|
|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Дошкольное образование не готово к росту рождаемости
Дошкольное образование имеет ряд особенностей. Во-первых,
в отличие от среднего образования, оно не является обязательным,
во-вторых, оно играет решающую роль в дальнейшей образовательной
и жизненной карьере человека, выполняя функцию выравнивания стартовых
возможностей детей из разных социальных групп и проживающих на разных
территориях, в-третьих, система выполняет две существенно различные
функции – уход за детьми и собственно образование (развитие) ребенка.
В этой связи на первый план выходят вопросы обеспечения доступности
дошкольного образования и особенно – для детей старшего дошкольного
возраста.
С 2000 года число рождений в России стало увеличиваться,
а с 2005 года начало расти и общее число детей в возрасте до 7 лет,
и этот рост, хотя и незначительный, сохранится вплоть до 2018 года.
Однако система дошкольного образования оказалась не готова к адекватному
ответу на демографические изменения, что выразилось в остановке
роста и даже некотором снижении в 2007 году охвата образованием
(рис. 3).
Рисунок 3. Охват дошкольным образованием детей в возрасте
1-6 лет
Снижение охвата вызвано в первую очередь тем, что система,
в ее сегодняшнем виде, физически не в состоянии увеличить прием
в учреждения дошкольного образования – детские сады, особенно в
крупных городах, переполнены, очередь на устройство детей растет,
а относительные возможности системы снижаются (рис. 4).
Рисунок 4. Количество мест в дошкольных учреждениях
на 1000 детей в возрасте 1-6 лет
Наиболее остро проблема стоит в бедных регионах (рис.
5), детское население которых, с точки зрения выравнивания стартовых
возможностей, в наибольшей степени нуждается в дополнительных услугах
образования.
Рисунок 5. Уровень экономического развития региона и
охват дошкольным образованием
В этом смысле Россия вполне вписывается в общемировые
тенденции – в развитых странах охват дошкольным образованием существенно
выше, чем в странах со средним и, тем более низким уровнем развития.
Более того, в некоторых развитых странах дошкольное образование
даже является обязательным. В 2003/2004 учебном году в странах,
входящих в Организацию экономического развития и сотрудничества,
в среднем, общественными формами дошкольного образования охвачено
74% детей в возрасте от 3 до 6 лет, но в некоторых из этих стран
- в Бельгии, Италии и Франции – охват достигает 100%1.
Как показывают исследования2,
охваты дошкольным образованием и потребность в услугах этого сектора
тем выше, чем выше уровень занятости населения в регионе. Несмотря
на трудности текущего периода, связанные с кризисом и тормозящие
рост занятости, в долговременной перспективе можно ожидать нарастания
кадрового голода и не только снижения безработицы, но и относительного
сокращения доли экономически неактивного населения, по крайней мере,
в развивающихся регионах. Это означает повышение спроса на услуги
системы дошкольного образования даже в большей степени, чем это
обусловлено ростом численности населения соответствующей возрастной
группы. Таким образом, перед системой образования стоит задача ускоренного
ввода новых мест в дошкольных учреждениях, развития новых форм и
альтернативной организации дошкольного образования (группы кратковременного
пребывания, организация дошкольного образования в школах и учреждениях
дополнительного образования, группы на дому и т.д.). В противном
случае охваты дошкольным образованием будут продолжать снижаться,
что негативно скажется не только на выравнивании стартовых возможностей
детей, но и на решении проблемы дефицита трудовых ресурсов.
В программных документах Министерства образования и
науки в последние годы особое внимание уделяется образованию детей
старшего дошкольного возраста3,
так называемому «предшкольному образованию»: по сути, речь идет
о фактическом удлинении сроков обучения за счет более раннего начала
образования. Это соответствует общемировым тенденциям и сокращает
отставание России от развитых стан в продолжительности обучения.
Ожидаемая продолжительность обучения в странах ОЭСР составляет в
среднем 16,7 года, в том числе по программам среднего образования
- 13,3 года. В России эти показатели равны, соответственно, 14,3
и 10,4 года4.
Развитие системы предшкольного образования потребует
дополнительных ресурсов, создания новых программ и т.д., но оно
существенно менее затратно, чем традиционное дошкольное образование,
поскольку может осуществляться в форме кратковременных занятий и,
соответственно, отпадает необходимость соблюдать все требования,
предъявляемы к условиям пребывания детей в детских садах. Представляется,
что эти программы реально помогут выравниванию стартовых возможностей
детей из разных социальных групп и проживающих на разных территориях.
Однако их масштабная реализация также требует развития альтернативных
форм и привлечения к оказанию услуг предшкольного образования разных
организаций – от школ до учреждений дополнительного образования.
1 Россия перед лицом
демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации 2008. М., ПРООН, 209, с. 170.
2 И. Селиверстова.
«Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация
и ее причины», Вопросы образования, №3 2008 г.
3 «Актуальные задачи
современной модели образования» в приложении к письму Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Минобрнауки от 8 мая 2008 г. № 03-946 «О рекомендациях
по проведению августовских педагогических совещаний, http://www.mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.
4 Education Counts.
World Educational Indicators – 2007, UNESCO Institute of Statistics.
Montreal 2007.
|