Rambler's Top100

№ 445 - 446
29 ноября - 12 декабря 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Готовы ли российские безработные ехать за работой?

Внутренняя миграция и рынок труда

Рынок труда: до кризиса и в кризис

Распространенность работы на выезде

Где и как ищут работу

От чего зависит готовность к миграции?

Три дороги потенциальной миграции

Зарплатные и иные ожидания, или «такие варианты не рассматриваем»

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Луи-Адольф Тесье. Безработица. Louis-Adolphe Tessier. Le Chomage (1886)

Готовы ли российские безработные ехать за работой?

Над темой номера работали

Михаил ДЕНИСЕНКО Лилия КАРАЧУРИНА Никита МКРТЧЯН

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Лилия
КАРАЧУРИНА

Никита
МКРТЧЯН

Зарплатные и иные ожидания, или "такие варианты не рассматриваем"

В 2008 г. средняя заработная плата в России составляла 17,3 тыс. рублей, в 2009 г., несмотря на кризис, ее номинальный размер увеличился и составил 18,8 тыс. рублей37. Данные опроса безработных и лиц, ищущих работу, содержали информацию либо о текущей заработной плате, либо о заработной плате по последнему месту работы. В 2008 г. ее размер составлял 9,6 тыс. рублей, в 2009 г. – 12,7 тыс. рублей38. Более низкий размер заработных плат опрошенных в сравнении со среднероссийскими данными, по-видимому, объясняется «плохим рабочим местом»: последнее рабочее место часто характеризовалось опрошенными низкой заработной платой, несвоевременностью ее выплаты – на это указывали 47% респондентов; как уже говорилось выше, специфику имеет и сам контингент опрошенных. Кроме того, возможно, опрошенные несколько занижали свою заработную плату, не включали в нее часть переменной составляющей оплаты труда, указывали чистые выплаты и т.п.

Опрос выявил поселенческие различия в заработных платах. Размер заработной платы у опрошенных в региональном центре составлял 11,0 тыс. и 13,5 тыс. в 2008 и 2009 гг. соответственно, в сельских районах - 8,4 тыс. и 10,7 тыс. соответственно. При этом в сельских районах существенно больше людей, получавших вознаграждение на уровне минимального (табл. 4, рис. 15).

Таблица 4. Распределение опрошенных по размеру заработной платы по последнему (текущему) месту работы, %

Заработная плата, тыс. рублей

Все опрошенные

В т.ч.:

Столица региона

Город областного подчинения

сельский район

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

менее 5 тыс.

27,8

15,1

19,2

9,2

31,2

18,9

39,3

22,7

5,1-10,0 тыс.

40,2

40,3

41,4

39,7

39,4

39,7

39,3

42,4

10,1-15,0 тыс.

17,7

21,5

21,5

23,6

18,2

18,4

10,2

19,5

15,1-20,0 тыс.

8,2

10,7

10,3

12,8

6,7

9,2

6,3

8,0

20,1-25,0 тыс.

2,6

4,8

3,2

5,8

1,8

4,2

2,3

3,5

25,1 тыс. и более

3,5

7,7

4,4

8,8

2,7

9,5

2,6

4,0

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Рисунок 15. Распределение опрошенных по размеру заработной платы по последнему (текущему) месту работы, 2008 и 2009 гг., %

Несмотря на то, что большинство опрошенных относились к категории низкооплачиваемых работников (в 2008 г. 86% опрошенных указали зарплату ниже средней по стране, в 2009 г. – 83%), безработные и ЛИР согласились бы сменить место жительства в связи с работой при условии, если за нее будут платить по-настоящему хорошо. Из ответов респондентов на вопрос «Какой размер заработной платы в другом городе (области) России должен быть Вам предложен, чтобы Вы согласились переехать туда?» расчетный размер заработной платы в 2008 г. составил в среднем 36,5 тыс. рублей в месяц, в 2009 г. – 39,7 тыс. рублей. Самые высокие зарплатные ожидания от переезда характерны для безработных и ЛИР, проживающих в региональных столицах, несколько менее требовательны – жители сельских районов (рис. 16). Но даже для последних «ценовой вопрос» переезда превышает 30 тыс. рублей в месяц.

Рисунок 16. Ожидаемая заработная плата при переезде в другой город (регион) России, тыс. рублей в месяц

Таким образом, в среднем разница между заработной платой на последнем (текущем) месте работы и ее ожидаемым размером при переезде составляла в 2008 г. 3,8 раза, в 2009 г. – 3,1 раза.

Похожие результаты дал опрос экспертов. По их мнению, для того, чтобы ЛИР и безработные согласились на переезд, в среднем зарплата в месте переселения должна быть выше, чем предлагаемая в их регионе, в 2008 г. в 4,4 раза, в 2009 г. – в 3,7 раза. Если соотнести это с названными экспертами средними размерами предлагаемых службами и центрами занятости зарплат, получится 35,9 тыс. и 34,4 тыс. соответственно.

Можно сомневаться в правомерности и реальности названных размеров ожидаемой при переезде зарплаты, но очевидно одно: респонденты готовы «ехать за работой» при условии очень существенного повышения ожидаемого дохода. Если учесть, что переезд в другой город или регион связан с необходимостью решать жилищную проблему, например, путем аренды квартиры или комнаты, такое условие вполне оправдано. Кризис не увеличил, а даже сократил долю готовых претендовать на низкооплачиваемую работу в другом регионе или поселении (табл. 5).

Таблица 5. Распределение опрошенных по размеру ожидаемой заработной платы при переезде в другой город (регион) России, %

Ожидаемая заработная плата, тыс. рублей

Все опрошенные

Столица региона

Город областного подчинения

Сельский район

2008

менее 10 тыс.

1,4

1,3

1,3

1,7

10-19 тыс.

15,4

10,0

18,5

22,2

20-29 тыс.

25,7

24,0

29,1

25,3

30-49 тыс.

32,5

33,5

31,3

31,8

50-99 тыс.

20,8

25,2

16,5

17,0

более 100 тыс.

4,2

5,9

3,3

1,9

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

2009

менее 10 тыс.

0,8

0,4

1,4

1,1

10-19 тыс.

10,8

8,5

10,9

16,4

20-29 тыс.

23,8

22,7

25,0

27,5

30-49 тыс.

36,3

36,1

42,0

34,9

50-99 тыс.

22,1

23,9

15,9

16,2

более 100 тыс.

6,1

8,5

4,7

4,0

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

При этом размер заработной платы, которую предлагают соискателям службы занятости, несопоставим с этими ожиданиями. Анализ вакансий, представленных на портале «Работа в России» в феврале 2009 г. (общее число вакансий – 733 тыс.) показывает, что 87,6% всех вакансий предполагали зарплату в размере меньше 20 тыс. рублей (рис. 17). Большинство вакансий со сравнительно высокой заработной платой – это работа, предлагаемая в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. Несмотря на то, что информация на портале обновляется, принципиальных изменений в зарплатном измерении представленных на нем вакансий в 2009 г. не отмечалось.

Рисунок 17. Заработная плата по предлагаемым вакансиям на портале Роструда «Работа в России», тыс. рублей в месяц, февраль 2009 года

Источник: Портал «Работа в России» http://www.trudvsem.ru

Согласно ответам опрошенных экспертов в регионах, средняя зарплата на местах, которые предлагаются ЛИР и безработным, составляла в 2008 г. 8,1 тыс. рублей, в 2009 г. – 9,2 тыс. рублей. Преобладающий размер предлагаемой зарплаты находится в интервале от 5 до 10 тыс. рублей, при этом 23% экспертов в 2008 и 13% в 2009 гг. оценили ее в менее чем 5 тыс. рублей (рис. 18).

Рисунок 18. Распределение ответов экспертов на вопрос «Какова сейчас в Вашем регионе (городе) средняя зарплата на местах, которые Вы предлагаете ЛИР и безработным?», %

Экспертов также в ходе опроса попросили привести отдельные характеристики региональных банков вакансий, предлагаемых соискателям работы (табл. 6). Видно, что значительную долю составляют рабочие места с зарплатой на уровне прожиточного минимума, значительная часть вакансий долгое время остается невостребованной. Три четверти предлагаемых вакансий не требуют высокой квалификации, предлагают рабочие специальности.

Таблица 6. Отдельные характеристики региональных банков вакансий

 

2008

2009

вакансии с хорошей зарплатой (превышающей среднюю зарплату по региону, городу), %

20,0

14,8

вакансии с низкой (на уровне прожиточного минимума) зарплатой, %

39,9

44,2

вакансии с предоставлением жилья, %

5,5

3,8

долгое время (более 1 месяца) невостребованные вакансии, %

39,5

34,0

вакансии, предлагающие рабочие специальности, %

76,7

72,4

вакансии по другим специальностям, %

23,3

27,6

Помимо работы и заработной платы, при переезде в другую местность важным является обеспечение жильем, жилищное обустройство. Во многих странах с высокой территориальной мобильностью населения вопрос жилищного обустройства решается путем аренды, многие семьи всю жизнь живут в арендуемом жилье, меняя его в зависимости от изменившихся потребностей: изменения состава семьи, достатка, смены работы и т.п. В России (СССР) люди десятилетиями были привязаны к жилью посредством системы паспортизации и сопутствующей ей прописки. Эти ограничения описаны подробно в работах историков и демографов в начале 1990-х гг.39, в работах отечественных исследователей миграции в более ранний период эта проблема в силу объективных причин практически не исследовалась, упоминались только административные ограничения оттока населения из сельской местности и ограничение роста крупных городов40.

Смена экономической модели развития страны в начале 1990-х гг., либерализация многих сторон жизни, несомненно, повлияли на возможность людей менять место жительства, однако немногие смогли ими воспользоваться. Вместо прописки и административных ограничений начали действовать новые: разница цен на жилье в поселениях разных типов, высокая в сравнении с заработной платой цена аренды жилья, более-менее приемлемого по потребительским качествам. В России не сложились ни рынок аренды жилья, ни культура взаимоотношений арендатора и арендодателя.

Достаточно быстро в результате бесплатной приватизации большинство россиян стали владельцами жилья, которое, вместе с системой социального обеспечения, является сильным тормозящим фактором смены места жительства и работы. Для жителей нашей страны получение жилья (во времена СССР) или его приобретение (в настоящее время) является одним из наиболее значимых событий в жизни, для подавляющего большинства – наиболее дорогостоящим имуществом, поэтому очень немногие готовы с ним расстаться. Истории об аферах с покупкой/продажей жилья, мошенничестве риэлторов и большой цене их услуг ограничивают возможности людей в свободном распоряжении жильем. Неразвитость ипотечного кредитования усугубляет эту проблему.

Неслучайно поэтому при обследовании миграционных намерений безработных и ЛИР мы уделили отдельное внимание вопросу жилищного обустройства. Большинство опрошенных увязывают возможность переезда в другой город, регион с сохранением или улучшением жилищных условий, временное решение жилищной проблемы (возможность проживания в общежитии, служебном жилье) устраивает немногих. Установки у людей, имеющих и не имеющих миграционные намерения, различаются, но не кардинальным образом (табл. 7). Как видим, кризис не сказался на жилищных потребностях опрошенных: только работа или облегченный вариант решения жилищной проблемы (общежитие) привлекает сравнительно малую долю безработных и ищущих работу.

Таблица 7. Желаемый вариант жилищного обустройства в зависимости от готовности к трудовой миграции, %

Какое жилье в другом городе (области) России должно быть у Вас на новом месте жительства, чтобы Вы согласились на переезд?

Хотели бы Вы поехать на временную или постоянную работу в другую местность?

Всего

Да

Нет

Не знаю

2008

Никакое, мне нужна только высокооплачиваемая работа, а жилье найду сам

14,7

6,1

9,1

8,6

Общежитие с небольшой (умеренной) платой

16,6

2,5

7,1

6,5

Служебное жилье (без возможности передачи в собственность)

17,0

3,4

10,1

7,9

Такое же жилье, как у меня здесь

21,5

22,7

28,1

24,0

Жилье лучше, чем у меня здесь

25,9

28,4

32,1

29,0

Никакие варианты меня не устраивают, так как хочу жить только в этом месте

3,2

35,5

11,7

22,5

Другое

1,1

1,3

1,8

1,4

Все ответы

100,0

100,0

100,0

100,0

2009

Никакое, мне нужна только высокооплачиваемая работа, а жилье найду сам

14,4

5,4

10,5

8,7

Общежитие с небольшой (умеренной) платой

12,8

1,2

6,3

5,0

Служебное жилье (без возможности передачи в собственность)

18,8

5,2

11,6

9,8

Такое же жилье, как у меня здесь

23,2

22,9

32,8

25,8

Жилье лучше, чем у меня здесь

26,1

25,4

23,7

25,0

Никакие варианты меня не устраивают, так как хочу жить только в этом месте

4,4

38,9

13,4

24,7

Другое

0,2

0,9

1,6

1,0

Все отчеты

100,0

100,0

100,0

100,0

Оценки экспертов относительно важности жилищного обустройства при переезде следующие (рис. 19), они скорее ближе к мнению безработных и ЛИР, готовых к переезду.

Рисунок 19. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Какие жилищные условия необходимо предлагать ЛИР и безработным для того, чтобы они согласились на переезд?», %

Анализ вакансий, представленных на портале «Работа в России» в феврале 2009 г. показал, что лишь 5,3 предлагаемых рабочих мест содержали информацию о предоставляемом жилье (рис. 20), т.е. примерно столько, сколько получалось по ответам экспертов (4,8% в среднем по опросам 2008 и 2009 гг.). С учетом того, что размер заработной платы по подавляющему числу предлагаемых рабочих мест невелик и не позволяет решать вопрос аренды жилья, следовательно, эти вакансии не могут представлять интереса для мигрантов.

Рисунок 20. Наличие вакансий с предоставлением жилья на портале Роструда «Работа в России», февраль 2009 г., %

Источник: Портал «Работа в России» http://www.trudvsem.ru

Уже много лет управленцев и политиков волнует вопрос необходимости организации переселения в Сибирь и на Дальний Восток. В этой связи при опросе безработных и ЛИР (естественных кандидатов на переселение в восточные регионы страны) был задан вопрос о том, готовы ли респонденты переехать в эти регионы, если государство им окажет в этом поддержку. Среди жителей округов Европейской части, включая Уральский округ, в 2008 г. желающих было 3,5%, в 2009 г. – 5,2%, еще 20,1% и 21,6% соответственно готовы были бы рассматривать такую возможность в зависимости от того, какая поддержка со стороны государства им будет оказана. Подавляющее большинство опрошенных такую возможность не рассматривали.

Жителей Сибирского и Дальневосточного округов спрашивали о намерениях переселиться в регионы Европейской части страны. Собирались это сделать 4,6% опрошенных в 2008 г. и 5,0% опрошенных в 2009 г., 23,2% и 17,9% соответственно – пока не решили.

Как видно, доля безработных и ЛИР, однозначно готовых при содействии государства переехать в регионы Сибири и Дальнего Востока примерно равна доле жителей востока страны, имеющих намерение перебраться в регионы Европейской части. Успешность более массового ответа на управленческие воздействия зависит от того, какую поддержку переселению государство готово оказать. Мерой такой поддержки является возможность получения хороших заработков. В 2008 г. средний размер заработной платы, который опрошенные определяли в качестве привлекательного для переселения, составлял 65 тыс. рублей в месяц (в 6,6 раза больше, чем их последняя зарплата), а в 2009 г. – 68 тыс. рублей в месяц (в 5,4 раза больше). При этом размер привлекательной заработной платы несильно различался у жителей региональных столиц, городов областного подчинения и сельских районов.

Жители Сибири и Дальнего Востока считали, что для сдерживания выезда населения в западном направлении размер заработной платы в их регионе должен превышать средний по стране более чем в 4 раза.

В качестве наиболее действенных мер государственного содействия переселению в восточные регионы страны (для жителей этих регионов – «удержания» населения) в 2008 г. 77,9% опрошенных называли «установление высокой заработной платы», 63,5% - предоставление хорошего жилья. В 2009 г. соответствующие ответы выбрали 78,8% и 61,7% респондентов. Предоставление льготных кредитов, выделение земельных участков и даже содействие в переезде, выплата больших «подъемных» опрошенные считают малоэффективными.

Таким образом, результаты опроса показывают, что помимо невысокой в целом потенциальной мобильности безработных и ЛИР, возможности ее экономического стимулирования невелики. Для подавляющего большинства респондентов значимым стимулом к миграции в другие регионы является очень существенное повышение заработной платы с одновременным получением содействия в жилищном обустройстве на новом месте жительства.

Важно и то, что даже в условиях кризиса, обострившейся ситуации на рынке труда безработные и ЛИР не снизили требований (притязаний) к возможности хороших заработков, продолжают ждать содействия в жилищном обустройстве.


37 Социально-экономическое положение России, январь-декабрь 2009 г. М.: Росстат России, 2010.
38 Учитывая инфляцию, мы рассчитывали либо текущую зарплату, либо зарплату тех, кто оставил работу не ранее чем за 2 года до проведения опроса.
39 Попов В. Паспортная система советского крепостничества / Новый мир, №6 1996, с. 194; Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения М.: «ТЭИС», 2004, с. 87-91.
40 Дмитриев А.В., Межевич М.Н. Социалистическая урбанизация и ограничение роста крупнейших городов / Социологические исследования №11 1981, с. 15-16

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.