| Для цитирования: Щербакова 
              Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly. 
              2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0603/barometer603.pdf
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                | 
  
 
 |   
                |  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Число умерших в результате ДТП стабилизировалось на 
              уровне 1,2 миллиона человек в год, но в одних странах оно снижается, 
              а в других повышается  Автомобилизация населения мира сопровождается дорожно-транспортными 
              происшествиями (ДТП), в которых люди гибнут, получают травмы и увечья. 
              Травмы, получаемые в ДТП, заняли восьмое место в списке основных 
              причин смерти в мире, а к 2030 году, по некоторым оценкам, могут 
              переместиться на пятое место среди основных причин смерти.  В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 
              и Всемирный банк опубликовали «Всемирный доклад о предупреждении 
              дорожно-транспортного травматизма»[1]. 
              В нем была представлена обширная информация об основных факторах 
              риска дорожно-транспортного травматизма, сведения об эффективных 
              мероприятиях и рекомендации о том, как страны могут повысить безопасность 
              дорожного движения. В 2009 году первые данные о ходе выполнения рекомендаций 
              Всемирного доклада были опубликованы в первом «Докладе о состоянии 
              безопасности дорожного движения в мире (Время действовать)»[2]. В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла 
              резолюцию 64/255[3], призвавшую 
              к проведению в 2011-2020 годы Десятилетия действий по обеспечению 
              безопасности дорожного движения. С целью отслеживания результатов 
              Десятилетия на национальном и глобальном уровнях предполагалась 
              подготовка последующих докладов о состоянии безопасности дорожного 
              движения [4]. В конце 2013 года был опубликован второй «Доклад о состоянии 
              безопасности дорожного движения в мире (Поддержать десятилетие действий)»[5]. 
              Приводимые в нем данные являются точкой отсчета для мониторинга 
              мероприятий в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности 
              дорожного движения.  При подготовке доклада сбор сведений по каждой стране 
              осуществлялся под руководством национального координатора экспертами 
              в разных областях, заполнявшими соответствующие анкеты по основным 
              переменным. Затем эти данные рассматривались экспертам ВОЗ и в ряде 
              случаев корректировались для обеспечения сопоставимости, после чего 
              отправлялись на согласование национальным экспертам с тем, чтобы 
              обеспечить наибольшую достоверность данных.  В докладе представлены три вида данных о смертности 
              в результате ДТП: 
               сообщенные национальными координаторами данные; скорректированные данные; сопоставимые оценки. Данные, сообщенные национальными экспертами, представлены 
              в докладе в соответствующих «профилях» стран. Здесь также указаны 
              источники данных, период времени, к которому они относятся, а также 
              временные рамки, используемые при учете смертей от ДТП (от умерших 
              на месте ДТП до умерших от травм, полученных в ДТП, без ограничения 
              времени). Чтобы минимизировать влияние различий в определении 
              смерти от ДТП и гармонизировать данные из разных источников, они 
              корректировались исходя из 30-дневного срока смерти после ДТП. Сопоставимые оценки (и их соответствующие 95%-е доверительные 
              интервалы) были разработаны, чтобы компенсировать занижение данных 
              в некоторых странах и оценить смертность от ДТП во всех государствах 
              – членах ВОЗ по состоянию на 2010 год.  В докладе содержатся сведения по 182 странам (территориям), 
              в которых проживает, по оценкам ООН пересмотра 2010 года, 6,8 миллиарда 
              человек (98,6% населения мира). Доля стран региона ВОЗ[6], 
              от которых поступили анкеты, колебалась от 95% населения в Африканском 
              регионе до 100% в регионе Юго-Восточной Азии. Поскольку сбор данных 
              проводился в 2011 году, сведения о законодательстве и политических 
              мерах относятся к 2011 году, а данные о смертности – к последнему 
              году, по которому имелась информация (2010 год и ранее). По оценкам ВОЗ, в 2010 году в результате ДТП в целом 
              по миру умерло 1,24 миллиона человек (2,3% от общего числа умерших)[7]. 
              Еще от 20 до 50 миллионов человек получили травмы в ДТП. Эти смерти 
              и увечья оказывают огромное воздействие на семьи пострадавших, жизнь 
              которых нередко меняется необратимо в результате этих трагедий, 
              а также на другие сообщества, в которых жили и работали пострадавшие. Число умерших в результате ДТП осталось таким же, что 
              и по предыдущей оценке за 2007 год. Стабилизация глобального числа 
              умерших в результате ДТП наблюдалась на фоне заметного роста – на 
              15% - числа зарегистрированных транспортных средств. И хотя цель 
              в отношении сокращения ежегодного бремени смертности от ДТП еще 
              не достигнута, отсутствие роста этого показателя позволяет предположить, 
              что предпринятые меры, направленные на повышение безопасности дорожного 
              движения, возможно, привели к уменьшению числа случаев смерти, которые 
              произошли бы при их отсутствии. В период с 2007 по 2010 год число 
              смертей в результате ДТП снизилось в 88 странах. Это показывает, 
              что прогресс возможен, если государство уделяет проблеме безопасности 
              дорожного движения достаточное внимание. Из этих 88 стран 42 являются 
              государствами с высоким уровнем дохода, 41 – со средним, 5 – с низким 
              уровнем дохода[8] (рис. 1). 
              Однако за тот же период число смертей в результате ДТП возросло 
              в 87 странах, в основном в странах со средним и низким доходом, 
              что вызывает серьезную озабоченность. 
 Рисунок 1. Изменение числа умерших от ДТП по 
              странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2007-2010 годы, 
              число стран  
              Источник: World Health Organization (2013). Global status 
                report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 
                4. Глобальный показатель смертности от ДТП составляет 18 
              умерших на 100 тысяч человек. Наиболее высокое значение показателя 
              отмечается в странах со средним уровнем дохода – 20,1 на 100 тысяч, 
              а наиболее низкое – 8,7 на 100 тысяч - в странах с высоким уровнем 
              дохода (рис. 2). Показатели смертности от ДТП также существенно различаются 
              по регионам ВОЗ, составляя от 10,3 на 100 тысяч человек в Европейском 
              регионе до 24,1 в Африканском регионе. 
 Рисунок 2. Смертность от ДТП по странам мира 
              с разным уровнем ВНД на душу населения и регионам ВОЗ, 2010 год, 
              число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения  
              Источник: World Health Organization (2013). Global status 
                report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 
                4, 6. О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП 
              в странах со средним уровнем дохода свидетельствует и то, что на 
              эти страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 72% населения мира 
              и лишь 52% мирового парка зарегистрированных транспортных средств 
              (рис. 3). Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом 
              в 10 раз ниже (8%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных 
              средств лишь немного меньше (47%). В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока 
              невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них, и доля 
              умерших в результате ДТП равны и на порядок выше, чем доля мирового 
              парка зарегистрированных транспортных средств. 
 Рисунок 3. Распределение численности населения, 
              числа умерших от ДТП и числа зарегистрированных транспортных средств 
              по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2010 год, 
              % 
              Источник: World Health Organization (2013). Global status 
                report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 
                5. 
 [1] Peden M et al., eds. World 
              report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization, 
              2004 -www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/en/index.html 
              [2] Global status report on 
              road safety: time for action. Geneva, World Health Organization, 
              2009 - www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2009/en/index.html
 [3] http://www.who.int/roadsafety/about/resolutions/download/en/index.html
 [4] Global Plan for the Decade 
              of Action for Road Safety, 2011–2020. Geneva, World Health Organization, 
              2011 - www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_english.pdf
 [5] Global status report on 
              road safety 2013: supporting a decade of action. . Geneva, World 
              Health Organization, http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/
 [6] 194 страны – члены ВОЗ 
              группируются для аналитических целей в зависимости от уровней смертности 
              и заболеваемости в 6 крупных регионов, которые несколько отличаются 
              от привычных географических регионов.
 К Американскому региону ВОЗ отнесены все страны Северной и Южной 
              Америки и Карибского бассейна.
 В Европейский регион ВОЗ, помимо всех европейских стран, входят 
              Турция, страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и Средней 
              Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан).
 В Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ входят Афганистан, Бахрейн, 
              Джибути, Египет, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия, 
              Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, 
              Сирия, Тунис, ОАЭ, а в Африканский регион ВОЗ - все остальные африканские 
              страны, кроме вошедших в Восточно-Средиземноморский регион.
 К Западно-Тихоокеанскому региону ВОЗ отнесены Австралия, Бруней, 
              Вануату, Вьетнам, Камбоджа, Кирибати, Китай, Лаос, Малайзия, Маршалловы 
              о-ва, Микронезия, Монголия, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, о-ва Кука, 
              Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Сингапур, Соломоновы о-ва, Таиланд, 
              Тонга, Тувалу, Фиджи, Филиппины, Южная Корея, Япония.
 В регион Юго-Восточной Азии входят Бангладеш, Бутан, Мьянма, Шри-Ланка, 
              Индия, Индонезия, КНДР, Мальдивские о-ва, Непал, Тимор-Лесте.
 [7] Эта оценка основана на 
              данных, собранных для 182 странам, и скорректированных с учетом 
              различий в качестве данных, чтобы обеспечить сопоставимость между 
              странами. Затем они были экстраполированы на все 195 стран и территорий 
              мира, являющихся членами ВОЗ.
 [8] Для распределения стран 
              мира по уровню развития использовалась методика Всемирного банка 
              «Атлас» на основании оценок Всемирного Банка валового национального 
              дохода (ВНД) на душу населения за 2010 год по следующим диапазонам:
 • низкий уровень дохода = не более 1005 долларов США;
 • средний уровень дохода = от 1006 до 12 275 долларов США;
 • высокий уровень дохода = от 12 276 долларов США и более.
 World Development Indicators database, World Bank, November 2012. 
              - http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.
  
              
             |