|
| Готовы ли российские безработные ехать за работой?
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО1
|
Лилия
КАРАЧУРИНА2
|
Никита
МКРТЧЯН3
|
|
Внутренняя миграция и рынок труда
Миграция населения - как международная, так и внутренняя,
тесно связана с рынком труда. Сейчас всеобщее внимание приковано
к международной миграции: кризис обострил интерес к таким вопросам,
как конкуренция иностранных работников с россиянами за рабочие места,
влияние миграции на заработную плату, мигрантские трансферты. В
России существует структурная безработица, а также региональный
дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Естественно напрашивающийся
путь решения данной проблемы – активизация перетока работников из
регионов и городов с избыточной рабочей силой туда, где ее не хватает.
В развитых странах миграция является одним из важных
регуляторов региональных и локальных рынков труда. Причем, значимость
миграции, особенно ее межрегиональной составляющей, особенно высока
в странах с большой территорией. Так, в США по данным текущего обследования
населения в 2008/2009 гг. 21 человек из каждой 1000 переселились
между графствами в пределах одного штата и 19 человек из 1000 -
между штатами.4 В
Австралии за тот же период в межрегиональную миграцию было вовлечено
17 человек из тысячи, в Канаде – 9,5. Для сравнения отметим, что
в России в 2008 году интенсивность переселений из одних административно-территориальных
образований в другие в пределах области составляла 7,5 на 1000,
а межрегиональных перемещений – 6 человек из 1000. В странах с меньшей
территорией высокий уровень межрегиональной миграции отмечен в Японии
(между префектурами), Великобритании (между 19 укрупненными регионами),
Норвегии (19 губерний) и Швеции (между 21 регионом) – почти 20 перемещений
на 1000 человек населения. При этом уровень внутрирегиональной миграции
был соизмерим с частотой межрегиональных перемещений: так, в Японии
в 2008 году внутри префектур из каждой тысячи жителей сменили место
жительства 23 человек, в Норвегии – 22 человека. В миграциях между
землями Германии участвует 13-14 жителей страны из 1000. В 2005-2008
гг. сопоставимой по величине с российским уровнем (от 5 до
10 мигрантов на 1000 населения) интенсивность межрегиональных миграций
была в Испании, Чехии, Италии. В Польше, Греции и Словакии интенсивность
межрегиональных перемещений была ниже.
В тоже время следует помнить о распространенности маятниковых
перемещений и их важной роли в формировании рынков труда в развитых
странах. Так, по данным переписи населения 2007 года во Франции
почти у 65% населения страны в возрасте старше 15 лет муниципальные
образования места проживания и места работы отличались. Более 17%
французов на работу отправляются в другие департаменты страны. В
Японии за пределами муниципалитетов проживания работает и учится
почти половина японцев (48%), из которых четверть совершает свои
маятниковые перемещения в другие префектуры.
Если говорить о межрегиональной подвижности безработных,
то однозначного ответа на вопрос «У кого миграционная подвижность
выше – у безработных или занятых?» международные статистические
сопоставления не дают. Так, по данным текущих обследований населения
уровень межштатовой миграционной активности безработных в США выше,
чем занятых. В 2008/2009 году они соотносились как 40 против 17
перемещений на 1000 лиц соответствующей группы. Но данные стран
Западной Европы и Канады показывают низкую миграционную подвижность
у безработных. Причину этого видят в относительно высоких издержках
перемещения и поиска работы в другом при отсутствии источников заработка,
низкой квалификации большинства безработных, щедрой политике социального
обеспечения, в частности высоких пособиях по безработице5.
Вообще о едином национальном рынке труда в развитых странах можно
говорить применительно к работникам высокой квалификации и обладателям
дипломов о высшем образовании. Возможности трудоустройства для работников
низкой квалификации, как правило, ограничиваются местным рынком
труда. Так, в США из тех, кто имеет степень магистра или доктора,
ежегодно около 3% переселяются в другие штаты. У лиц в возрасте
старше 24 лет, имеющих среднее полное и неполное образование, уровень
межштатовой подвижности в 2 раза ниже.
Согласно официальной статистике, масштабы внутренней
миграции в России с начала 1990-х гг. сократились почти в 2,5 раза.
Однако те данные, которые разрабатывает и публикует Росстат, учитывают
только ту миграцию, которая сопровождается сменой постоянного места
жительства и получением соответствующей регистрации. Мимо учета
ежегодно проходят миллионы людей, которые меняют место жительства
и получают регистрацию по месту пребывания, или не получают таковой
(для россиян ее отсутствие не является большой проблемой). Временные
мигранты в 1990-х занимались в основном челночеством и мелкой торговлей,
позднее - чем угодно, способным принести доход в несколько раз больший,
чем работа в «лежачем» колхозе или на градообразующем предприятии
в небольшом городке. По оценкам ЦМИ (руководитель - Ж.А. Зайончковская),
в 2001 г. масштабы временной трудовой миграции составляли 3 млн.
человек, что сопоставимо с трудовой миграцией в Россию из стран
СНГ. Существуют и более высокие оценки, но точных масштабов не знает
никто.
В «тучные» годы о проблемах внутренней миграции вспоминали
мало. По словам одного из руководителей территориального органа
занятости, «внутренняя миграция – она идет сама…»6
С началом кризиса возникла идея, что внутренняя миграция – лучший
способ борьбы с безработицей. Проблемы с занятостью, особенно острые
в моногородах, приведут к массовому выезду безработных в другие
города и регионы. Появились проекты по переселению, в т.ч. людей,
потерявших работу в связи с тяжелой ситуацией на АвтоВАЗе в 700-тысячном
городе Тольятти в город Тихвин Ленинградской области7.
Идею содействия миграции незанятых жителей республик недавно созданного
Северо-Кавказского федерального округа озвучивал его полпред А.Г.
Хлопонин8, она вошла
в недавно одобренную стратегию развития Северо-Кавказского федерального
округа (СКФО) до 2025 года9.
Рострудом в рамках реализации региональных программ, направленных
на снижение напряженности на рынке труда, оказывалась адресная поддержка
гражданам, включая организацию их переезда в другую местность (в
2009 г. - 13,4 тыс. человек).
Но действительно ли люди готовы ехать за работой, и
если да, то может ли государство содействовать их мобильности?
В 2008 году, совсем незадолго до того, как в России
с высоких трибун заговорили о кризисе, по заказу Роструда и при
содействии территориальных служб занятости Институтом международных
исследований семьи был проведен опрос безработных и лиц, ищущих
работу, а также экспертов – руководящих работников территориальных
органов по труду и занятости10.
Опрос призван был выявить потенциал пространственной мобильности
людей, ориентированных на поиск работы при содействии государства,
их готовность искать работу в других регионах, а также определить
меры государственного содействия. В 2009 году, когда кризис на рынке
труда уже заявил о себе со всей серьезностью, был проведен второй
раунд опроса.
В ходе обследования было опрошено в октябре 2008 года
2525, в декабре 2009 года – 2747 безработных и лиц, ищущих работу
(ЛИР), обращающихся в центры занятости. В опросе участвовали все
регионы России, выборка была организована таким образом, что в каждом
субъекте Федерации половина респондентов опрашивались в областном
(краевом, республиканском) центре, 25% - в одном городе областного
подчинения, 25% - в одном из сельских районов.
В каждом из регионов проводился и экспертный опрос,
в соответствии с методикой опроса, в качестве экспертов (по 3-4
от региона) выступали: 1) Руководители службы занятости региона
(его заместители), руководитель отдела, в чью компетенцию входит
реализация политики в области внутренней миграции населения и вопросы
организации переселения граждан в другую местность; 2) Руководители
отделов (департаментов) по труду и занятости администраций субъектов
Российской Федерации; 3) Руководители районных (городских) органов
службы занятости (Центров занятости), в чью компетенцию входит реализация
политики в области внутренней миграции населения и вопросы организации
переселения граждан в другую местность; 4) Специалисты соответствующих
структур, обладающие достаточной степенью компетенции в данных вопросах.
Общее число опрошенных составило 235 в 2008 г. и 192 в 2009 г.
Краткая характеристика опрошенных. Основная масса
респондентов – 77,3% на момент опроса не работали, 22,7% имели работу.
11,4% опрошенных не имели трудового стажа, пытались впервые приступить
к работу; 23,6% имели стаж менее 10 лет, 36,5% - от 10 до 20 и 28,5%
- более 20 лет. Большинство опрошенных – 66% надеялись устроиться
на работу в ближайшее время, 28% не были уверены в скором решении
данного вопроса, 5% сообщили, что работа уже найдена, но пока нет
возможности к ней приступить.
Среди опрошенных было 47% мужчин и 53% женщин. 38,7%
опрошенных были в возрасте 16-29 лет, 60,9% - 30 лет и старше, людей
в возрасте старше трудоспособного среди респондентов было 0,4%.
Средний размер домохозяйства опрошенных составил 3,3 человека, что
несколько больше, чем в среднем по России по данным Переписи населения
2002 года (2,7 человека) – это объясняется незначительным количеством
лиц пожилого возраста, чаше всего живущих в домохозяйствах из 1-2
человек.
Образовательный уровень опрошенных соответствовал общероссийскому.
Высшее образование имели 23,9% опрошенных (по данным переписи 2002
г. среди населения в трудоспособном возрасте – 17,4%), незаконченное
высшее – 2,8% (3,9%), среднее и начальное профессиональное – 42%
(45%), среднее общее полное – 23%, основное среднее – 7%, 1,1% -
начальное и не имели образования.
Большинство респондентов - более 60% - в оба раунда
опроса определяли материальное положение как среднее, менее 30%
- как плохое, 5% - как хорошее и 3% - как очень плохое. Кризис сказался
на самоопределении положения несильно, в 2009 г. доля ответивших,
что материальное положение их семей за последние 2 года ухудшилось,
составила 52% против 37% годом ранее, с 15% до 10% уменьшилась доля
семей, улучшивших материальное положение за это время. Учитывая,
что большинство респондентов в это время лишились работы, это достаточно
неплохо.
Для не имеющих работу самая распространенная причина
увольнения с последнего места работы – увольнение по собственному
желанию, на эту причину указали 41% опрошенных в 2008 и 48% в 2009
г. По причине увольнения в связи с сокращением штатов оставили последнее
место работы 28,5% и 27% соответственно, окончание временной, сезонной
работы, срочного контракта – 11,5% и 9,6% соответственно.
1 Денисенко Михаил
Борисович – к.э.н., заведующий кафедры демографии ГУ ВШЭ
2 Карачурина Лилия
Борисовна – к.г.н., доцент кафедры демографии ГУ ВШЭ
3 Мкртчян Никита Владимирович
– к.г.н., ведущий научный сотрудник Центра демографии Института
демографии ГУ ВШЭ
4 Оценки по странам
мира выполнены по данным национальных статистических служб. При
их сопоставлении следует учитывать, что методы получения этих данных
и статистические определения мигрантов могут различаться.
5 См., например, Gregg
P., Machin S. and A. Manning Mobility and Joblessness. National
Bureau for Economic Research. Working paper. London, 2001; Kupiszewski
M., Schuler M. and others International Migration and Population
Dynamics in Europe: Switzerland Case Study. Working Paper 00/02
OECD, 2000; Day K.M., Winer S. Policy-induced Migration in Canada:
an Empirical Study. HRSDC, 2001
6 Зайончковская Ж.А.,
Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция: правовая практика. М.: ЦМИ, 2007.
с. 67
7 Чеченина Е. Как
переехать в Тихвин из Тольятти / Комсомольская правда, 24 февраля
2010 года.
8 Холмогорова В.,
Цветкова М., Стеркин Ф. На Кавказе не работается / Ведомости, 1
марта 2010 года.
9 Чтобы решить проблему
безработицы на Северном Кавказе, жителей региона будут расселять
по всей России / Полит.ру, 15 сентября 2010 года.
10 Использованы
материалы отчета «», выполненного по заказу Роструда в 2008 г. Авторы
выражают благодарность руководителю Роструда Ю.В. Герцию, заместителю
руководителя Роструда А.В. Вовченко, советнику руководителя И.А.
Малахе за неоценимое содействие в проведении работы, ее методическую
и организационную поддержку.
|