|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Российская
молодежь
в брачно-семейном интерьере |
 |
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Сергей
ЗАХАРОВ
|
Екатерина
МИТРОФАНОВА
|
|
Сексуальность эмансипируется от репродукции и брачности
Возраст сексуального дебюта снижался в России с 1960-х
годов[31]. Сейчас он, в соответствии
с наиболее надежными исследованиями, составляет 17-18 лет[32].
Социально одобряемый возраст сексуального дебюта для опрошенных
россиян в возрасте до 40 лет также находится в этих пределах[33].
Половина нынешних старшеклассников обоих полов имеют сексуальный
опыт и почти 94% нынешних студентов считают его допустимым, около
70% российских девушек-студенток к третьему курсу (к 19–20 годам)
имеют сексуальный опыт[34].
С такими характеристиками современная Россия уже не выделяется на
фоне европейских стран[35].
Перестав быть запретным плодом, сексуальность стала
более рациональной и осмысленной. Большинство молодых людей и девушек
оценивает добрачный сексуальный опыт как подготовку к браку для
определения сексуальной совместимости, так как считают, что эта
сторона семейных отношений является очень значимой. Возможность
выбора в сексуальной сфере молодежь рассматривает как часть неотъемлемых
прав и свобод, как часть самореализации[36].
Меняется и само понятие сексуальности. В отличие от
официальной культуры советского времени, предпочитавшего вовсе не
касаться этой темы, а если и говорить о ней, то исключительно в
рамках фиксированных бинарных оппозиций (брачная-внебрачная, нормальная-извращенная),
современная культура понимает сексуальность как нечто пластичное,
гибкое, текучее и подвижное[37].
Российское общество больше не отрицает того, что сексуальная
сфера – это важная составляющая счастливой жизни, тесно связанная
с индивидуальностью человека, его идентичностью. Сексуальность все
меньше сводится к чистой физиологии, все больше приобретает социально-личностную
основу, а в поведении индивида сильнее проявляется гендерно-симметричная
гедонистическая составляющая. Все это приводит к росту требований
к партнеру и качеству отношений[38].
В идеальных представлениях советского человека семья
выглядела вполне традиционно – как логический результат трех видов
поведения - матримониального, репродуктивного и сексуального, -
жестко сцепленных между собой. Однако уже в советский период реальные
практики приводили к образованию нетрадиционных форм совместной
жизни, в которых разрыв базовых типов поведения на уровне массового
сознания все менее рассматривался как девиантное поведение. В современном
обществе «семью» может создать каждый вид поведения по отдельности.
Женатые люди без детей, мать с ребенком или пара, живущая в незарегистрированном
союзе с ребенком или без – все они могут назвать себя семьей. Такая
автономия у перечисленных сфер самореализации человека стала возможна,
в частности, благодаря появлению доступной и эффективной контрацепции.
Противоречие между тем, как молодежь хотела себя вести
(снижение возраста сексуального дебюта, «безопасный секс») и как
предписывалось в условиях нравственной цензуры советского образца
(результат – браки «вдогонку», прикрывавшие незапланированные беременности)
назревало давно. Когда эта цензура отпала, когда о сексуальной сфере
стало можно говорить, когда появилась литература, просвещающая в
вопросах интимной жизни, размножились центры репродуктивного здоровья
и планирования семьи и, наконец, на рынке появились широко доступные
и эффективные контрацептивные средства, формирование новых моделей
поведения приобрело устойчивый характер.
Регулирование рождаемости позволило сексуальности эмансипироваться
от репродукции и брачности, и, по мере распространения высокоэффективной
контрацепции, создало возможность не только контролировать число
рождений, но и планировать беременности и рождения, встраивая рождение
ребенка в свои жизненные планы.
Повышение контрацептивной культуры незамедлительно сказалось
на числе абортов. С 1990 по 2011 год абсолютное число абортов, число
абортов, приходящихся на 1000 женщин репродуктивного возраста, и
в расчете на 100 родов сократилось более чем в три раза[39].
Исследование, проведенное Институтом социологии РАН
в 2002 году среди студентов в Москве и Чебоксарах[40],
показало, что противозачаточные средства используют 84% юношей и
77,6% девушек, имеющих сексуальные контакты. Чуть более высокий
уровень использования контрацептивных методов у молодежи до 30 лет
(имеющих постоянного партнера на момент опроса) был зафиксирован
репрезентативным на национальном уровне исследованием РиДМиЖ в 2004
г.: мужчины – 85%, женщины – 88%[41].
По данным РиДМиЖ-2004, основной способ предохранения
современной молодежи – презерватив. Его указало 57% мужчин и 45%
женщин в возрасте до 25 лет и 42% мужчин и 32% женщин в возрасте
25-29 лет. Гормональная контрацепция (всех типов), которая быстро
набирает популярность, в возрасте до 25 лет представлена в ответах
у 27% женщин, в возрасте 25-29 лет - у 22% женщин. Внутриматочные
спирали используют 12% женщин до 25 лет и 21% 25-29-летних женщин.
В то же время на крайне неэффективный прерванный половой акт ссылались
18% мужчин и 20% женщин до 25 лет, 16% мужчин и 19% женщин в возрасте
25-29 лет. Наконец, о календарном методе упоминают 11% мужчин и
15% женщин в возрасте до 25 лет, 11% мужчин и 16% женщин в возрасте
25-29 лет. Прочие средства и методы предохранения от беременности
составляют у современной молодежи менее 10%.
Итак, наиболее эффективные методы (гормональная, внутриматочная
и презерватив) используют 56-59% мужчин и женщин в возрасте до 30
лет. Кроме того, на сочетание эффективных и малоэффективных средств
ссылаются еще 14-20% респондентов того же возраста. По сравнению
с ситуацией, имевшей место в 1980-х годах, можно говорить о более
чем двукратном росте распространенности современных методов планирования
семьи[42]. Очевидно, что
молодежь сегодня использует контрацепцию намного активнее, чем представители
старших поколений сейчас и, тем более, когда они сами были молодыми,
а в структуре используемых методов преобладают современные способы
предохранения от беременности. Тем не менее, малоэффективные, так
называемые традиционные методы (прерывание полового акта, календарный
метод, спринцевание и пр.) все еще занимают определенное место -
на уровне 11-17%.
Как показывают опросы, в целом девушки больше обеспокоены
вопросом предохранения от незапланированных беременностей и заболеваний,
передаваемых половым путем, чем молодые люди, хотя в структуре используемых
методов контрацепции лидируют мужские средства предохранения (презервативы
и прерванный акт). Стереотипы доминирования мужчин все еще широко
распространены в сфере сексуальных отношений между молодыми людьми,
они проявляются в том, что девушки, еще не имеющие стабильных отношений,
занимают пассивную позицию в принятии решений о выборе метода контрацепции.
Более того, от трети до половины юношей и девушек при первом половом
контакте никак не предохранялись, и даже не обсуждали эту проблему[43].
Очевидно, что с культурой сексуального поведения, репродуктивного
здоровья и планирования семьи у российской молодежи имеются серьезные
проблемы, более глубокие, чем в европейских странах, более успешно
их изживающих. К сожалению, в отличие от большинства развитых стран,
образовательные государственные программы в этой области в России
на сегодняшний день отсутствуют, главным образом по причине неприятия
их представителями клерикальных и консервативных сил, широко представленных
в современной политической элите[44].
[31] Кон И.С. Сексуальная
культура в России: Клубничка на березке. М.: О.Г.И., 1997, с. 262-271;
Кон И.С. Сексология. Учеб. пособие. М.: Академия, 2004, с. 209-222.
[32] См.: Захаров С.В., Иванова
Е.И., Сакевич В.И. Репродуктивное поведение и здоровье подростков
в России. Аналитический обзор. The POLICY Project. Центр демографии
и экологии человека, ИНП РАН, М., 2000, с.3, 8-10; Кеттинг Э., Аверин
Ю.П., Дмитриева Е.В. Легко ли быть молодым и влюбленным в России?
Результаты социологического опроса 1600 подростков в пяти российских
городах по вопросам здоровья и интимных взаимоотношений. Нидерландская
школа общественного здоровья, МГУ им. М.В.Ломоносова, Невский институт
языка и культуры. Утрехт - Москва - С.-Петербург, 2001, с. 48; Мониторинг
сексуального поведения населения Российской Федерации. Российский
мониторинг экономического положения и здоровья населения 2001. Университет
Северной Каролины в Чэпел Хилле, Институт социологии РАН. Апрель
2002, с.6.
[33] Захаров С.В. Ценностно-нормативные
«расписания» человеческой жизни: представления жителей разных стран
о том, когда девушка становится взрослой //Россия в Европе. По материалам
международного социологического проекта «Европейское социальное
исследование» /Под общей ред. А.В. Андреенковой и Л.А. Беляевой.
М: «Academia», 2009, с.353
[34] Черняк Е.М. Семья глазами
студентов //Российский журнал социальной работы. 1998,
2/8, с. 58; Денисенко М., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение
российской молодежи //Население и общество. Информационный бюллетень
ЦДЭЧ ИНП РАН. №36, 1999. (http://www.demoscope.ru/acrobat/ps36.pdf).
[35] Захаров С.В. Ценностно-нормативные
«расписания» человеческой жизни…, с.352-353, 379; Denissenko M.
Russian Federation //F.C.Billari, M.Caltabiano, G. Dalla Zuanna
(eds) Sexual and affective behaviour of students. An international
research. Padova: CLEUP Editrice, 2007, c.215-217; 379.
[36] Черняк Е.М. Добрачное
поведение молодёжи как фактор стабильности семьи // Демографические
исследования, № 10, 2009.
[37] Кон И.С. Три в одном:
сексуальная, гендерная и семейная революции // Демоскоп-Weekly.
№ 447–448 (13-31 декабря). 2010. http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/analit05.php
[38] Митрофанова Е.С. Семья
и брак, матримониальное, репродуктивное и сексуальное поведение
в крестьянской, советской и современной России //Демоскоп Weekly
№ 423 - 424 (24 мая – 6 июня), 2010. http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0423/student01.php
[39] Население России 2010-2011.
Восемнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г.
Вишневский. М.: ГУ-ВШЭ, 2013 (в печати); Денисов Б.П., Сакевич В.И.
Внутрисемейное регулирование рождаемости в Белоруссии, России и
Украине в постсоветский период //Экономический журнал ВШЭ.
Т.15. №4, 2011, с.543-564.
[40] Резникова Т.П. Контрацептивное
поведение молодежи //Социологические исследования, 2003,
№1. http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0205/analit02.php
[41] Захаров С.В., Сакевич
В.И. Особенности планирования семьи и рождаемость в России: контрацептивная
революция – свершившийся факт? //Родители и дети, мужчины и женщины
в семье и обществе. Сб. аналитических статей. Вып.1. /Научн. ред.:
Т.М. Малева, О.В. Синявская. М.: НИСП, 2007, с.166.
[42] Захаров С.В., Сакевич
В.И. Указ. Соч., с.135-136.
[43] Кеттинг Э., Аверин Ю.П.,
Дмитриева Е.В. Указ. соч., с.52-53.
[44] Журавлева И. Нужно ли
россиянам половое просвещение? // Демоскоп Weekly № 205-206
(6-19 июня 2005) http://demoscope.ru/weekly/2005/0205/tema01.php;
Социальное и демографическое развитие России. Каирская программа
действий: 15 лет спустя /Рук. авт. коллектива: Т.М. Малева, О.В.Синявская
М.: ЮНФПА, 2010, с.129; Сакевич В.И. Сексуальное образование - путь
улучшения репродуктивного здоровья //Демоскоп Weekly №
535-536 (10-31 декабря 2012) http://demoscope.ru/weekly/2012/0535/reprod05.php
|