|
|
Готовы ли российские безработные
ехать за работой?
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
Лилия
КАРАЧУРИНА
|
Никита
МКРТЧЯН
|
|
Зарплатные и иные ожидания, или "такие варианты
не рассматриваем"
В 2008 г. средняя заработная плата в России составляла
17,3 тыс. рублей, в 2009 г., несмотря на кризис, ее номинальный
размер увеличился и составил 18,8 тыс. рублей37.
Данные опроса безработных и лиц, ищущих работу, содержали информацию
либо о текущей заработной плате, либо о заработной плате по последнему
месту работы. В 2008 г. ее размер составлял 9,6 тыс. рублей, в 2009
г. – 12,7 тыс. рублей38.
Более низкий размер заработных плат опрошенных в сравнении со среднероссийскими
данными, по-видимому, объясняется «плохим рабочим местом»: последнее
рабочее место часто характеризовалось опрошенными низкой заработной
платой, несвоевременностью ее выплаты – на это указывали 47% респондентов;
как уже говорилось выше, специфику имеет и сам контингент опрошенных.
Кроме того, возможно, опрошенные несколько занижали свою заработную
плату, не включали в нее часть переменной составляющей оплаты труда,
указывали чистые выплаты и т.п.
Опрос выявил поселенческие различия в заработных платах.
Размер заработной платы у опрошенных в региональном центре составлял
11,0 тыс. и 13,5 тыс. в 2008 и 2009 гг. соответственно, в сельских
районах - 8,4 тыс. и 10,7 тыс. соответственно. При этом в сельских
районах существенно больше людей, получавших вознаграждение на уровне
минимального (табл. 4, рис. 15).
Таблица 4. Распределение опрошенных по размеру заработной
платы по последнему (текущему) месту работы, %
Заработная плата, тыс. рублей
|
Все опрошенные
|
В т.ч.:
|
Столица региона
|
Город областного подчинения
|
сельский район
|
2008
|
2009
|
2008
|
2009
|
2008
|
2009
|
2008
|
2009
|
менее 5 тыс.
|
27,8
|
15,1
|
19,2
|
9,2
|
31,2
|
18,9
|
39,3
|
22,7
|
5,1-10,0 тыс.
|
40,2
|
40,3
|
41,4
|
39,7
|
39,4
|
39,7
|
39,3
|
42,4
|
10,1-15,0 тыс.
|
17,7
|
21,5
|
21,5
|
23,6
|
18,2
|
18,4
|
10,2
|
19,5
|
15,1-20,0 тыс.
|
8,2
|
10,7
|
10,3
|
12,8
|
6,7
|
9,2
|
6,3
|
8,0
|
20,1-25,0 тыс.
|
2,6
|
4,8
|
3,2
|
5,8
|
1,8
|
4,2
|
2,3
|
3,5
|
25,1 тыс. и более
|
3,5
|
7,7
|
4,4
|
8,8
|
2,7
|
9,5
|
2,6
|
4,0
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Рисунок 15. Распределение опрошенных по размеру заработной
платы по последнему (текущему) месту работы, 2008 и 2009 гг., %
Несмотря на то, что большинство опрошенных относились
к категории низкооплачиваемых работников (в 2008 г. 86% опрошенных
указали зарплату ниже средней по стране, в 2009 г. – 83%), безработные
и ЛИР согласились бы сменить место жительства в связи с работой
при условии, если за нее будут платить по-настоящему хорошо. Из
ответов респондентов на вопрос «Какой размер заработной платы
в другом городе (области) России должен быть Вам предложен, чтобы
Вы согласились переехать туда?» расчетный размер заработной
платы в 2008 г. составил в среднем 36,5 тыс. рублей в месяц, в 2009
г. – 39,7 тыс. рублей. Самые высокие зарплатные ожидания от переезда
характерны для безработных и ЛИР, проживающих в региональных столицах,
несколько менее требовательны – жители сельских районов (рис. 16).
Но даже для последних «ценовой вопрос» переезда превышает 30 тыс.
рублей в месяц.
Рисунок 16. Ожидаемая заработная плата при переезде
в другой город (регион) России, тыс. рублей в месяц
Таким образом, в среднем разница между заработной платой
на последнем (текущем) месте работы и ее ожидаемым размером при
переезде составляла в 2008 г. 3,8 раза, в 2009 г. – 3,1 раза.
Похожие результаты дал опрос экспертов. По их мнению,
для того, чтобы ЛИР и безработные согласились на переезд, в среднем
зарплата в месте переселения должна быть выше, чем предлагаемая
в их регионе, в 2008 г. в 4,4 раза, в 2009 г. – в 3,7 раза. Если
соотнести это с названными экспертами средними размерами предлагаемых
службами и центрами занятости зарплат, получится 35,9 тыс. и 34,4
тыс. соответственно.
Можно сомневаться в правомерности и реальности названных
размеров ожидаемой при переезде зарплаты, но очевидно одно: респонденты
готовы «ехать за работой» при условии очень существенного повышения
ожидаемого дохода. Если учесть, что переезд в другой город или регион
связан с необходимостью решать жилищную проблему, например, путем
аренды квартиры или комнаты, такое условие вполне оправдано. Кризис
не увеличил, а даже сократил долю готовых претендовать на низкооплачиваемую
работу в другом регионе или поселении (табл. 5).
Таблица 5. Распределение опрошенных по размеру ожидаемой
заработной платы при переезде в другой город (регион) России, %
Ожидаемая заработная плата, тыс. рублей
|
Все опрошенные
|
Столица региона
|
Город областного подчинения
|
Сельский район
|
2008
|
менее 10 тыс.
|
1,4
|
1,3
|
1,3
|
1,7
|
10-19 тыс.
|
15,4
|
10,0
|
18,5
|
22,2
|
20-29 тыс.
|
25,7
|
24,0
|
29,1
|
25,3
|
30-49 тыс.
|
32,5
|
33,5
|
31,3
|
31,8
|
50-99 тыс.
|
20,8
|
25,2
|
16,5
|
17,0
|
более 100 тыс.
|
4,2
|
5,9
|
3,3
|
1,9
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
2009
|
менее 10 тыс.
|
0,8
|
0,4
|
1,4
|
1,1
|
10-19 тыс.
|
10,8
|
8,5
|
10,9
|
16,4
|
20-29 тыс.
|
23,8
|
22,7
|
25,0
|
27,5
|
30-49 тыс.
|
36,3
|
36,1
|
42,0
|
34,9
|
50-99 тыс.
|
22,1
|
23,9
|
15,9
|
16,2
|
более 100 тыс.
|
6,1
|
8,5
|
4,7
|
4,0
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
При этом размер заработной платы, которую предлагают
соискателям службы занятости, несопоставим с этими ожиданиями. Анализ
вакансий, представленных на портале «Работа в России» в феврале
2009 г. (общее число вакансий – 733 тыс.) показывает, что 87,6%
всех вакансий предполагали зарплату в размере меньше 20 тыс. рублей
(рис. 17). Большинство вакансий со сравнительно высокой заработной
платой – это работа, предлагаемая в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском
и Ямало-Ненецком АО. Несмотря на то, что информация на портале обновляется,
принципиальных изменений в зарплатном измерении представленных на
нем вакансий в 2009 г. не отмечалось.
Рисунок 17. Заработная плата по предлагаемым вакансиям
на портале Роструда «Работа в России», тыс. рублей в месяц, февраль
2009 года
Источник: Портал «Работа в России» http://www.trudvsem.ru
Согласно ответам опрошенных экспертов в регионах, средняя
зарплата на местах, которые предлагаются ЛИР и безработным, составляла
в 2008 г. 8,1 тыс. рублей, в 2009 г. – 9,2 тыс. рублей. Преобладающий
размер предлагаемой зарплаты находится в интервале от 5 до 10 тыс.
рублей, при этом 23% экспертов в 2008 и 13% в 2009 гг. оценили ее
в менее чем 5 тыс. рублей (рис. 18).
Рисунок 18. Распределение ответов экспертов на вопрос
«Какова сейчас в Вашем регионе (городе) средняя зарплата на местах,
которые Вы предлагаете ЛИР и безработным?», %
Экспертов также в ходе опроса попросили привести отдельные
характеристики региональных банков вакансий, предлагаемых соискателям
работы (табл. 6). Видно, что значительную долю составляют рабочие
места с зарплатой на уровне прожиточного минимума, значительная
часть вакансий долгое время остается невостребованной. Три четверти
предлагаемых вакансий не требуют высокой квалификации, предлагают
рабочие специальности.
Таблица 6. Отдельные характеристики региональных банков
вакансий
|
2008
|
2009
|
вакансии с хорошей зарплатой (превышающей среднюю зарплату
по региону, городу), %
|
20,0
|
14,8
|
вакансии с низкой (на уровне прожиточного минимума) зарплатой,
%
|
39,9
|
44,2
|
вакансии с предоставлением жилья, %
|
5,5
|
3,8
|
долгое время (более 1 месяца) невостребованные вакансии,
%
|
39,5
|
34,0
|
вакансии, предлагающие рабочие специальности, %
|
76,7
|
72,4
|
вакансии по другим специальностям, %
|
23,3
|
27,6
|
Помимо работы и заработной платы, при переезде в другую
местность важным является обеспечение жильем, жилищное обустройство.
Во многих странах с высокой территориальной мобильностью населения
вопрос жилищного обустройства решается путем аренды, многие семьи
всю жизнь живут в арендуемом жилье, меняя его в зависимости от изменившихся
потребностей: изменения состава семьи, достатка, смены работы и
т.п. В России (СССР) люди десятилетиями были привязаны к жилью посредством
системы паспортизации и сопутствующей ей прописки. Эти ограничения
описаны подробно в работах историков и демографов в начале 1990-х
гг.39, в работах
отечественных исследователей миграции в более ранний период эта
проблема в силу объективных причин практически не исследовалась,
упоминались только административные ограничения оттока населения
из сельской местности и ограничение роста крупных городов40.
Смена экономической модели развития страны в начале
1990-х гг., либерализация многих сторон жизни, несомненно, повлияли
на возможность людей менять место жительства, однако немногие смогли
ими воспользоваться. Вместо прописки и административных ограничений
начали действовать новые: разница цен на жилье в поселениях разных
типов, высокая в сравнении с заработной платой цена аренды жилья,
более-менее приемлемого по потребительским качествам. В России не
сложились ни рынок аренды жилья, ни культура взаимоотношений арендатора
и арендодателя.
Достаточно быстро в результате бесплатной приватизации
большинство россиян стали владельцами жилья, которое, вместе с системой
социального обеспечения, является сильным тормозящим фактором смены
места жительства и работы. Для жителей нашей страны получение жилья
(во времена СССР) или его приобретение (в настоящее время) является
одним из наиболее значимых событий в жизни, для подавляющего большинства
– наиболее дорогостоящим имуществом, поэтому очень немногие готовы
с ним расстаться. Истории об аферах с покупкой/продажей жилья, мошенничестве
риэлторов и большой цене их услуг ограничивают возможности людей
в свободном распоряжении жильем. Неразвитость ипотечного кредитования
усугубляет эту проблему.
Неслучайно поэтому при обследовании миграционных намерений
безработных и ЛИР мы уделили отдельное внимание вопросу жилищного
обустройства. Большинство опрошенных увязывают возможность переезда
в другой город, регион с сохранением или улучшением жилищных условий,
временное решение жилищной проблемы (возможность проживания в общежитии,
служебном жилье) устраивает немногих. Установки у людей, имеющих
и не имеющих миграционные намерения, различаются, но не кардинальным
образом (табл. 7). Как видим, кризис не сказался на жилищных потребностях
опрошенных: только работа или облегченный вариант решения жилищной
проблемы (общежитие) привлекает сравнительно малую долю безработных
и ищущих работу.
Таблица 7. Желаемый вариант жилищного обустройства в
зависимости от готовности к трудовой миграции, %
Какое жилье в другом городе (области) России должно быть
у Вас на новом месте жительства, чтобы Вы согласились на переезд?
|
Хотели бы Вы поехать на временную или постоянную работу
в другую местность?
|
Всего
|
Да
|
Нет
|
Не знаю
|
2008
|
Никакое, мне нужна только высокооплачиваемая работа, а жилье
найду сам
|
14,7
|
6,1
|
9,1
|
8,6
|
Общежитие с небольшой (умеренной) платой
|
16,6
|
2,5
|
7,1
|
6,5
|
Служебное жилье (без возможности передачи в собственность)
|
17,0
|
3,4
|
10,1
|
7,9
|
Такое же жилье, как у меня здесь
|
21,5
|
22,7
|
28,1
|
24,0
|
Жилье лучше, чем у меня здесь
|
25,9
|
28,4
|
32,1
|
29,0
|
Никакие варианты меня не устраивают, так как хочу жить только
в этом месте
|
3,2
|
35,5
|
11,7
|
22,5
|
Другое
|
1,1
|
1,3
|
1,8
|
1,4
|
Все ответы
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
2009
|
Никакое, мне нужна только высокооплачиваемая работа, а жилье
найду сам
|
14,4
|
5,4
|
10,5
|
8,7
|
Общежитие с небольшой (умеренной) платой
|
12,8
|
1,2
|
6,3
|
5,0
|
Служебное жилье (без возможности передачи в собственность)
|
18,8
|
5,2
|
11,6
|
9,8
|
Такое же жилье, как у меня здесь
|
23,2
|
22,9
|
32,8
|
25,8
|
Жилье лучше, чем у меня здесь
|
26,1
|
25,4
|
23,7
|
25,0
|
Никакие варианты меня не устраивают, так как хочу жить только
в этом месте
|
4,4
|
38,9
|
13,4
|
24,7
|
Другое
|
0,2
|
0,9
|
1,6
|
1,0
|
Все отчеты
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Оценки экспертов относительно важности жилищного обустройства
при переезде следующие (рис. 19), они скорее ближе к мнению безработных
и ЛИР, готовых к переезду.
Рисунок 19. Распределение ответов экспертов на вопрос:
«Какие жилищные условия необходимо предлагать ЛИР и безработным
для того, чтобы они согласились на переезд?», %
Анализ вакансий, представленных на портале «Работа в
России» в феврале 2009 г. показал, что лишь 5,3 предлагаемых рабочих
мест содержали информацию о предоставляемом жилье (рис. 20), т.е.
примерно столько, сколько получалось по ответам экспертов (4,8%
в среднем по опросам 2008 и 2009 гг.). С учетом того, что размер
заработной платы по подавляющему числу предлагаемых рабочих мест
невелик и не позволяет решать вопрос аренды жилья, следовательно,
эти вакансии не могут представлять интереса для мигрантов.
Рисунок 20. Наличие вакансий с предоставлением жилья
на портале Роструда «Работа в России», февраль 2009 г., %
Источник: Портал «Работа в России» http://www.trudvsem.ru
Уже много лет управленцев и политиков волнует вопрос
необходимости организации переселения в Сибирь и на Дальний Восток.
В этой связи при опросе безработных и ЛИР (естественных кандидатов
на переселение в восточные регионы страны) был задан вопрос о том,
готовы ли респонденты переехать в эти регионы, если государство
им окажет в этом поддержку. Среди жителей округов Европейской части,
включая Уральский округ, в 2008 г. желающих было 3,5%, в 2009 г.
– 5,2%, еще 20,1% и 21,6% соответственно готовы были бы рассматривать
такую возможность в зависимости от того, какая поддержка со стороны
государства им будет оказана. Подавляющее большинство опрошенных
такую возможность не рассматривали.
Жителей Сибирского и Дальневосточного округов спрашивали
о намерениях переселиться в регионы Европейской части страны. Собирались
это сделать 4,6% опрошенных в 2008 г. и 5,0% опрошенных в 2009 г.,
23,2% и 17,9% соответственно – пока не решили.
Как видно, доля безработных и ЛИР, однозначно готовых
при содействии государства переехать в регионы Сибири и Дальнего
Востока примерно равна доле жителей востока страны, имеющих намерение
перебраться в регионы Европейской части. Успешность более массового
ответа на управленческие воздействия зависит от того, какую поддержку
переселению государство готово оказать. Мерой такой поддержки является
возможность получения хороших заработков. В 2008 г. средний размер
заработной платы, который опрошенные определяли в качестве привлекательного
для переселения, составлял 65 тыс. рублей в месяц (в 6,6 раза больше,
чем их последняя зарплата), а в 2009 г. – 68 тыс. рублей в месяц
(в 5,4 раза больше). При этом размер привлекательной заработной
платы несильно различался у жителей региональных столиц, городов
областного подчинения и сельских районов.
Жители Сибири и Дальнего Востока считали, что для сдерживания
выезда населения в западном направлении размер заработной платы
в их регионе должен превышать средний по стране более чем в 4 раза.
В качестве наиболее действенных мер государственного
содействия переселению в восточные регионы страны (для жителей этих
регионов – «удержания» населения) в 2008 г. 77,9% опрошенных называли
«установление высокой заработной платы», 63,5% - предоставление
хорошего жилья. В 2009 г. соответствующие ответы выбрали 78,8% и
61,7% респондентов. Предоставление льготных кредитов, выделение
земельных участков и даже содействие в переезде, выплата больших
«подъемных» опрошенные считают малоэффективными.
Таким образом, результаты опроса показывают, что помимо
невысокой в целом потенциальной мобильности безработных и ЛИР, возможности
ее экономического стимулирования невелики. Для подавляющего большинства
респондентов значимым стимулом к миграции в другие регионы является
очень существенное повышение заработной платы с одновременным получением
содействия в жилищном обустройстве на новом месте жительства.
Важно и то, что даже в условиях кризиса, обострившейся
ситуации на рынке труда безработные и ЛИР не снизили требований
(притязаний) к возможности хороших заработков, продолжают ждать
содействия в жилищном обустройстве.
37 Социально-экономическое
положение России, январь-декабрь 2009 г. М.: Росстат России, 2010.
38 Учитывая инфляцию,
мы рассчитывали либо текущую зарплату, либо зарплату тех, кто оставил
работу не ранее чем за 2 года до проведения опроса.
39 Попов В. Паспортная
система советского крепостничества / Новый мир, №6 1996, с. 194;
Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения М.: «ТЭИС», 2004, с.
87-91.
40 Дмитриев А.В.,
Межевич М.Н. Социалистическая урбанизация и ограничение роста крупнейших
городов / Социологические исследования №11 1981, с. 15-16
|