Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Тенденции изменения состояния репродуктивного здоровья женщин в Восточной Европе и Евразии

Контрацептивное поведение молодежи

Репродуктивное поведение и контрацептивный выбор подростков и молодежи

Современные контрацептивные мероприятия с точки зрения надежности защиты репродуктивной системы сексуально активных подростков

Репродуктивное здоровье и фертильность в Санкт-Петербурге

Сексуальная культура российских мальчиков

США – замечательная страна. Но далеко не во всем…

Контрацептивное поведение молодежи

Т.П. Резникова1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2003, №1)

Сегодня все больше и больше исследователей говорят о контрацептивной культуре, контрацептивном поведении. К сожалению, четкого разделения между этими понятиями пока нет, поэтому, когда говорят о конрацептивной культуре, имеют в виду, прежде всего, поведение. А его, в свою очередь, зачастую смешивают с репродуктивным и сексуальным. Между тем, это отнюдь не идентичные понятия. В обществе не принято публичное обсуждение этих аспектов жизни. Исследование контрацептивных установок особенно актуально сегодня в связи с дискурсом проблемы абортов.

Контрацептивное поведение только начинает изучаться, каналы его трансляции еще не выявлены. Кроме того, фармакология не стоит на месте, постоянно разрабатываются более новые контрацептивные препараты. Современное общество настолько многолико, мультикультурно, что любые нормы не носят постоянный и универсальный характер. В то же время индустриальное и постиндустриальное общества все больше увеличивают дистанцию между поколениями; традиции не передаются и не контролируются. Более того, постоянно возникают новые молодежные ценности, формируется (опять-таки перманентно видоизменяясь) молодежная субкультура.

Становление новых норм сексуального поведения всегда отстает от разрушения старых стандартов, воспринимаясь как проявление аномии и анархии. Ослабление сексизма и "размытие" многих традиционных табу расширяют индивидуальную свободу и избирательность при условии достаточно высокой общей и сексуальной культуры. В противном случае, социальные издержки могут оказаться огромными.

Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Преобладающее в России патриархатное сознание приписывает женщине материнство как необходимую функцию, оправдывающую само ее существование. Неисполнение этой функции должно быть наказуемо. Отход от прямого законодательного запрета не устранил психологическую депривацию. Однако молодое поколение может и не почувствовать ее: современные медикаментозные методы уничтожают беременность тогда, когда ее еще может быть и нет. Насколько употребительны эти методы?

Проблема проанализирована на локальном уровне (на примере Москвы и Чебоксар). Объект нашего исследования2 - студенческая молодежь: именно на этот возраст приходится пик сексуальной активности. Было опрошено 328 студентов, 166 из которых - девушки; в Москве - 228 человек, в Чебоксарах - 100. По данным выборочных исследований, большинство этих молодых людей живет сексуальной жизнью3. В то же время установка на продолжение образования, как правило, делает нежелательным рождение детей.

Предмет исследования - контрацептивная культура и сексуальное поведение в России, т.е. анализ распространенности используемых контрацептивов, причины отказа от них, оценка самими молодыми людьми последствий неприменения каких-либо способов предохранения. Анкеты составлялись отдельно для юношей и девушек. Почти все вопросы имеют открытый или полуоткрытый вид, что характерно для пилотажного исследования, максимально соблюдены условия анонимности. Опрос проводился путем самозаполнения анкеты в присутствии интервьюера. Данные исследования обработаны на компьютере с помощью программы SPSS. Исследование носит описательно-разведывательный характер, т.е. его можно рассматривать как пилотную часть будущего большого исследования.

Полученные данные подтверждают сохранение тенденции более позднего начала сексуальной жизни у девушек по сравнению с юношами (таблица 1). Однако дистанция постепенно сокращается, что подмечено и другими авторами4 Даже в Чебоксарах, где в большей степени сохраняются традиционные взаимоотношения между полами, процент вступивших в сексуальные отношения и не скрывающих этого велик.

Таблица 1. Ответы на вопрос: "Имели ли Вы когда-нибудь опыт сексуальных отношений?" (в % к числу опрошенных)

Характер ответов (варианты)

Москва

Чебоксары

Всего

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Имели сексуальные отношения

84,8

67,8

81,3

69,0

83,8

68,5

Не имели

15,2

32,2

18,8

29,0

16,3

31,5

Не дали ответа

0,0

0,0

0,0

2,0

0,0

0,0

Необходимо учитывать эффект так называемого "двойного стандарта" в отношении добрачных сексуальных связей: для юношей они простительны, ибо служат подтверждением их маскулинности, а для девушек - нежелательны. Как свидетельствуют российские исследования, женские и мужские стереотипы сексуальности серьезно различаются. Если для юношей более характерно относительно раннее начало сексуальной жизни, частая сменяемость партнерш, поверхностно-эмоциональная вовлеченность, низкая интимность, то для девушек сексуальность ассоциируется с избирательностью, экспрессивностью, нежностью, эротизмом5. В нашем исследовании девушки более склонны поддерживать постоянные связи по сравнению с юношами (таблица 2). Однако следует подтвердить вывод С.И. Голода6 о тенденции "разрушения" гендерных субкультурных стереотипов: и у девушек, и у юношей увеличивается число непродолжительных связей (ответ "часто встречаемся" предполагает именно такие связи).

Таблица 2. Ответы на вопрос "Постоянная ли эта связь?" (в % от тех, кто имеет сексуальные связи)

Характер ответов

Москва

Чебоксары

Всего

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Состоят в зарегистрированном браке

0,0

2,2

5,9

19,2

1,5

8,3

Живут вместе, но в браке не состоят

2,0

15,2

11,8

19,2

4,4

16,7

Часто встречаются

56,9

78,3

47,1

50,0

54,4

68,1

Имеют непостоянные контакты

41,2

4,3

35,3

11,5

39,7

6,9

Используют контрацептивы 84% юношей и 77,6% девушек, имеющих сексуальные контакты. При постоянности связей доля применяющих противозачаточные средства среди юношей несколько возрастает. Выявлена региональная специфика: в Чебоксарах 61,5% девушек, имеющих постоянного партнера, используют такие средства, в то время как в Москве 86%. Вероятно, это связано с тем, что в Чебоксарах среди студентов больше зарегистрированных браков, средний возраст вступления в брак ниже, т.е. мы можем говорить о сознательном непредохранении. И, судя по ответам на другие вопросы, вступление в брак в случае беременности невесты является вполне допустимым сценарием формирования семьи.

Анализ ответов на открытые вопросы ставил задачу выяснить мотивацию отказов от использования противозачаточных средств. Чаще всего говорится о "доверии друг к другу". Однако под этим понятием юноши и девушки понимают прямо противоположные вещи. Первые надеются на то, что женщина сама позаботиться о предохранении. Последние рассчитывают, что партнер либо предотвратит возможные последствия, либо женится.

Второй мотив - вред противозачаточных средств (здесь имеет место сложившееся в культуре отождествление противозачаточных и гормональных средств, что видно из анализа других открытых вопросов).

Основной способ предохранения - презерватив. 91,7% девушек и 61,5% юношей назвали именно его (таблица 3). Девушки чаще упоминали и прерывание полового акта (49 и 15,1% соответственно). Затем с незначительным отрывом следуют гормональные контрацептивы, чаще отмечаемые девушками. Календарный метод также более популярен у девушек, причем особенно в Чебоксарах. Обращает на себя внимание то, что опрошенные девушки в этом городе в качестве противозачаточного средства отметили и аборт (10,7%). Таким образом, в исследовании четко выявлен гендерный стереотип контрацептивного поведения: большее использование мужских средств предохранения (презервативы и прерванное половой акт). Однако давно доказано, что они гораздо менее эффективны в сравнении с женскими контрацептивами, например гормональными препаратами. Конечно, нельзя забывать о том, что применение гормонов ограничено противопоказаниями, нежелательностью употребления алкогольных напитков и курения. Кроме того, их употребление предполагает постоянные, продолжительные сексуальные связи, а такие отношения склонны поддерживать в основном девушки. Поэтому они и чаще упоминают такой способ предохранения. К тому же у девушек, как правило, партнер значительно старше по возрасту, и, соответственно, более сведущ в таких вопросах. Важно отметить, что зависимости контрацептивного поведения от репродуктивных установок не установлено, что еще раз свидетельствует об отсутствии в России контрацептивной культуры, предполагающей сознательное сохранение репродуктивных возможностей (например - отказ от аборта по причине возможного бесплодия).

Таблица 3. Ответы на вопрос "Какими противозачаточными средствами Вы пользуетесь?" (в % от тех, кто когда-либо имел сексуальные связи, проранжировано по ответам юношей)

Варианты ответов

Москва

Чебоксары

Всего

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Презерватив

59

91,2

68,9

92,9

61,5

91,7

Прерывание полового акта

16,4

47,1

11,1

53,6

15,1

49,0

Гормональные контрацептивы

11,9

25,0

6,7

25,0

10,6

25,0

Календарный метод

5,2

14,7

8,9

25,0

6,1

17,7

Свечи

3,0

10,3

2,2

10,7

2,8

10,4

Колпачок

1,5

0,0

0,0

0,0

1,1

0,0

Аборт

0,0

0,0

2,2

10,7

1,6

3,1

Народные средства

0,0

2,9

0,0

3,6

0,0

3,1

Не знаю

3,0

0,0

0,0

0,0

2,2

0,0

N=275 человек

Покупают противозачаточные средства чаще юноши, что подтверждают и ответы девушек. Особенно категоричны в этом вопросе респонденты из Чебоксар (Таблица 4). При беседе с местным экспертом, помогавшим в сборе сведений, было выяснено, что в регионе сохраняются определенные гендерные стереотипы, например, традиционное признание мужчины более искушенным в интимной сфере жизни, распространение среди молодежи "двойного стандарта" в сфере сексуальных связей. Покупка средств контрацепции - проявление сексуальной инициативы, что, видимо, не входит в традиционные рамки женского поведения. Возможно, и делая это в действительности, девушки не стремятся афишировать свою активность в этом вопросе. Другим возможным объяснением может быть и то, что противозачаточные средства не так уж дешевы, а 63% опрошенных девушек находятся полностью на содержании у родителей. Среди юношей аналогичный показатель составляет 49,7%. Девушкам сложнее выделить средства для покупки контрацептивов, т.к. они в большей степени подотчетны родителям.

Таблица 4. Ответы на вопрос "Кто покупает противозачаточные средства?" (в % от тех, кто имеет сексуальные связи)

Варианты ответов

Москва

Чебоксары

Всего (N=204 чел.)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Я

51,9

3,1

83,9

0,0

60,7

2,2

Партнер(ша)

6,2

53,8

0,0

66,7

4,5

57,6

Вместе

42,0

43,1

16,1

33,3

34,8

40,2

Ответы на вопрос "Почему Вы пользуетесь именно этими средствами?" были самыми различными, но очень напоминали рекламные лозунги: надежно, недорого, удобно, безопасно, просто, эффективно, доступно. Девушек больше беспокоит возможные последствия применения того или иного препарата, влияние на здоровье и внешний вид.

Кто же заботиться о том, чтобы девушка не забеременела? Ответы респондентов разного пола несколько отличаются (Таблица 5). Возможно, юноши несколько преувеличивают свою заботу. Или девушки, видимо, скромно занижают свой вклад.

Таблица 5. Ответы на вопрос "Кто заботится о ненаступлении беременности?" (в % от тех, кто имеет сексуальные связи)

Варианты ответов

Москва

Чебоксары

Всего

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Я

19,8

9,6

25,0

3,2

21,3

7,7

Партнер(ша)

6,6

55,0

2,8

3,2

5,5

4,8

Вместе

69,2

83,6

69,4

90,3

69,3

85,6

Никто

4,4

1,4

2,8

3,2

3,9

1,9

N=231 человек

Какие же действия предпримут молодые люди в случае неожиданной беременности? Большинство юношей (42,5%) затрудняются ответить, лишь треть из них предложат оставить ребенка (Таблица 6). В Чебоксарах по сравнению с Москвой отмечена большая их склонность к тому, чтобы оставить ребенка. Девушки в целом с очень небольшим перевесом решат родить. Видимо, для юношей этот вопрос не очень определен, в то время как для девушек он более чем конкретен.

Таблица 6. Ответы на вопрос "Как Вы поступите в случае неожиданной беременности партнерши?" (в % от тех, кто имеет сексуальные связи)

Варианты ответов

Москва

Чебоксары

Всего

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Сделаю (предложу сделать) аборт

20,9

31,9

11,1

38,2

18,1

34,0

Рожу (предложу рожать)

26,4

44,4

44,4

47,1

31,5

45,3

Другое

8,8

26,3

5,6

14,7

7,9

20,8

Затрудняюсь ответить

44,0

0,0

38,9

0,0

42,5

0,0

N=233 человека

Что ожидают наши респонденты от партнера в случае неожиданной беременности? Большая часть и девушек, и юношей надеется, что партнер предложит оставить ребенка (49,5 и 46,4% соответственно). 16,8% юношей ожидают, что девушка сделает аборт. В то же время только 10,5% девушек готовы к такому решению партнера. 11,4% девушек уверены в том, что их избранник устранится от решения поблемы.

Респонденты обоего пола высказали мнение, что партнер будет помогать при рождении ребенка. Однако есть некоторые региональные различия: в Москве юноши большей частью настроены только на материальную помощь (20,5%) по сравнению с Чебоксарами (0,0%), где готовы участвовать и в воспитании ребенка (77,8%, в Москве - только 59,1%). Однако в Чебоксарах несколько выше процент молодых людей, вообще не собирающихся брать на себя какие бы то ни было обязательства (11,1% и 2,3% соответственно).

На вопрос "Как Вы поступите в случае рождения ребенка?" были получены следующие ответы: женятся 60% юношей, признают отцовство, но вместе жить не будут 17,6%, откажутся от ребенка 4%. Это говорит о довольно большом количестве серьезных и ответственных молодых мужчин. В связи с тем, что количество юношей, поддерживающих постоянные связи, не значительно, не представляется возможным проверить гипотезу о предпочтении ими заключения брака.

И юноши, и девушки рассчитывают в случае появления ребенка на помощь родителей, что подтверждает выявленную еще в начале 90-х годов тенденцию7. 82,1% девушек и 56% юношей надеются, что родители помогут им и финансами, и в воспитании ребенка. Существенной региональной специфики при этом не выявлено. Однако обращает на себя внимание, что треть юношей не задумывалась над этим вопросом. По-прежнему проблема рождения и воспитания детей более актуальна в женском дискурсе. Таким образом, во взаимоотношениях детей и родителей мало что изменилось. Последние, как и прежде, достаточно длительное время помогают не только материально, но (и особенно) в воспитании внуков.

Почти все опрошенные молодые люди слышали об аборте, знают, что это такое; знакомы также и с современными фармакологическими его способами. В ответах на вопрос "Как вы думаете, аборт - это…?" были получены следующие характеристики: "безболезненная операция, не имеющая особенных последствий" - 4,3% девушек и 5,1% юношей; "довольно серьезная операция, которая может привести к бесплодию" - 60,7% и 69,9%; "в любом случае это убийство" - 33,1% и 22,8 % соответственно. Большинство молодежи считает, что операционное прерывание беременности можно делать только при определенных условиях (88,8% девушек и 87,8% юношей). О том, что этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах сказали 10,6% и 12,2% соответственно. Автор пытался проследить наличие связи между ответами респондентов и их религиозной принадлежностью. Но в нашей культуре имеет место скорее не констатация факта религиозной принадлежности, а выстраивание идентичности, т.е. отнесение себя к той или иной культуре, о чем косвенно свидетельствует отсутствие вовлеченности "православных" в предписанные ритуалы и нормы поведения. Видимо, поэтому никакой связи между отношением к аборту и религиозной принадлежностью выявить не удалось.

Какие же условия оправдывают хирургическое вмешательство? Чаще всего это материальное положение: "отсутствие материальных ресурсов", "нельзя ждать помощи ни от кого", "невозможность обеспечить ребенка на данный момент". Далее респонденты называют здоровье родителей (чаще матери) или ребенка - "угроза жизни матери", "ребенок будет болен", "если ребенок неполноценный", "отец ребенка - наркоман". Еще одной причиной аборта может быть изнасилование. Также встречаются и другие мотивы - "необходимо закончить учебу", "нежелание иметь детей", "нет времени", "рано", отсутствие квартиры, работы, расставание с партнером, наличие уже родившихся детей. Таким образом, толерантность к аборту в обществе явно увеличилась, его оправдывают обширным количеством причин, многие из которых носят сиюминутный характер. Довольно высокий процент молодежи позитивно или индифферентно относится к искусственному прерыванию беременности. Возможно, здесь мы видим последствия выступлений в СМИ противников запрещения абортов.

Таким образом, выявлено, что представления юношей и девушек о средствах предохранения скорее близки, чем различны. В ходе исследования были выявлены некоторые региональные различия, но они не носят принципиального характера. Видимо, современная молодежная культура в достаточной степени экспансивна. А вот некоторые выявленные гендерные различия говорят о сохранении традиционных стереотипов в контрацептивном поведении. Например, зафиксировано, что юноши гораздо реже принимают во внимание возможность последствий незащищенного секса, не задумываются или редко задумываются о своих действиях в случае неожиданной беременности партнерши.

В отношении к аборту между жителями Чебоксар и Москвы не выявлено существенных различий. Жилищные условия, наличие сестер или братьев практически не влияют на готовность оставить ребенка. Молодые люди, поддерживающие постоянные сексуальные связи, более склонны к этому, они и по-иному решают вопрос контрацепции - используют более эффективные методы предохранения.

Можно считать, что на смену абортной приходит скорее презервативный, а не гормональный тип контрацептивной культуры, который распространен на Западе. Связано это с рядом фактором: традиционным негативным отношением к гормонам, их неконтролируемым применением и отсутствием культуры их применения. Еще живы воспоминания о гормонах 1 поколения, вызывавших огромное число побочных эффектов и осложнений. Да и сейчас в продаже встречаются препараты, давно изъятые из продаж на Западе, как не соответствующие сегодняшнему представлению о здоровье (прежде всего репродуктивном). В России гормональные контрацептивы подбираются не специалистом, а самой женщиной. Тесты на гормоны стоят слишком дорого; практически отсутствуют контрацептивные консультации, центры - девушкам просто некуда бывает обратиться, о чем свидетельствует низкая информированность молодежи по данному вопросу. Таким образом, в ближайшей перспективе не приходится ожидать бума в использовании гормональных средств предохранения.


1 - РЕЗНИКОВА Татьяна Петровна - младший сотрудник сектора "Социология семьи и гендерных отношений" Института социологии РАН.
2 - Исследование проведено сектором "Социологии семьи и гендерных отношений" Института социологии РАН в 2002 году.
3 - Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб, 1996; Кон И.С. www.sexology.narod.ru
4 - Там же
5 - Там же
6 - Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб, 1996
7 - Гурко Т.А. Социально-экономические изменения в России и формирование семьи // Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. М.: Московское отделение Российского научного фонда, 1996.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.