|
|
Российское
образование на демографическом фоне |
|
Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ
|
Более 20% студентов обучаются в столицах
Возможности доступа к профессиональному образованию,
особенно высшему, существенно различаются по регионам. Эти возможности
могут быть оценены отношением количества мест на первом курсе вузов
к числу выпускников по программам полного среднего образования.
В среднем по стране это отношение составляет 1,25, значительно варьируясь
по России: от 0,4 в республике Тыва до 2,5 в Санкт-Петербурге и
3,55 в Москве (рис. 11).
Рисунок 11. Соотношение количества мест на первых курсах
ВУЗов и выпускников школ по регионам Российской Федерации
Понятно, что такая неравномерность размещения ВУЗов
приводит к значительной миграции – молодые люди, которые хотят получить
высшее образование, вынуждены ехать в крупные университетские центры.
Более двадцати процентов студенческих мест сосредоточены
в двух российских столицах. Это означает, что существенная часть
выпускников школ, чтобы получить высшее образование должна ехать
в Москву или Санкт-Петербург. Больше чем 50% студентов учится на
коммерческой основе, при этом плата за обучение в столицах достаточно
высока по сравнению с доходами10:
средняя плата за семестр в государственных вузах Москвы составляет
25,3 тысячи рублей за семестр, в Санкт-Петербурге – 20,9 тысячи
рублей. Это выше, чем средний размер платы за обучение в вузах страны
в 2,5 раза для Москвы и в 1,6 раза – для Санкт-Петербурга.). Кроме
того, расходы, связанные с проживанием в этих городах, весьма высоки
по сравнению со среднероссийским уровнем: в Москве прожиточный минимум
превышает среднероссийское значение в 1,6 раза, в Санкт-Петербурге
- в 1,4 раза. Учитывая, что дифференциация регионов по социально-экономическим
показателям имеет тенденцию к росту, можно ожидать, что в ближайшей
перспективе эти факторы будут сдерживать студенческую миграцию.
Ограниченность студенческой миграции будет, в свою очередь,
способствовать сохранению ВУЗов в экономически менее развитых регионах.
В этом случае можно ожидать, что поляризация учреждений высшего
профессионального образования, рассмотренная выше, получит и достаточно
четкую географическую «привязку», то есть будет усиливаться разрыв
между наиболее сильными ВУЗами, расположенными в традиционных университетских
центрах, и учебными заведениями, расположенными в экономически отсталых
регионах. В результате, уровень образования, представленный дипломами
разных вузов, уже сегодня существенно не одинаковый, будет различаться
все больше, и единое образовательное пространство окончательно перестанет
быть «единым», по крайней мере, в отношении высшего образования.
Решение этой проблемы, как представляется, лежит в двух
направлениях:
- во-первых, развитие дистантного образования на новой
технологической основе, которая позволила бы существенно повысить
качество этой формы образования, приблизив ее к очным формам.
Вероятно, качественное дистантное образование должно включать
«очный» контроль результатов.
- во-вторых, развитие профессиональной сертификации, которая
предполагает создание единых квалификационных требований и национальной
рамки квалификаций.
10 По отношению
к среднедушевым доходам россиян (в полугодовом исчислении) средняя
плата за один семестр обучения в Москве и в Санкт-Петербурге составляет
18,7% и 15,5% соответственно. Отношение платы за обучение в государственных
вузах к душевому ВВП в России составляет 23%, в странах ОЭСР - 6%.
|