Для цитирования: Щербакова
Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly.
2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0603/barometer603.pdf
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число умерших в результате ДТП стабилизировалось на
уровне 1,2 миллиона человек в год, но в одних странах оно снижается,
а в других повышается
Автомобилизация населения мира сопровождается дорожно-транспортными
происшествиями (ДТП), в которых люди гибнут, получают травмы и увечья.
Травмы, получаемые в ДТП, заняли восьмое место в списке основных
причин смерти в мире, а к 2030 году, по некоторым оценкам, могут
переместиться на пятое место среди основных причин смерти.
В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
и Всемирный банк опубликовали «Всемирный доклад о предупреждении
дорожно-транспортного травматизма»[1].
В нем была представлена обширная информация об основных факторах
риска дорожно-транспортного травматизма, сведения об эффективных
мероприятиях и рекомендации о том, как страны могут повысить безопасность
дорожного движения.
В 2009 году первые данные о ходе выполнения рекомендаций
Всемирного доклада были опубликованы в первом «Докладе о состоянии
безопасности дорожного движения в мире (Время действовать)»[2].
В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла
резолюцию 64/255[3], призвавшую
к проведению в 2011-2020 годы Десятилетия действий по обеспечению
безопасности дорожного движения. С целью отслеживания результатов
Десятилетия на национальном и глобальном уровнях предполагалась
подготовка последующих докладов о состоянии безопасности дорожного
движения [4].
В конце 2013 года был опубликован второй «Доклад о состоянии
безопасности дорожного движения в мире (Поддержать десятилетие действий)»[5].
Приводимые в нем данные являются точкой отсчета для мониторинга
мероприятий в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности
дорожного движения.
При подготовке доклада сбор сведений по каждой стране
осуществлялся под руководством национального координатора экспертами
в разных областях, заполнявшими соответствующие анкеты по основным
переменным. Затем эти данные рассматривались экспертам ВОЗ и в ряде
случаев корректировались для обеспечения сопоставимости, после чего
отправлялись на согласование национальным экспертам с тем, чтобы
обеспечить наибольшую достоверность данных.
В докладе представлены три вида данных о смертности
в результате ДТП:
- сообщенные национальными координаторами данные;
- скорректированные данные;
- сопоставимые оценки.
Данные, сообщенные национальными экспертами, представлены
в докладе в соответствующих «профилях» стран. Здесь также указаны
источники данных, период времени, к которому они относятся, а также
временные рамки, используемые при учете смертей от ДТП (от умерших
на месте ДТП до умерших от травм, полученных в ДТП, без ограничения
времени).
Чтобы минимизировать влияние различий в определении
смерти от ДТП и гармонизировать данные из разных источников, они
корректировались исходя из 30-дневного срока смерти после ДТП.
Сопоставимые оценки (и их соответствующие 95%-е доверительные
интервалы) были разработаны, чтобы компенсировать занижение данных
в некоторых странах и оценить смертность от ДТП во всех государствах
– членах ВОЗ по состоянию на 2010 год.
В докладе содержатся сведения по 182 странам (территориям),
в которых проживает, по оценкам ООН пересмотра 2010 года, 6,8 миллиарда
человек (98,6% населения мира). Доля стран региона ВОЗ[6],
от которых поступили анкеты, колебалась от 95% населения в Африканском
регионе до 100% в регионе Юго-Восточной Азии. Поскольку сбор данных
проводился в 2011 году, сведения о законодательстве и политических
мерах относятся к 2011 году, а данные о смертности – к последнему
году, по которому имелась информация (2010 год и ранее).
По оценкам ВОЗ, в 2010 году в результате ДТП в целом
по миру умерло 1,24 миллиона человек (2,3% от общего числа умерших)[7].
Еще от 20 до 50 миллионов человек получили травмы в ДТП. Эти смерти
и увечья оказывают огромное воздействие на семьи пострадавших, жизнь
которых нередко меняется необратимо в результате этих трагедий,
а также на другие сообщества, в которых жили и работали пострадавшие.
Число умерших в результате ДТП осталось таким же, что
и по предыдущей оценке за 2007 год. Стабилизация глобального числа
умерших в результате ДТП наблюдалась на фоне заметного роста – на
15% - числа зарегистрированных транспортных средств. И хотя цель
в отношении сокращения ежегодного бремени смертности от ДТП еще
не достигнута, отсутствие роста этого показателя позволяет предположить,
что предпринятые меры, направленные на повышение безопасности дорожного
движения, возможно, привели к уменьшению числа случаев смерти, которые
произошли бы при их отсутствии. В период с 2007 по 2010 год число
смертей в результате ДТП снизилось в 88 странах. Это показывает,
что прогресс возможен, если государство уделяет проблеме безопасности
дорожного движения достаточное внимание. Из этих 88 стран 42 являются
государствами с высоким уровнем дохода, 41 – со средним, 5 – с низким
уровнем дохода[8] (рис. 1).
Однако за тот же период число смертей в результате ДТП возросло
в 87 странах, в основном в странах со средним и низким доходом,
что вызывает серьезную озабоченность.

Рисунок 1. Изменение числа умерших от ДТП по
странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2007-2010 годы,
число стран
Источник: World Health Organization (2013). Global status
report on road safety 2013: supporting a decade of action. P.
4.
Глобальный показатель смертности от ДТП составляет 18
умерших на 100 тысяч человек. Наиболее высокое значение показателя
отмечается в странах со средним уровнем дохода – 20,1 на 100 тысяч,
а наиболее низкое – 8,7 на 100 тысяч - в странах с высоким уровнем
дохода (рис. 2).
Показатели смертности от ДТП также существенно различаются
по регионам ВОЗ, составляя от 10,3 на 100 тысяч человек в Европейском
регионе до 24,1 в Африканском регионе.

Рисунок 2. Смертность от ДТП по странам мира
с разным уровнем ВНД на душу населения и регионам ВОЗ, 2010 год,
число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения
Источник: World Health Organization (2013). Global status
report on road safety 2013: supporting a decade of action. P.
4, 6.
О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП
в странах со средним уровнем дохода свидетельствует и то, что на
эти страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 72% населения мира
и лишь 52% мирового парка зарегистрированных транспортных средств
(рис. 3). Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом
в 10 раз ниже (8%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных
средств лишь немного меньше (47%).
В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока
невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них, и доля
умерших в результате ДТП равны и на порядок выше, чем доля мирового
парка зарегистрированных транспортных средств.

Рисунок 3. Распределение численности населения,
числа умерших от ДТП и числа зарегистрированных транспортных средств
по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2010 год,
%
Источник: World Health Organization (2013). Global status
report on road safety 2013: supporting a decade of action. P.
5.
[1] Peden M et al., eds. World
report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization,
2004 -www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/en/index.html
[2] Global status report on
road safety: time for action. Geneva, World Health Organization,
2009 - www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2009/en/index.html
[3] http://www.who.int/roadsafety/about/resolutions/download/en/index.html
[4] Global Plan for the Decade
of Action for Road Safety, 2011–2020. Geneva, World Health Organization,
2011 - www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_english.pdf
[5] Global status report on
road safety 2013: supporting a decade of action. . Geneva, World
Health Organization, http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/
[6] 194 страны – члены ВОЗ
группируются для аналитических целей в зависимости от уровней смертности
и заболеваемости в 6 крупных регионов, которые несколько отличаются
от привычных географических регионов.
К Американскому региону ВОЗ отнесены все страны Северной и Южной
Америки и Карибского бассейна.
В Европейский регион ВОЗ, помимо всех европейских стран, входят
Турция, страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и Средней
Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан).
В Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ входят Афганистан, Бахрейн,
Джибути, Египет, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия,
Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан,
Сирия, Тунис, ОАЭ, а в Африканский регион ВОЗ - все остальные африканские
страны, кроме вошедших в Восточно-Средиземноморский регион.
К Западно-Тихоокеанскому региону ВОЗ отнесены Австралия, Бруней,
Вануату, Вьетнам, Камбоджа, Кирибати, Китай, Лаос, Малайзия, Маршалловы
о-ва, Микронезия, Монголия, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, о-ва Кука,
Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Сингапур, Соломоновы о-ва, Таиланд,
Тонга, Тувалу, Фиджи, Филиппины, Южная Корея, Япония.
В регион Юго-Восточной Азии входят Бангладеш, Бутан, Мьянма, Шри-Ланка,
Индия, Индонезия, КНДР, Мальдивские о-ва, Непал, Тимор-Лесте.
[7] Эта оценка основана на
данных, собранных для 182 странам, и скорректированных с учетом
различий в качестве данных, чтобы обеспечить сопоставимость между
странами. Затем они были экстраполированы на все 195 стран и территорий
мира, являющихся членами ВОЗ.
[8] Для распределения стран
мира по уровню развития использовалась методика Всемирного банка
«Атлас» на основании оценок Всемирного Банка валового национального
дохода (ВНД) на душу населения за 2010 год по следующим диапазонам:
• низкий уровень дохода = не более 1005 долларов США;
• средний уровень дохода = от 1006 до 12 275 долларов США;
• высокий уровень дохода = от 12 276 долларов США и более.
World Development Indicators database, World Bank, November 2012.
- http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.
|