Rambler's Top100

№ 445 - 446
29 ноября - 12 декабря 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Готовы ли российские безработные ехать за работой?

Внутренняя миграция и рынок труда

Рынок труда: до кризиса и в кризис

Распространенность работы на выезде

Где и как ищут работу

От чего зависит готовность к миграции?

Три дороги потенциальной миграции

Зарплатные и иные ожидания, или «такие варианты не рассматриваем»

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Луи-Адольф Тесье. Безработица. Louis-Adolphe Tessier. Le Chomage (1886)

Готовы ли российские безработные ехать за работой?

Над темой номера работали

Михаил ДЕНИСЕНКО Лилия КАРАЧУРИНА Никита МКРТЧЯН

Михаил
ДЕНИСЕНКО1

Лилия
КАРАЧУРИНА2

Никита
МКРТЧЯН3

Внутренняя миграция и рынок труда

Миграция населения - как международная, так и внутренняя, тесно связана с рынком труда. Сейчас всеобщее внимание приковано к международной миграции: кризис обострил интерес к таким вопросам, как конкуренция иностранных работников с россиянами за рабочие места, влияние миграции на заработную плату, мигрантские трансферты. В России существует структурная безработица, а также региональный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Естественно напрашивающийся путь решения данной проблемы – активизация перетока работников из регионов и городов с избыточной рабочей силой туда, где ее не хватает.

В развитых странах миграция является одним из важных регуляторов региональных и локальных рынков труда. Причем, значимость миграции, особенно ее межрегиональной составляющей, особенно высока в странах с большой территорией. Так, в США по данным текущего обследования населения в 2008/2009 гг. 21 человек из каждой 1000 переселились между графствами в пределах одного штата и 19 человек из 1000 - между штатами.4 В Австралии за тот же период в межрегиональную миграцию было вовлечено 17 человек из тысячи, в Канаде – 9,5. Для сравнения отметим, что в России в 2008 году интенсивность переселений из одних административно-территориальных образований в другие в пределах области составляла 7,5 на 1000, а межрегиональных перемещений – 6 человек из 1000. В странах с меньшей территорией высокий уровень межрегиональной миграции отмечен в Японии (между префектурами), Великобритании (между 19 укрупненными регионами), Норвегии (19 губерний) и Швеции (между 21 регионом) – почти 20 перемещений на 1000 человек населения. При этом уровень внутрирегиональной миграции был соизмерим с частотой межрегиональных перемещений: так, в Японии в 2008 году внутри префектур из каждой тысячи жителей сменили место жительства 23 человек, в Норвегии – 22 человека. В миграциях между землями Германии участвует 13-14 жителей страны из 1000. В 2005-2008 гг. сопоставимой  по величине с российским уровнем (от 5 до 10 мигрантов на 1000 населения) интенсивность межрегиональных миграций была в Испании, Чехии, Италии. В Польше, Греции и Словакии интенсивность межрегиональных перемещений была ниже.

В тоже время следует помнить о распространенности маятниковых перемещений и их важной роли в формировании рынков труда в развитых странах. Так, по данным переписи населения 2007 года во Франции  почти у 65% населения страны в возрасте старше 15 лет муниципальные образования места проживания и места работы отличались. Более 17% французов на работу отправляются в другие департаменты страны. В Японии за пределами муниципалитетов проживания работает и учится почти половина японцев (48%), из которых четверть совершает свои маятниковые перемещения в другие префектуры.

Если говорить о межрегиональной подвижности безработных, то однозначного ответа на вопрос «У кого миграционная подвижность выше – у безработных или занятых?» международные статистические сопоставления не дают. Так, по данным текущих обследований населения уровень межштатовой миграционной активности безработных в США выше, чем занятых. В 2008/2009 году они соотносились как 40 против 17 перемещений на 1000 лиц соответствующей группы. Но данные стран Западной Европы и Канады показывают низкую миграционную подвижность у безработных. Причину этого видят в относительно высоких издержках перемещения и поиска работы в другом при отсутствии источников заработка, низкой квалификации большинства безработных, щедрой политике социального обеспечения, в частности высоких пособиях по безработице5. Вообще о едином национальном рынке труда в развитых странах можно говорить применительно к работникам высокой квалификации и обладателям дипломов о высшем образовании. Возможности трудоустройства для работников низкой квалификации, как правило, ограничиваются местным рынком труда. Так, в США из тех, кто имеет степень магистра или доктора, ежегодно около 3% переселяются в другие штаты. У лиц в возрасте старше 24 лет, имеющих среднее полное и неполное образование, уровень межштатовой подвижности в 2 раза ниже.

Согласно официальной статистике, масштабы внутренней миграции в России с начала 1990-х гг. сократились почти в 2,5 раза. Однако те данные, которые разрабатывает и публикует Росстат, учитывают только ту миграцию, которая сопровождается сменой постоянного места жительства и получением соответствующей регистрации. Мимо учета ежегодно проходят миллионы людей, которые меняют место жительства и получают регистрацию по месту пребывания, или не получают таковой (для россиян ее отсутствие не является большой проблемой). Временные мигранты в 1990-х занимались в основном челночеством и мелкой торговлей, позднее - чем угодно, способным принести доход в несколько раз больший, чем работа в «лежачем» колхозе или на градообразующем предприятии в небольшом городке. По оценкам ЦМИ (руководитель - Ж.А. Зайончковская), в 2001 г. масштабы временной трудовой миграции составляли 3 млн. человек, что сопоставимо с трудовой миграцией в Россию из стран СНГ. Существуют и более высокие оценки, но точных масштабов не знает никто.

В «тучные» годы о проблемах внутренней миграции вспоминали мало. По словам одного из руководителей территориального органа занятости, «внутренняя миграция – она идет сама…»6 С началом кризиса возникла идея, что внутренняя миграция – лучший способ борьбы с безработицей. Проблемы с занятостью, особенно острые в моногородах, приведут к массовому выезду безработных в другие города и регионы. Появились проекты по переселению, в т.ч. людей, потерявших работу в связи с тяжелой ситуацией на АвтоВАЗе в 700-тысячном городе Тольятти в город Тихвин Ленинградской области7. Идею содействия миграции незанятых жителей республик недавно созданного Северо-Кавказского федерального округа озвучивал его полпред А.Г. Хлопонин8, она вошла в недавно одобренную стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 года9. Рострудом в рамках реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, оказывалась адресная поддержка гражданам, включая организацию их переезда в другую местность (в 2009 г. - 13,4 тыс. человек).

Но действительно ли люди готовы ехать за работой, и если да, то может ли государство содействовать их мобильности?

В 2008 году, совсем незадолго до того, как в России с высоких трибун заговорили о кризисе, по заказу Роструда и при содействии территориальных служб занятости Институтом международных исследований семьи был проведен опрос безработных и лиц, ищущих работу, а также экспертов – руководящих работников территориальных органов по труду и занятости10. Опрос призван был выявить потенциал пространственной мобильности людей, ориентированных на поиск работы при содействии государства, их готовность искать работу в других регионах, а также определить меры государственного содействия. В 2009 году, когда кризис на рынке труда уже заявил о себе со всей серьезностью, был проведен второй раунд опроса.

В ходе обследования было опрошено в октябре 2008 года 2525, в декабре 2009 года – 2747 безработных и лиц, ищущих работу (ЛИР), обращающихся в центры занятости. В опросе участвовали все регионы России, выборка была организована таким образом, что в каждом субъекте Федерации половина респондентов опрашивались в областном (краевом, республиканском) центре, 25% - в одном городе областного подчинения, 25% - в одном из сельских районов.

В каждом из регионов проводился и экспертный опрос, в соответствии с методикой опроса, в качестве экспертов (по 3-4 от региона) выступали: 1) Руководители службы занятости региона (его заместители), руководитель отдела, в чью компетенцию входит реализация политики в области внутренней миграции населения и вопросы организации переселения граждан в другую местность; 2) Руководители отделов (департаментов) по труду и занятости администраций субъектов Российской Федерации; 3) Руководители районных (городских) органов службы занятости (Центров занятости), в чью компетенцию входит реализация политики в области внутренней миграции населения и вопросы организации переселения граждан в другую местность; 4) Специалисты соответствующих структур, обладающие достаточной степенью компетенции в данных вопросах. Общее число опрошенных составило 235 в 2008 г. и 192 в 2009 г.

Краткая характеристика опрошенных. Основная масса респондентов – 77,3% на момент опроса не работали, 22,7% имели работу. 11,4% опрошенных не имели трудового стажа, пытались впервые приступить к работу; 23,6% имели стаж менее 10 лет, 36,5% - от 10 до 20 и 28,5% - более 20 лет. Большинство опрошенных – 66% надеялись устроиться на работу в ближайшее время, 28% не были уверены в скором решении данного вопроса, 5% сообщили, что работа уже найдена, но пока нет возможности к ней приступить.

Среди опрошенных было 47% мужчин и 53% женщин. 38,7% опрошенных были в возрасте 16-29 лет, 60,9% - 30 лет и старше, людей в возрасте старше трудоспособного среди респондентов было 0,4%. Средний размер домохозяйства опрошенных составил 3,3 человека, что несколько больше, чем в среднем по России по данным Переписи населения 2002 года (2,7 человека) – это объясняется незначительным количеством лиц пожилого возраста, чаше всего живущих в домохозяйствах из 1-2 человек.

Образовательный уровень опрошенных соответствовал общероссийскому. Высшее образование имели 23,9% опрошенных (по данным переписи 2002 г. среди населения в трудоспособном возрасте – 17,4%), незаконченное высшее – 2,8% (3,9%), среднее и начальное профессиональное – 42% (45%), среднее общее полное – 23%, основное среднее – 7%, 1,1% - начальное и не имели образования.

Большинство респондентов - более 60% - в оба раунда опроса определяли материальное положение как среднее, менее 30% - как плохое, 5% - как хорошее и 3% - как очень плохое. Кризис сказался на самоопределении положения несильно, в 2009 г. доля ответивших, что материальное положение их семей за последние 2 года ухудшилось, составила 52% против 37% годом ранее, с 15% до 10% уменьшилась доля семей, улучшивших материальное положение за это время. Учитывая, что большинство респондентов в это время лишились работы, это достаточно неплохо.

Для не имеющих работу самая распространенная причина увольнения с последнего места работы – увольнение по собственному желанию, на эту причину указали 41% опрошенных в 2008 и 48% в 2009 г. По причине увольнения в связи с сокращением штатов оставили последнее место работы 28,5% и 27% соответственно, окончание временной, сезонной работы, срочного контракта – 11,5% и 9,6% соответственно.


1 Денисенко Михаил Борисович – к.э.н., заведующий кафедры демографии ГУ ВШЭ
2 Карачурина Лилия Борисовна – к.г.н., доцент кафедры демографии ГУ ВШЭ
3 Мкртчян Никита Владимирович – к.г.н., ведущий научный сотрудник Центра демографии Института демографии ГУ ВШЭ
4 Оценки по странам мира выполнены по данным национальных статистических служб. При их сопоставлении следует учитывать, что методы получения этих данных и статистические определения мигрантов могут различаться.
5 См., например, Gregg P., Machin S. and A. Manning Mobility and Joblessness. National Bureau for Economic Research. Working paper. London, 2001; Kupiszewski M., Schuler M. and others International Migration and Population Dynamics in Europe: Switzerland Case Study. Working Paper 00/02 OECD, 2000; Day K.M., Winer S. Policy-induced Migration in Canada: an Empirical Study. HRSDC, 2001
6 Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция: правовая практика. М.: ЦМИ, 2007. с. 67
7 Чеченина Е. Как переехать в Тихвин из Тольятти / Комсомольская правда, 24 февраля 2010 года.
8 Холмогорова В., Цветкова М., Стеркин Ф. На Кавказе не работается / Ведомости, 1 марта 2010 года.
9 Чтобы решить проблему безработицы на Северном Кавказе, жителей региона будут расселять по всей России / Полит.ру, 15 сентября 2010 года.
10 Использованы материалы отчета «», выполненного по заказу Роструда в 2008 г. Авторы выражают благодарность руководителю Роструда Ю.В. Герцию, заместителю руководителя Роструда А.В. Вовченко, советнику руководителя И.А. Малахе за неоценимое содействие в проведении работы, ее методическую и организационную поддержку.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.