|
|
Д.А. Александров, В.А. Иванюшина,
В.В. Костенко, С.С. Савельева,
К.А. Тенишева
ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
М., Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012, 168 страниц
|
http://www.unicef.ru/upload/iblock/fe8/fe837c5080c39da266e5cb2577a0e9c1.pdf
В Санкт-Петербурге ситуация с приемом в школы
детей, не имеющих гражданства РФ, заметно изменилась весной
2011 года, после того как УФМС затребовало от Комитета по
образованию статистику по детям без гражданства, обучающимся
в школах Санкт-Петербурга, и провело проверку в ряде школ.
В результате проверки УФМС выявило невыполнение двух законодательных
актов: нарушение правил приема детей-иностранцев, то есть
прием в школу детей без надлежащих документов, подтверждающих
легальность их нахождения в стране, и нарушение миграционного
законодательства, то есть истечение срока действия временной
регистрации у учащихся.
Стр. 21.
Дети-мигранты, в частности, неграждане РФ, распределены
по школам Санкт-Петербурга очень не равномерно… Доля детей-мигрантов
выше в небольших школах (общей численностью не более 400 учеников),
а в крупных школах их не более 5%. Кроме того, в очень значительном
числе школ детей-мигрантов нет вообще.
Стр. 26.
Относительная численность
школьников Петербурга с неродным русским языком
(стр. 47)
Славянские народы (украинцы, белорусы)
|
22%
|
Азербайджанцы
|
19%
|
Армяне
|
13%
|
Народы Средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи)
|
10%
|
Народы Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы,
аварцы и др.)
|
9%
|
Грузины
|
6%
|
Татары, башкиры, чуваши, мордва
|
5%
|
Другие народы
|
8%
|
Нет ответа
|
8%
|
Курение (стр. 91)
|
Граждане
|
Неграждане
|
Никогда не пробовал
|
54%
|
72%
|
Пробовал, но сейчас не курю
|
32%
|
23%
|
Курю время от времени
|
7%
|
3%
|
Курю регулярно
|
7%
|
2%
|
Употребление алкоголя
(стр. 92)
|
Граждане
|
Неграждане
|
Пробовал когда-либо алкогольные напитки
|
74%
|
58%
|
Употреблял алкогольные напитки за последний месяц
|
20%
|
17%
|
Таблица 36. Разница
по ответам граждан и неграждан на вопросы о ценностях
(стр. 102)
Формулировка вопроса
|
Гражданин
|
Негражданин
|
Разница
|
Следовать традициям, принятым в моей семье и религии
|
4,028248588
|
4,982014388
|
-0,95377
|
Не совершать поступков, которые люди не одобрят
|
4,468926554
|
5,043165468
|
-0,57424
|
Вести себя скромно
|
3,620396601
|
4,071942446
|
-0,45155
|
У всех должны быть равные возможности в жизни
|
4,776836158
|
5,201438849
|
-0,4246
|
Чтобы мои родители гордились мной
|
5,367231638
|
5,658273381
|
-0,29104
|
Чтобы окружающие знали о моих достижениях
|
4,025423729
|
4,298561151
|
-0,27314
|
Быть творческой личностью, идти своим путем
|
4,457627119
|
4,71942446
|
-0,2618
|
Важно выслушивать мнение других людей
|
4,536723164
|
4,748201439
|
-0,21148
|
Благополучие близких
|
5,223163842
|
5,399280576
|
-0,17612
|
Жизнь в безопасности для меня очень важна
|
4,47740113
|
4,59352518
|
-0,11612
|
Для меня важно быть богатым
|
3,178470255
|
3,23381295
|
-0,05534
|
Приключения и риск очень важны для меня
|
3,847457627
|
3,841726619
|
0,005731
|
Для меня важно хорошо проводить время, баловать себя
|
4,008474576
|
3,772563177
|
0,235911
|
Быть свободным и не зависеть от других
|
4,734463277
|
4,384892086
|
0,349571
|
|
Одним из самых привлекательных для мигрантов городов
стал Санкт-Петербург. Многие стремятся приехать со своими семьями,
зачастую сталкиваясь со сложностями при оформлении документов, приеме
детей в школы и детские сады, с несовершенством законодательства.
Эти и другие проблемы осложняют адаптацию и интеграцию мигрантов
в местное сообщество.
Одна из главных задач для Санкт-Петербурга при приеме
семей мигрантов - обеспечить наилучшую адаптацию детей, доступ к
образованию, медицинской и юридической помощи. Для разработки каких-либо
действий в данном направлении требуется научно-исследовательская
и экспертная оценка проблемы.
Целью проекта, результаты которого описываются в издании
стало изучение потребностей и проблем адаптации и интеграции детей
мигрантов в местное сообщество, а также разработка рекомендаций
по совершенствованию адаптации детей мигрантов. Под детьми мигрантами
в данном исследовании, в соответствии с поставленной задачей, понимаются
лица без гражданства РФ до 18 лет, посещающие школу.
Проект призван максимально полно описать и проанализировать
ситуацию, в которой находятся дети мигрантов и дети-неграждане в
Санкт-Петербурге. В данном отчете предпринята попытка сформулировать
общие правовые и организационные социально-экономические характеристики
миграционной ситуации и положения детей неграждан, описать их (1)
образовательные успехи, планы и барьеры, (2) здоровье и доступ к
здравоохранению, (3) их ценности и религиозные практики в сравнении
с гражданами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Материалы и методы исследования
1.1. Интервью с экспертами, обзор законодательной базы и анализ
обращений на "горячую линию"
1.2. Анкетный опрос школьников
1.3. Интервью со школьниками
1.4. Фокус-группы с детьми мигрантов
Глава 2. Результаты проекта. Общие характеристики миграционной
ситуации и положения детей мигрантов
2.1. Мигранты, неграждане и меньшинства
2.2. Правовые и организационные аспекты миграционной ситуации
и положения детей мигрантов. Государственные структуры в работе
с детьми мигрантами
2.2.1. Законодательные проблемы
2.2.2. Проблемы статистики и данных
2.2.3. Концентрация мигрантов и сегрегация
школ
2.2.4. Интеграция и языковой барьер
2.2.5. Социальные службы в работе с мигрантами
2.2.6. Деятельность диаспоральных организаций
2.2.7. Программа "Толерантность"
2.2.8. Взаимодействие между организациями в области работы с детьми
мигрантов
2.2.9. Динамика ситуации вокруг детей мигрантов
2.2.10. Предложения экспертов
2.3. Демографические и социально-экономические аспекты
2.3.1. Статус гражданства учеников
2.3.2. Страна происхождения, этническое самоопределение, родной
язык
2.3.3. Миграционная история
2.3.4. Состав семьи и жилищные условия
2.3.5. Образование и работа родителей
Глава 3. Межэтнические отношения
3.1. Исследования дружеских отношений в классах
3.2. Этническая дискриминация
3.3. Ксенофобия в Санкт-Петербурге глазами детей-неграждан
Глава 4. Образование: планы и барьеры
4.1. Обучение в школе и успеваемость
4.2. Культурное потребление
4.3. Роль учителя
4.4. Язык
4.5. Выбор дальнейшего образования и карьеры
4.6. Карьера
4.7. Возможные препятствия
Глава 5. Здоровье и здравоохранение
5.1. Самооценка здоровья
5.2. Опыт взаимодействия с системой здравоохранения
5.3. Рисковое поведение и вредные привычки
5.4. Увлечение спортом
Глава 6. Ценности, нормы и мечты
6.1. Ценности детей мигрантов и их отличия от ценностей местных
детей
6.1.1. Методика исследования ценностей
6.1.2. Жизненные ценности (выбор из 12 ценностей)
6.1.3. Ценности, наиболее важные для детей-неграждан
6.1.4. Ценность равенства возможностей
6.1.5. Ценности, более важные для детей - граждан России
6.1.6. Ценности, одинаково важные для граждан и неграждан
6.2. Нормы. Традиционализм в ценностных ориентациях детей мигрантов
6.2.1. Отношение к религии
6.2.2. Страхи
6.2.3. Маскулинность
6.2.4. Поведение женщин
6.3. Мечты и представления о будущем
Выводы и рекомендации
Список литературы
Приложение 1.
Список организаций, в которых проводились интервью с экспертами
Приложение 2.
Обзор законов и нормативных актов, действующих на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях в области положения детей-мигрантов
в Санкт-Петербурге
Приложение 3.
Анализ обращений на "горячую линию" Общественной благотворительной
организации "Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества
Красного Креста"
|