
              нефтегазового комплекса), так и за счет только высокого естественного 
              прироста (малые города Северного Кавказа). Существующая система 
              учреждений социального обслуживания в этих городах не справляется 
              с быстрым ростом численности населения. Учреждения социальной сферы, 
              образования этих городов проигрывают конкуренцию ближайшим крупным 
              городам – региональным столицам. Для городов, например, Московской 
              области, население которых имеет достаточно высокий уровень доходов, 
              выходом из ситуации может стать создание социальных предприятий 
              в рамках государственно-частного партнерства и развитие социального 
              предпринимательства, создание сети негосударственных учебных заведений 
              среднего и дошкольного образования и др. В городах Северного Кавказа 
              и юга России администрациям муниципалитетов, возможно, стоит больше 
              внимания уделить развитию сети государственных учреждений, особенно 
              медицинского обслуживания. В городах второй категории низкие значения уровня развития 
              социальной инфраструктуры могут быть обусловлены процессом оптимизации 
              и деградации сети учреждений здравоохранения и среднего специального 
              образования, закрытие филиалов вузов. В таких муниципалитетах даже 
              сокращение численности населения не способствует повышению доступности 
              здравоохранения, как правило, собственных средств на модернизацию 
              объектов социальной сферы им не хватает. Улучшению ситуации в таких 
              городах, в первую очередь, будет способствовать увеличение финансовой 
              помощи от региональных или федеральных властей.  Экологические показатели. 
              К основным источникам загрязнения в городах относятся автомобильный 
              транспорт и предприятия промышленности, в том числе коммунальные 
              и энергетические. Рейтингом устойчивого развития оцениваются фактические 
              показатели загрязнения атмосферы только от стационарных источников 
              загрязнения.  В лидеры по экологическим показателям попали в основном 
              небольшие города Европейской части страны, в которых нет крупных 
              промышленных предприятий. Важный фактор, оказывающий влияние на 
              показатели, используемые в рейтинге УР, – преобладающий вид топлива 
              в коммунальном и энергетическом секторе. Характерно, что из трех 
              десятков городов с низкими и очень низкими значениями экологических 
              показателей две трети находятся в азиатской части страны. Это, в 
              первую очередь города Восточной Сибири, в коммунальном секторе которых 
              используется угольное топливо. В то же время, города с высоким уровнем 
              газификации энергетического хозяйства, существенно выделяются по 
              качеству атмосферного воздуха, энергоэффективности. Вероятно, что 
              одной из мер, способствующих улучшению экологической ситуации в 
              городах, будет являться перевод энергетического хозяйства Дальнего 
              Востока на газовое топливо в связи с реализацией крупного инвестиционного 
              проекта по строительству газопровода в КНР. В других же городах, 
              где расположены экологически неэффективные производства тяжелой 
              промышленности – металлургические комбинаты, нефтехимические комплексы 
              (Южный Урал, Норильск и др.), улучшению ситуации может способствовать 
              техническая модернизация производства. 
 Рисунок 8. Распределение групп городов в рейтинге по 
              блоку экологических показателей (лидеры – 100, аутсайдеры – 0) Для наиболее крупных городов (Москва, Санкт-Петербург 
              и др.) важным фактором негативного воздействия на экологическую 
              ситуацию является загрязнение от автомобильного транспорта. Пока 
              в России не слишком популярны меры, влияющие на сокращение этого 
              воздействия. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются 
              в Москве (введение платных парковок, закрытие отдельных улиц для 
              автомобильного движения, развитие метрополитена, разработка экологической 
              стратегии до 2030 года[46]), 
              но в других городах ситуация с загрязнением от автомобильного транспорта 
              год от года, скорее, ухудшается. Для крупных городов еще одним заметным 
              источником загрязнения воздуха также служат свалки и полигоны ТБО. 
              Развитие мусоропереработки без мусоросжигания может стать еще одним 
              направлением деятельности местных властей, направленной на улучшение 
              экологической ситуации.  Уровень фактического загрязнения воздуха городов в Рейтинге 
              УР рассматривается на основе такого интегрального показателя, как 
              индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). В 2013 году по данным Росгидромета[47] 
              значение этого индекса оценивалось как очень высокое для 19 городов 
              с населением более 100 тыс. человек, при этом в 2012 году таковых 
              было 25, для большинства из этих городов такой уровень загрязнения 
              связан с повышенными концентрациями формальдегида и бензапирена. 
             
 [40] Овчарова Л.Н. Социальные 
              драйверы, барьеры и риски модернизационного развития // В кн.: Модернизация 
              России. Социально-гуманитарные измерения. М., СПб.: Нестор-История, 
              2012. С. 94-101. [41] К новой модели российского 
              федерализма / Под общ. ред. А. Рябова, А. Захарова, О. Здравомысловой. 
              — М.: Издательство «Весь Мир», 2013. — с.118-143.
 [42] Кузнецова О.В. Региональная 
              политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Книжный 
              дом «ЛИБРОКОМ»,2013.-с.16-43.
 [43] По данным статистических 
              сборников ФСГС «Регионы России. Социально-экономические показатели» 
              2002-2013 гг. URL:ttp://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
 statistics/publications/catalog/doc_1138623506156, (режим доступа 
              – свободный)
 [44] Каракин В.П. Российский 
              Дальний Восток. Географическая составляющая поляризованного развития. 
              В кн. «Географические факторы регионального развития Азиатской России. 
              Материалы научно-практ. конф. (г. Владивосток, 18–19 апреля 2013 
              г.). – Владивосток: Дальнаука, 2013, с.46-53.
 [45] Минстрой: как развивается 
              строительство индивидуальных домов в России//РБК Недвижимость http://realty.rbc.ru/experts/23/09/2014/562949992437905.shtml
 [46] Московским правительством 
              будет разработана экологическая стратегия до 2030 г. http://depr.mos.ru/presscenter/news/detail/1076531.html
 [47] Государственный доклад 
              «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации 
              в 2013 году»
   |