Сейчас экономические ведомства обсуждают, что делать со ставками социальных взносов. Но насколько устойчива пенсионная система вне зависимости от этого решения? Серьезной проверкой на сбалансированность пенсионной системы станут требования к размеру средних пенсий.
Недавно премьер-министр Владимир Путин заявил: «стратегическим ориентиром» при предстоящей реформе пенсионной системы должен стать коэффициент замещения, который не должен опускаться ниже 40%. Коэффициент замещения — это текущее и будущее отношение средней заработной платы к средней трудовой пенсии.
Это заявление можно считать неожиданным, хотя формально оно соответствует одной из целей, намеченных в Концепции долгосрочного развития до 2020 года. Тем не менее вовлеченные в обсуждение перспектив развития пенсионной системы министерства — Минсоцздравразвития, Минэкономики, Минфин — до последнего времени, видимо, не подозревали, что такой «стратегический ориентир» реально существует.
Экспертное сообщество в целом негативно отнеслось к резкому увеличению пенсионных обязательств в 2009-2010 годах. Судя по докладу Минздравсоцразвития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы России», министерство хотело бы применять не средние, а индивидуальные коэффициенты замещения, связывающие зарплату конкретного работника с его будущей пенсией. Не случайно министр здравоохранения Татьяна Голикова после заявления Путина выразила желание иметь больше влияния на будущую реформу пенсионной системы.
Решение о достижении и поддержании среднего коэффициента замещения на уровне 40% имеет чрезвычайно серьезные последствия для федерального бюджета и экономики в целом. При разработке зимой этого года макроэкономического прогноза до 2030 года Минэкономразвития исходило из того, что средний коэффициент замещения будет постепенно сокращаться с нынешних 36-38 примерно до 32% в 2030 году.
Предположим, что до 2030 года будет поддерживаться средний коэффициент замещения на уровне 40%. При этом пенсионный возраст не будет повышен, а всевозможные льготы не будут отменены. В этом случае трансферт федерального бюджета Пенсионному фонду на покрытие дефицита средств по выплате трудовых пенсий будет быстро расти. Его рост опередит темпы роста экономики даже при самых оптимистичных сценариях ее развития. Такой результат обусловлен в основном неблагоприятными демографическими изменениями в ближайшие 20 лет.
В 2030 году трансферт федерального бюджета на обеспечение сбалансированности пенсионной системы при таких вводных достигнет 15 трлн руб. Для сравнения: в 2010 году значение этого показателя составляло 1,8 трлн руб., а в 2011 году оно снижается до 1,66 трлн руб. Дефицит в этом году уменьшится благодаря увеличению страховых взносов, направляемых в Пенсионный фонд, с 20 до 26%.
Отношение трансферта на покрытие пенсионного дефицита (по трудовым пенсиям) к ВВП увеличится в этом случае с 3,1% в 2011 году до 5,7% в 2030 году. А ведь это не все деньги, направляемые из бюджета в ПФР, а лишь около 70% общей суммы. Остальная часть трансферта включает в себя пенсии военным, единую денежную выплату и некоторые другие.
Увеличивается доля трансферта на обеспечение сбалансированности пенсионной системы и в отношении ко всем расходам федерального бюджета. При коэффициенте замещения 40% она вырастет с 16% в 2010 году до 32% в 2030 году (см. график).
Поддержание среднего коэффициента замещения на уровне 40% непосильно для экономики в долгосрочной перспективе. Особенно если при этом не будут проведены болезненные в социальном отношении реформы пенсионной системы (повышение возраста, отмена льгот). Даже при сохранении ставки страховых взносов на нынешнем высоком уровне поддержание высокого коэффициента замещения станет препятствием для поддержания высоких или хотя бы приемлемых темпов экономического роста.
Поэтому заявление Путина о «стратегическом ориентире» в работе Пенсионного фонда ставит правительство и экспертов в сложное положение. Но хорошо вписывается в общий контекст предвыборных обещаний премьера, имеющих социальную направленность.
Например, недавно Путин на Всероссийском форуме медицинских работников пообещал, что доля расходов федерального бюджета на здравоохранение будет в ближайшее время увеличена с 3,9 до 5% ВВП. Президент, напротив, ратует за инновации, инвестиционный климат и облегчение налогового бремени. В этой сфере также возможны новые обещания и, соответственно, поручения правительству.
Одновременно со всеми этими обещаниями премьер Путин и Минфин планируют уже в этом году вернуться к практике накопления Резервного фонда. Все эти планы едва ли осуществимы одновременно. В общем, нужно как-то собраться и пережить грядущие президентские выборы. Это для экономики всегда непростое время.
***
Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ. «Московские новости», 11 мая 2005 года
Матрица достойной пенсии
Требуется новый социальный контракт для поколения XXI века
Пенсионная тема снова в центре внимание политиков и общественности. Российский бизнес призывает исполнительную и законодательную власть снизить страховой тариф в Пенсионный фонд России с 26 до 20%. Их требования поддерживает президент и обещает рассмотреть премьер. Против снижения тарифа выступают профсоюзы и Минздравсоцразвития.
За последние два десятилетия в России и в других экономически развитых странах доля наемных работников снизилась с 85% от экономически активного населения до 60% и менее. В ближайшие 10 лет она понизится еще на четверть и составит менее 50% данной группы граждан. Для пенсионного страхования это настоящее испытание, поскольку наемные работники с их постоянной и стабильной заработной платой выступают надежными субъектами финансового обеспечения пенсионеров, а когда их доля сокращается, то пенсионеров ждут не лучшие времена.
Второй пласт проблем связан с быстрыми темпами старения населения. Если еще 100 лет назад до пенсионного возраста доживали не более 10% людей, то сейчас и в России, и в других экономически развитых странах доживают не менее 60-80%. Более того, период получения пенсий также увеличился, и при этом существенно, по крайней мере, вдвое.
Таким образом, налицо объективно изменившиеся демографическая, экономическая и социальная ситуации, порождающие системные проблемы для существующих пенсионных институтов, которые с помощью простого увеличения или понижения страховых тарифов не решить. Требуется смена не только роли отдельных пенсионных институтов, но изменение их архитектуры, а также и самой матрицы социальных, экономических отношений в обществе по поводу пенсионного обеспечения.
Ключевыми моментами для понимания сущности социального контракта поколений является ряд критериев пенсионной системы, которые необходимо рассматривать в их взаимосвязи. Они служат оборотными сторонами одних и тех же демографических или экономических характеристик пенсионной системы, а поэтому особо выпукло раскрывают потенциал пенсионной системы при их сопоставлении друг с другом в триаде трех «парных показателей»:
- соотношения размеров пенсий по отношению к величине страхуемой заработной плате, или, как это соотношение называют, «коэффициент замещения»;
- соотношения периода предстоящей жизни после выхода на пенсию к продолжительности трудового (страхового) стажа;
- соотношения численности пенсионеров к работающим на тот или иной временной период, который принято называть пенсионной нагрузкой.
В советское время для получения приемлемой по размеру пенсии в размере 50% от заработной платы на протяжении средней продолжительности жизни пенсионера в 10 лет надо было трудиться примерно 34 года. Если оценить прежнюю и нынешнюю пенсионные системы с помощью страховых оценок, то страховая нагрузка советской пенсионной системы была достаточно умеренной - всего 15% от совокупной заработной платы.
За последние 40-50 лет ситуация кардинально изменилась по всему кругу ключевых показателей. Соотношение пенсии к заработной плате составляет около 40%; продолжительность среднего периода получения пенсии на конец 2010 года увеличилась практически в два раза - как для мужчин, так и для женщин - и составляет в настоящее время в среднем около 20 лет. В итоге пенсионная нагрузка на работающих увеличилась почти в два раза и составила 0,6. Третий «парный показатель» - соотношение численности пенсионеров к численности работающих - за этот период также возрос и составил в 2010 году величину 0,7. Более того, в ближайшие 25 лет это соотношение составит 1 к 1.
Как можно повысить потенциал пенсионной системы? Возможностей несколько. Самая простая - это увеличить размер страхового тарифа до величины не менее 28%. Однако при сохранении других условий зарабатывания и получения пенсий страховой тариф придется время от времени повышать.
Существуют ли альтернативы повышению страхового тарифа? Реально в их качестве могут выступать только два варианта: повышение фактического периода страховых платежей до 40 лет (в западных странах фактическая средняя величина составляет 43-45 лет) и/или уменьшения размера пенсии.
Другими словами: в пенсии, как в гордиевом узле, завязаны интересы субъектов трудовых отношений, государства и общества. Но лобовые «рыночные» попытки разрубить этот узел в течение последних 20 лет, как, например, введение накопительной пенсии или предложения по повышению пенсионного возраста, до сих пор терпят сокрушительное фиаско. Пенсионные накопления граждан девальвируются ежегодно на 4-5%, а большинство экспертов весьма скептически относятся к предложению повысить пенсионный возраст, поскольку данная мера не способна существенно улучшить ситуацию с финансированием пенсионной системы в ближайшие четверть века.
И все же при ухудшающейся демографической ситуации, в результате которой в ближайшие годы численность пенсионеров достигнет численности работающих, необходимость нового социального контракта поколений неизбежна. Важно на уровне структур гражданского общества прийти к разумному согласию по его новому алгоритму, закрепить его параметры законодательно и, что также важно, своевременно.
Валентин РОИК. «Независимая газета», 13 мая 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)