Уровень экономической активности, занятости и
безработицы, по полу, в %
(2000-2010 гг.) (стр.36)
Год
|
Мужчины
|
Женщины
|
Уровень эконо-
мической активности
|
Уровень занятости
|
Уровень безработицы
|
Уровень эконо-
мической активности
|
Уровень занятости
|
Уровень безработицы
|
2000
|
63,9
|
57,7
|
9,7
|
56,3
|
52,2
|
7,2
|
2001
|
61,6
|
56,2
|
8,7
|
54,6
|
51,4
|
5,9
|
2002
|
60
|
55,1
|
8,1
|
54,7
|
51,7
|
5,5
|
2003
|
54,5
|
49,3
|
9,6
|
49,1
|
46
|
6,4
|
2004
|
51,7
|
46,6
|
10
|
47,9
|
44,9
|
6,3
|
2005
|
50,4
|
46
|
8,7
|
47,7
|
44,8
|
6
|
2006
|
50
|
45,5
|
8,9
|
43
|
40,5
|
5,7
|
2007
|
47,8
|
44,8
|
6,3
|
42,2
|
40,5
|
3,9
|
2008
|
47,3
|
45,2
|
4,6
|
41,5
|
40,1
|
3,4
|
2009
|
46,2
|
42,6
|
7,8
|
39,7
|
37,7
|
4,9
|
2010
|
45
|
40,9
|
9,1
|
38,6
|
36,4
|
5,7
|
Интеграция женщин в сфере занятости важна не только
потому, что непосредственно способствует сокращению масштабов
бедности среди женщин, но и с точки зрения увеличения семейных
доходов и экономического роста страны. Кроме того, экономическая
активная жизнь улучшает образ женщины в обществе, способствуя
ее самоутверждению и участию в общественно-политической деятельности.
Существующий дисбаланс в совмещении родительских обязанностей
и экономической деятельности, отсутствие справедливой политики
в области занятости ставят женщин в уязвимое положение. При
возвращении к работе после перерыва, связанного с уходом за
ребенком, женщины часто сталкиваются с трудностями, дискриминацией
и предрассудками. Несмотря на то, что законодательство Молдовы
предусматривает дополнительные гарантии занятости для беременных
женщин и работников с детьми в возрасте до 6 лет (независимо
от пола), которым не может быть отказано в занятости в случае
беременности или необходимости ухода за детьми, национальные
исследования показывают, что реализация этих правовых гарантий
на практике оставляет желать лучшего. Беременные женщины,
матери с маленькими детьми и даже женщины детородного возраста
рассматриваются работодателями как группа риска, а вкладывание
средств в обучение и их профессиональное развитие не целесообразно.
Связать отказ от предоставления работы в случае беременности
и рождения ребенка, а также право оспаривать эти отказы в
суде, почти никогда не были в интересах женщин, кроме того
работодатели никогда не указывают на эти причины, находя другие
мотивы для отказа в устройстве на работу. Таким образом, создалась
ситуация, когда принцип равного доступа в сфере занятости,
гарантируемый трудовым законодательством на практике превратился
в традиционное субъективное отношение к женщинам репродуктивного
возраста, оказывающее негативное влияние на достижение права
на труд.
Согласно данным исследования, более четверти женщин репродуктивного
возраста указали, что им хотя бы один раз было отказано в
приеме на работу из-за беременности или наличия маленьких
детей, а более 15% были уволены с работы по этим причинам.
Страница 48
Показатели экономической неактивности женщин (2000-2010
гг.) (стр.51)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Неактивное население в возрасте 15 лет и старше (тыс.человек)
в том числе:
|
1109,4
|
1176
|
1208,5
|
1380,5
|
1448,6
|
1483,2
|
1576
|
1617,9
|
1639
|
1693,1
|
1733,2
|
женщины
|
642,1
|
672,5
|
677,7
|
769,6
|
794,1
|
804,2
|
884,8
|
893,1
|
906,4
|
937,6
|
961
|
Доля женщин в общей численности экономически неактивного
населения, %
|
57,9
|
57,2
|
56,1
|
55,7
|
54,8
|
54,2
|
56,1
|
55,2
|
55,3
|
55,4
|
55,4
|
Число женщин выехавших за границу на работу или в поисках
работы (тыс.человек)
|
45,2
|
51,9
|
70,3
|
91,8
|
114,4
|
131,7
|
112,3
|
116,3
|
108,3
|
109,1
|
113
|
Доля женщин выехавших за границу на работу или в поисках
работы (от общего числа женщин экономически неактивных),
%
|
7
|
7,7
|
10,4
|
11,9
|
14,4
|
16,4
|
12,7
|
13
|
11,9
|
11,6
|
11,8
|
Низкий уровень участия отцов в уходе за ребенком
имеет свои корни не только в преобладании традиционных стереотипов
о материнской роли женщины, но и по причине других факторов,
таких как разница в доходах (доход супруга, как правило, выше),
отсутствие программ поощряющих участие мужчин в уходе и воспитании
детей, гендерных стереотипов воспитания в семье и в школе.
Кроме того социологические исследования показывают относительно
низкий уровень информированности женщин о существующих правовых
гарантиях в этой области, возможности использования отпуска
отцом, бабушкой/дедушкой или другими родственниками. Практически
каждая пятая из опрошенных женщин "ничего не знает"
(19,1%), а каждая третья "мало знает" (31,1%) об
этих возможностях.
Страница 110
В настоящее время в Молдове семьи с детьми пользуются
следующими видами пособий:
1. единовременное пособие при рождении ребенка;
2. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет - для
застрахованных лиц (имеется в виду работающих и, соответственно,
делающих отчисления в социальный фонд);
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - для
незастрахованных лиц
3. ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте с 1,5
(3) до 16 лет, в том числе для детей, находящихся под опекой
или попечительством (для учащихся школ, гимназий, лицеев -
до окончания обучения)
В соответствии с расходами, утвержденными правительством на
средний период размер пособий для семей с детьми ежегодно
увеличивается. Также, согласно постановлению правительства
№741 от 29.06.2007 "О демографической ситуации в Республике
Молдова" определен план экстренных мер, среди которых
повышение единовременного пособия при рождении ребенка и пособия
по уходу/воспитанию ребенка, материальная поддержка семей
с детьми.
Страница 113
Размер семейных пособий (стр.114)
|
2000
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Тип пособия
|
Сумма**
|
Единовременное пособие при рождении ребенка
|
первенца
|
144 леев
(11,5 $)
|
500 леев
(39,7 $)
|
800 леев
(60,6 $)
|
1000 леев
(80,6 $)
|
1200 леев
(117,1 $)
|
1400 леев
(125,0 $)
|
1700 леев
(133,0 $)
|
2000 леев
(168,7 $)
|
каждого последующего ребенка
|
108 леев
(8,7 $)
|
500 леев
(39,7 $)
|
800 леев
(39,7 $)
|
1000 леев
(80,6 $)
|
1500 леев
(146,3 $)
|
1700 леев
(151,8 $)
|
2000 леев
(156,5 $)
|
2300 леев
(197,4 $)
|
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до:
|
3 лет - для застрахо-
ванных лиц
|
32,4 леев
(2,6 $)
|
149,9 леев
(11,9 $)
|
20% от расчетной базы, но не меньше 100 леев
|
25% от расчетной базы, но не меньше 250 леев (22,32 $)
|
30% от расчетной базы, но не меньше 300 леев
|
(8,1 $)
|
(8,1 $)
|
(9,7 $)
|
(22,3 $)
|
(23,5 $)
|
(25,7$)
|
минимальный размер выпла-
чиваемых пособий
|
|
149,9 леев
(11,9 $)
|
182,8 леев
(13,9 $)
|
230 леев
(19,0 $)
|
322,6 леев
(31,0 $)
|
478,9 леев
(43,1 $)
|
675,3 леев
(55,4 $)
|
-
|
1,5 лет - для незастра-
хованных лиц
|
32,4 леев
(2,6 $)
|
100 леев
(7,9 $)
|
100 леев
(7,6 $)
|
100 леев
(8,1 $)
|
150 леев
(14,6 $)
|
200 леев
(13,4 $)
|
250 леев
(19,6 $)
|
300 леев
(21,4 $)
|
* минимальный размер выплачиваемых пособий
** Расчеты авторов в долларах США, по официальному курсу Национального
Банка Молдовы на соответствующий год
|