|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые
участники дорожного движения - пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты
Половину погибших в результате ДТП составляют наиболее
уязвимые участники дорожного движения – пешеходы (22%), велосипедисты[10]
(5%) и мотоциклисты (23%). Еще 31% погибших в результате ДТП приходится
на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19% – на прочих
участников дорожного движения (чаще всего их роль в качестве участников
дорожного движения неизвестна).
Проблемы безопасности движения пешеходов и велосипедистов
до сих пор попросту игнорируются при разработке транспортной инфраструктуры,
принятии планировочных и других решений, определяющих формирование
поселенческой и дорожной сети. Настало время уделить большее внимание
повышению безопасности пешеходов и велосипедистов, а также защите
этих участников дорожного движения от скоростного транспорта. В
результате можно достичь не только сокращения дорожно-транспортного
травматизма, но и уменьшить загрязнение воздуха и выбросы парниковых
газов, сократить транспортные пробки повысить уровень здоровья населения
благодаря возросшей физической активности.
Ситуация значительно различается по регионам мира. В
большинстве стран с низким и средним уровнем дохода доля среди погибших
в результате ДТП таких участников дорожного движения, как пешеходы,
велосипедисты, водители и пассажиры двух- и трехколесных моторизованных
транспортных средств значительно выше, чем в странах с высоким уровнем
дохода (рис. 10). В странах с низким уровнем дохода на долю этих
наиболее уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов
и мотоциклистов вместе взятых) приходится 57% погибших в результате
ДТП, в странах со средним доходом – 51%, с высоким доходом - 39%.
При этом в странах с высоким доходом доля прочих (не уточненных)
участников дорожного движения среди погибших минимальна (4%), а
в странах со средним доходом она в 5,5 раза выше (22%).
В большинстве стран Африканского региона ВОЗ ходьба
пешком и езда на велосипеде являются важными формами передвижения
для значительной части населения, в то время как во многих странах
Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана широко используются
мотоциклы, сравнительно доступные по цене и простые в управлении.
Эти различия в моделях передвижения отражаются в распределении умерших
в результате ДТП по типам участников дорожного движения.
Так, в Африканском регионе ВОЗ 38% всех случаев смерти
в результате ДТП приходится на долю пешеходов, а в Западно-Тихоокеанском
регионе ВОЗ 36% – на долю мотоциклистов (водителей и пассажиров
моторизованных 2- или 3-колесных транспортных средств).
На долю водителей и пассажиров автомобилей приходится
от 15% погибших в результате ДТП в регионе Юго-Восточной Азии до
50% в Европейском регионе. На долю пешеходов приходится около четверти
во всех регионах, кроме Африки (38%, как уже отмечалось) и Юго-Восточной
Азии (12%).
Рисунок 10. Распределение умерших от ДТП участников
движения различных категорий в странах мира с разным уровнем ВНД
на душу населения и регионах ВОЗ, 2010 год, %
Источник: World Health Organization (2013). Global status
report on road safety 2013: supporting a decade of action. P.
7.
Значительный разброс показателей распределения погибших
в результате ДТП по типам участников движения наблюдается и внутри
регионов. Например, Американский регион ВОЗ отличается самой низкой
долей уязвимых участников дорожного движения среди погибших (41%),
но внутри региона значение этого показателя варьируется от 22% в
Венесуэле до 75% или выше в Доминиканской Республике, Колумбии и
Коста-Рике. При этом существенно различается и доля прочих (не уточненных)
участников движения среди погибших в результате ДТП (рис. 11).
Рисунок 11. Распределение умерших от ДТП по
категориям участников движения в некоторых странах Американского
региона ВОЗ, 2010 год, %
Источник: Global Health Observatory of the World Health
Organization. http://apps.who.int/gho/athena/data/download.xsl?format=xml&target=
GHO/RS_246&profile=excel&filter=COUNTRY:*;ROADUSERTYPE:*
The data was extracted on 2014-06-12.
В странах Европейского региона ВОЗ доля уязвимых участников
дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов) среди
погибших в результате ДТП варьируется от 19% в Киргизии, где тип
участника движения не определен почти для 60% погибших, до 58% в
Словакии (из-за высокой доли пешеходов среди погибших от ДТП). Доля
пешеходов среди погибших от ДТП - от менее чем 12% в Бельгии, Нидерландах,
Норвегии, Швеции до 44% в Словакии (рис. 12). Доля велосипедистов
среди погибших от ДТП - от менее чем 1% в Азербайджане, Казахстане,
Киргизии до 25% в Нидерландах, доля мотоциклистов – от менее чем
1% в Киргизии до 30% в Италии и Греции.
Рисунок 12. Распределение умерших от ДТП по
группам участников движения в некоторых странах Европейского региона
ВОЗ, 2010 год, %
Источник: Global Health Observatory of the World Health
Organization. http://apps.who.int/gho/athena/data/download.xsl?format=xml&target=
GHO/RS_246&profile=excel&filter=COUNTRY:*;ROADUSERTYPE:*
The data was extracted on 2014-06-12.
[10] Термин «велосипедист»
относится к водителям двух- и трехколесных педальных велосипедов,
но не относит к тем, кто управляет моторизованными двух- и трехколесными
транспортными средствами (в том числе электрическими велосипедами).
|