Для цитирования: Щербакова
Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly.
2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0603/barometer603.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Почти 60% погибших в результате ДТП - люди в возрасте
15-44 года
Почти 60% (59%) погибших в результате ДТП составляют
люди в возрасте 15–44 года. Более 3/4 погибших (77%) мужчины.
Распределение умерших в результате ДТП по возрасту различается
по группам стран, но в целом все же схожи (рис. 13). Определенное
исключение составляют страны с высоким уровнем дохода, в которых
доля людей в возрасте старше 70 лет среди погибших от ДТП существенно
выше, чем в странах с низким и средним доходом (17% против, соответственно,
6% и 2%). Это различие связано с более высокой продолжительностью
жизни в данной группе стран в сочетании с повышенным риском, обусловленным
ограниченной подвижностью и хрупкостью здоровья пожилых людей в
условиях высокой автомобилизации.
Рисунок 13. Распределение умерших в результате
ДТП по возрасту и группам стран мира с разным уровнем ВНД на душу
населения, 2010 год, %
Источник: World Health Organization (2013). Global status
report on road safety 2013: supporting a decade of action. P.
7.
Особенности распределения погибших в результате транспортных
несчастных случаев по полу и возрасту, а также динамику смертности
от них с устранением влияния изменений возрастного состава можно
проиллюстрировать на данных стран Европейского союза[11],
отличающихся налаженной системой учета движения населения, в том
числе смертей по причинам смерти. Данные о смертности в разбивке
по причинам смерти[12], полу,
возрасту, а также регионам стран-членов ЕС[13]
представлены в базе данных Статистической службы Европейского союза
(Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-28 начиная с 1999 года),
хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды.
По имеющимся данным статистики транспортных происшествий,
число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)[14]
в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75,4 тысячи
в 1991 году до 34,5 тысячи в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось
на 23,5% (до 57,7 тысячи в 1999 году), а за 1999-2009 годы – еще
на 40,2%. Снижение числа погибших в результате ДТП происходило на
фоне роста населения, так что снижение смертности от ДТП было более
значительным: на 25,0% за 1991-1999 годы (с 16 до 12 умерших на
100 тысяч человек постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009
годы (до 6,9 в 2009 году).
Смертность от ДТП по ЕС-28 снизилась с 6 на 100 тысяч
человек в 2006-2007 годах до 6 в 2010-2011 годах[15].
Наибольшее снижение смертности от ДТП наблюдалось в странах Балтии,
Венгрии, Испании и Португалии. В 2011 году смертность от ДТП составляла
в ЕС-28 от 3 умерших на 100 тысяч человек в Великобритании, Нидерландах
и Швеции до 11 в Польше, 10 в Греции и Литве, 9 на 100 тысяч человек
в Болгарии, Латвии, Румынии и Хорватии.
Снижение смертности в результате ДТП происходило на
фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок
(по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года).
Оно было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании
и строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении
употребления алкоголя и управления транспортным средством, усилением
требований к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений
на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов,
ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта.
Несмотря на все это, смертность в результате ДТП остается
высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных
несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта)
умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена
употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от
применения ремней безопасности.
В относительном выражении смертность от всех видов транспортных
несчастных случаев (коды V01-V99, Y85 по ICD) играет сравнительно
небольшую роль в общей смертности в ЕС. Доля умерших от всех видов
транспортных несчастных случаев в ЕС-28 снизилась с 1,2% от общего
числа умерших в 1999 году до 0,7% в 2010 году, а в ЕС-15 – с 1,3%
в 1994 году до 0,6% в 2010 году (рис. 14).
Доля мужчин, умерших от всех видов транспортных несчастных
случаев, в общем числе умерших мужчин выше, но она также снизилась
(с 1,9% в 1999-2001 годах до 1,1% в 2010 году в ЕС-28, а в ЕС-15
– с 2,0% в 1994 году до 1,0% в 2010 году). Доля умерших в результате
транспортных несчастных случаев среди умерших женщин снизилась в
ЕС-28 с 0,6% в 1999-2002 годах до 0,3% в 2010 году, а в ЕС-15 –
с 0,7% умерших в 1994-1996 годах также до 0,3% в 2009-2010 годах.
Рисунок 14. Доля умерших от транспортных несчастных
случаев в ЕС-28 и ЕС-15 по полу, 1994-2010 годы, % от общего числа
умерших
Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute
number - annual data [hlth_cd_anr].
Смертность от транспортных несчастных случаев играет
существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов,
особенно мужчин.
Более 80% смертей в ЕС-28 происходят в возрасте 65 лет
и старше (80,7% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65
лет, считается преждевременной. Среди погибших в результате транспортных
несчастных случаев доля умерших в возрасте до 65 лет превышает три
четверти (76,3%). Среди умерших в результате транспортных несчастных
случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года – 10,7%
(рис. 15).
Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля
среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, а среди умерших от
транспортных несчастных случаев – 26,4%.
Рисунок 15. Распределение умерших от транспортных
несчастных случаев и от всех причин смерти по возрасту, ЕС-28, 2010
год, %
Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute
number - annual data [hlth_cd_anr].
Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных
несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди
погибших: 21,4% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010
году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того
же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила,
соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 16).
Рисунок 16. Распределение умерших (от всех причин
и от всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту,
ЕС-28, 2010 год, %
Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute
number - annual data [hlth_cd_anr].
[11] С 1 июля 2013 года,
после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят
28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия,
Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург,
Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения,
Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
До 1 мая 2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15):
Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия,
Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия,
Франция и Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия,
Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и
Эстония, а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат
пересчитывает основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе.
Данные по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии
(63,7 миллиона человек на начало 2013 года) и ее заморских территорий
(Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона
человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой
правительством.
[12] По краткой номенклатуре,
включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), разработанной
ВОЗ (The International Statistical Classification of Diseases and
Related Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в
настоящее время ICD-10, хотя и не все используют ее обновления.
[13] Уровень 2 номенклатуры
территориальных единиц NUTS.
[14] На месте ДТП или в течение
30 дней после ДТП, в результате которого были получены травмы, приведшие
к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия рассматриваются
нежелательное и непреднамеренное внезапное событие или цепь таких
событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства, убийства
и террористические акты исключаются как преднамеренные действия
компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport
Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat,
United Nations Economic Commission for Europe, 2009.
[15] Energy, transport and
environment indicators. Eurostat, 2013. P. 134-135.
|