|
|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Учиться надо бы всю жизнь…
Одно из неизбежных последствий сегодняшних демографических
процессов — старение трудовых ресурсов: соотношение младших и старших
рабочих возрастов меняется в пользу старших. При нынешних темпах
развития науки и техники знания, полученные во время учебы в молодости,
неизбежно устаревают с очень большой скоростью. А доля носителей
таких устаревших знаний при новой возрастной структуре увеличивается.
Ответом на этот вызов может стать реализация концепции обучения
на протяжении всей жизни («Lifelong learning»), предполагающая развитие
и расширение масштабов системы дополнительного профессионального
образования.
Россия – не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой
увеличения удельного веса работающих старших возрастов с соответствующим
устареванием знаний и навыков, большинство стран «старой Европы»
испытывает те же трудности. И ответом на эту проблему стало развитие
системы дополнительного образования. В странах ОЭСР работающий за
40 лет трудовой деятельности, с 25 до 64 лет получает, в среднем,
1240 часа дополнительного образования, в том числе 210 часов по
программам основного общего образования, 371 час по программам полного
среднего и начального профессионального образования и 669 по программам
третичного.
По данным обследования рабочей силы Европейского Союза
(ЕС-15) за 2001 год, 8% его населения в возрасте 25-64 года участвовало
в каких-либо образовательных или обучающих программах в течение
месяца, предшествовавшего моменту обследования. Больше всего обучающихся
среди людей с высшим образованием (уровни 5-6) – 16%, среди людей
со средним образованием (уровень 3) таких только 10%, а среди не
имеющих полного среднего образования (уровни 0-2) – всего лишь 2%,
хотя в некоторых странах отмечаются отклонения от этой общей закономерности11.
Достоверные данные о системе дополнительного профессионального
образования в России сегодня, к сожалению, отсутствуют, за исключением
некоторых некоммерческих секторов – повышение квалификации и переподготовка
государственных служащих, военных, увольняемых в запас, работников
образования, а также переподготовка безработных, организуемая службами
занятости. Однако, на основе некоторых косвенных данных, можно предположить,
что масштабы дополнительного образования взрослых развиваются не
теми темпами, которых требует складывающаяся ситуация. В частности,
доля получающих второе высшее образование держится примерно на одном
уровне (рис 12), наблюдается некоторый рост числа лиц, проходящих
переподготовку и повышение квалификации по направлению служб занятости,
но доля этих лиц в общей численности безработных очень мала – 0,2-0,4%.
Рисунок 12. Доля лиц, поступивших в ВУЗы для получения
второго высшего образования, в общем количестве зачисленных в данном
году, %
О профессиональной переподготовке и повышении квалификации
в реальном секторе экономики можно судить также только по косвенным
данным, в частности, по доле расходов на образование работающих
в общей сумме расходов на рабочую силу. Эта цифра составляет сегодня
около 0,03% и в течение последних пяти лет оставалась практически
неизменной. Конечно, она сильно варьируется по секторам, но, в среднем,
отражает отношение работодателя к повышению квалификации сотрудников.
Таким образом, можно говорить о том, что система дополнительного
профессионального образования нуждается в значительном расширении.
Возможности значительного развития этой системы связаны с «высвобождением
мощностей» ВУЗов и ССУЗов вследствие сокращения численности населения
в типичном возрасте получения третичного образования. Можно предположить,
что стратегия выживания заставит учреждения высшего и среднего профессионального
образования ускоренными темпами развивать услуги по коротким образовательным
программам для взрослого населения, чтобы хоть частично компенсировать
финансовые потери, вызванные сокращением контингентов на традиционных
для них образовательных программах.
11 Европейский
демографический барометр. Демоскоп Weekly, №267-268.
|