Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Учиться надо бы всю жизнь…

Одно из неизбежных последствий сегодняшних демографических процессов — старение трудовых ресурсов: соотношение младших и старших рабочих возрастов меняется в пользу старших. При нынешних темпах развития науки и техники знания, полученные во время учебы в молодости, неизбежно устаревают с очень большой скоростью. А доля носителей таких устаревших знаний при новой возрастной структуре увеличивается. Ответом на этот вызов может стать реализация концепции обучения на протяжении всей жизни («Lifelong learning»), предполагающая развитие и расширение масштабов системы дополнительного профессионального образования.

Россия – не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой увеличения удельного веса работающих старших возрастов с соответствующим устареванием знаний и навыков, большинство стран «старой Европы» испытывает те же трудности. И ответом на эту проблему стало развитие системы дополнительного образования. В странах ОЭСР работающий за 40 лет трудовой деятельности, с 25 до 64 лет получает, в среднем, 1240 часа дополнительного образования, в том числе 210 часов по программам основного общего образования, 371 час по программам полного среднего и начального профессионального образования и 669 по программам третичного.

По данным обследования рабочей силы Европейского Союза (ЕС-15) за 2001 год, 8% его населения в возрасте 25-64 года участвовало в каких-либо образовательных или обучающих программах в течение месяца, предшествовавшего моменту обследования. Больше всего обучающихся среди людей с высшим образованием (уровни 5-6) – 16%, среди людей со средним образованием (уровень 3) таких только 10%, а среди не имеющих полного среднего образования (уровни 0-2) – всего лишь 2%, хотя в некоторых странах отмечаются отклонения от этой общей закономерности11.

Достоверные данные о системе дополнительного профессионального образования в России сегодня, к сожалению, отсутствуют, за исключением некоторых некоммерческих секторов – повышение квалификации и переподготовка государственных служащих, военных, увольняемых в запас, работников образования, а также переподготовка безработных, организуемая службами занятости. Однако, на основе некоторых косвенных данных, можно предположить, что масштабы дополнительного образования взрослых развиваются не теми темпами, которых требует складывающаяся ситуация. В частности, доля получающих второе высшее образование держится примерно на одном уровне (рис 12), наблюдается некоторый рост числа лиц, проходящих переподготовку и повышение квалификации по направлению служб занятости, но доля этих лиц в общей численности безработных очень мала – 0,2-0,4%.

Рисунок 12. Доля лиц, поступивших в ВУЗы для получения второго высшего образования, в общем количестве зачисленных в данном году, %

О профессиональной переподготовке и повышении квалификации в реальном секторе экономики можно судить также только по косвенным данным, в частности, по доле расходов на образование работающих в общей сумме расходов на рабочую силу. Эта цифра составляет сегодня около 0,03% и в течение последних пяти лет оставалась практически неизменной. Конечно, она сильно варьируется по секторам, но, в среднем, отражает отношение работодателя к повышению квалификации сотрудников.

Таким образом, можно говорить о том, что система дополнительного профессионального образования нуждается в значительном расширении. Возможности значительного развития этой системы связаны с «высвобождением мощностей» ВУЗов и ССУЗов вследствие сокращения численности населения в типичном возрасте получения третичного образования. Можно предположить, что стратегия выживания заставит учреждения высшего и среднего профессионального образования ускоренными темпами развивать услуги по коротким образовательным программам для взрослого населения, чтобы хоть частично компенсировать финансовые потери, вызванные сокращением контингентов на традиционных для них образовательных программах.


11 Европейский демографический барометр. Демоскоп Weekly, №267-268.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.