Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Дошкольное образование имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от среднего образования, оно не является обязательным, во-вторых, оно играет решающую роль в дальнейшей образовательной и жизненной карьере человека, выполняя функцию выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и проживающих на разных территориях, в-третьих, система выполняет две существенно различные функции – уход за детьми и собственно образование (развитие) ребенка. В этой связи на первый план выходят вопросы обеспечения доступности дошкольного образования и особенно – для детей старшего дошкольного возраста.

С 2000 года число рождений в России стало увеличиваться, а с 2005 года начало расти и общее число детей в возрасте до 7 лет, и этот рост, хотя и незначительный, сохранится вплоть до 2018 года. Однако система дошкольного образования оказалась не готова к адекватному ответу на демографические изменения, что выразилось в остановке роста и даже некотором снижении в 2007  году охвата образованием (рис. 3).

Рисунок 3. Охват дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет

Снижение охвата вызвано в первую очередь тем, что система, в ее сегодняшнем виде, физически не в состоянии увеличить прием в учреждения дошкольного образования – детские сады, особенно в крупных городах, переполнены, очередь на устройство детей растет, а относительные возможности системы снижаются (рис. 4).

Рисунок 4. Количество мест в дошкольных учреждениях на 1000 детей в возрасте 1-6 лет

Наиболее остро проблема стоит в бедных регионах (рис. 5), детское население которых, с точки зрения выравнивания стартовых возможностей, в наибольшей степени нуждается в дополнительных услугах образования.

Рисунок 5. Уровень экономического развития региона и охват дошкольным образованием

В этом смысле Россия вполне вписывается в общемировые тенденции – в развитых странах охват дошкольным образованием существенно выше, чем в странах со средним и, тем более низким уровнем развития. Более того, в некоторых развитых странах дошкольное образование даже является обязательным. В 2003/2004 учебном году в странах, входящих в Организацию экономического развития и сотрудничества, в среднем, общественными формами дошкольного образования охвачено 74% детей в возрасте от 3 до 6 лет, но в некоторых из этих стран -  в Бельгии, Италии и Франции – охват достигает 100%1.

Как показывают исследования2, охваты дошкольным образованием и потребность в услугах этого сектора тем выше, чем выше уровень занятости населения в регионе. Несмотря на трудности текущего периода, связанные с кризисом и тормозящие рост занятости, в долговременной перспективе можно ожидать нарастания кадрового голода и не только снижения безработицы, но и относительного сокращения доли экономически неактивного населения, по крайней мере, в развивающихся регионах. Это означает повышение спроса на услуги системы дошкольного образования даже в большей степени, чем это обусловлено ростом численности населения соответствующей возрастной группы. Таким образом, перед системой образования стоит задача ускоренного ввода новых мест в дошкольных учреждениях, развития новых форм и альтернативной организации дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, организация дошкольного образования в школах и учреждениях дополнительного образования, группы на дому и т.д.). В противном случае охваты дошкольным образованием будут продолжать снижаться, что негативно скажется не только на выравнивании стартовых возможностей детей, но и на решении проблемы дефицита трудовых ресурсов.

В программных документах Министерства образования и науки в последние годы особое внимание уделяется образованию детей старшего дошкольного возраста3, так называемому «предшкольному образованию»: по сути, речь идет о фактическом удлинении сроков обучения за счет более раннего начала образования. Это соответствует общемировым тенденциям и сокращает отставание России от развитых стан в продолжительности обучения. Ожидаемая продолжительность обучения в странах ОЭСР составляет в среднем 16,7 года, в том числе по программам среднего образования - 13,3 года. В России эти показатели равны, соответственно, 14,3 и 10,4 года4.

Развитие системы предшкольного образования потребует дополнительных ресурсов, создания новых программ и т.д., но оно существенно менее затратно, чем традиционное дошкольное образование, поскольку может осуществляться в форме кратковременных занятий и, соответственно, отпадает необходимость соблюдать все требования, предъявляемы к условиям пребывания детей в детских садах. Представляется, что эти программы реально помогут выравниванию стартовых возможностей детей из разных социальных групп и проживающих на разных территориях. Однако их масштабная реализация также требует развития альтернативных форм и привлечения к оказанию услуг предшкольного образования разных организаций – от школ до учреждений дополнительного образования.


1 Россия перед лицом демографических вызовов. Доклад о развитии человеческого потенциала
в Российской Федерации 2008. М., ПРООН, 209, с. 170.
2 И. Селиверстова. «Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины», Вопросы образования, №3 2008 г.
3 «Актуальные задачи современной модели образования» в приложении к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки от 8 мая 2008 г. № 03-946 «О рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний, http://www.mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc.
4 Education Counts. World Educational Indicators – 2007, UNESCO Institute of Statistics. Montreal  2007.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.