Для цитирования: Долгих Е.И.,
Антонов Е.В. Рейтинг устойчивого развития российских городов //Демоскоп
Weekly. 2015. № 631 - 632. URL: http://demoscope.ru/
weekly/2015/0631/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг устойчивого развития российских городов |
Над темой номера работали
|
|
|
Елена
ДОЛГИХ[1]
|
Евгений
АНТОНОВ[2]
|
|
Города и устойчивое развитие
Россия – городская страна. Производительность и эффективность
экономики Российской Федерации, в первую очередь, зависит от качества
человеческого капитала городского населения, именно оно составляет
базу экономического роста. Поэтому обеспечение устойчивого развития
городов, где проживает подавляющая часть экономически активного
населения России, будет способствовать устойчивому развитию всей
российской экономики.
Общепризнанное определение «устойчивого развития», при
котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает
способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»
было сформулировано в 1987 году в докладе Всемирной комиссии по
вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» [3].
В начале 2000-х годов были сформулированы и основные
принципы устойчивого развития применительно именно к городам. Так,
в 2007 году была принята Лейпцигская Хартия устойчивого европейского
города[4], направленная на
интеграцию принципов устойчивого развития в политике регионального
и местного развития. В 2008 году в Европейском Союзе было принято
Соглашение мэров[5] - инициатива,
направленная на повышение энергоэффективности и использование возобновляемых
источников энергии в городах, присоединившихся к Соглашению. В 2008
году также была запущена инициатива «Зеленая столица Европы», направленная
на поощрение городов, предпринимающих усилия по созданию экологически
привлекательной городской среды[6].
В 2013 году была принята Система координат для европейских устойчивых
городов (Reference Framework for European Sustainable Cities)[7]
– инструмент, позволяющий городам стимулировать работу по устойчивому
развитию.
В рамках обеспечения устойчивого развития широкое распространение
на мировом уровне получила концепция триединого итога (tripple bottom
line). В рамках данной концепции учитываются как экономические результаты
деятельности, так и социальное, а также экологическое воздействие
организации или города/региона. Так, в рамках данной концепции предполагается,
что устойчивое развитие организации возможно только в рамках сбалансированного
учета трех видов капитала – экономического, социального и природного.
Данная концепция нашла свое отражение в принципах Глобального договора
ООН[8], Принципах Экватора[9],
Руководстве Глобальной инициативы по отчетности[10],
Принципах ответственного инвестирования[11].
Комплексное рассмотрение экономических, экологических и социальных
вопросов в рамках обеспечения устойчивого развития также прослеживается
в деятельности международной ассоциации городов и местных правительств,
нацеленной на устойчивое развитие городов (ICLEI – Local Governments
for Sustainability)[12].
Аналогичные принципы заложены в Системе координат для европейских
устойчивых городов (Reference Framework for European Sustainable
Cities)[13].
Качество жизни в концепции триединого итога определяется
большим набором показателей, в том числе экономического развития,
которое является драйвером роста современных городов, где сосредоточены
промышленное производство, услуги, формируются денежные и налоговые
потоки, доходы населения и муниципалитетов. Состояние городской
среды и инфраструктуры, как социальной, так и коммунальной, определяет
оценку условий качества жизни населения[14].
Экологические параметры учитывают комфортность проживания населения,
эффективность ведения хозяйства и степень антропогенной нагрузки
на окружающую среду.
[1] Долгих Елена Ивановна
- к.э.н., ООО «Агентство «Эс Джи Эм», генеральный директор.
[2] Антонов Евгений Викторович
- ООО «Агентство «Эс Джи Эм», ведущий аналитик.
[3] Наше общее будущее. Доклад
Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. ООН,
1987. http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
[4] Leipzig Charter on Sustainable
European Cities http://ec.europa.eu/regional_policy/archive/themes/urban/leipzig_charter.pdf
[5] Covenant of mayors http://www.covenantofmayors.eu/index_en.html
[6] European Commission. Environment
http://ec.europa.eu/environment/europeangreencapital/index_en.html
[7] Reference Framework for
European Sustainable Cities http://www.rfsc.eu
[8] United Nations Global Compact
http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian/index.html.
[9] Equator Principles http://www.equator-principles.com
[10] Global Reporting Initiative
https://www.globalreporting.org/Pages/default.aspx
[11] Principles for Responsible
Investment http://www.unpri.org/about-pri/the-six-principles.
[12] Local Governments for
Sustainability http://www.icleiusa.org/
[13] Reference Framework
for European Sustainable Cities http://www.rfsc.eu
[14] Социальное и демографическое
развитие России. Каирская программа действий: 15 лет спустя / Рук.
Т.М. Малева, О.В. Синявская. М.: Права человека, 2010.
|