|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Растет число детей в садах с приоритетными направлениями
развития, садах комбинированного вида и группах кратковременного
пребывания
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 "Об утверждении Типового
положения о дошкольном образовательном учреждении"3,
дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения,
реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного
образования. Его основные задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического
и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного
развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные
учреждения следующих видов:
- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для
социальной адаптации и ранней социализации детей);
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
(реализует основную общеобразовательную программу дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности, а также
при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности
для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением
деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности
с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности
с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по одному из направлений развития детей (реализует
основную общеобразовательную программу дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением
деятельности по развитию детей по одному из таких направлений,
как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое
или физическое);
- центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную
программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по
нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое и физическое).
В ранее действовавшем Типовом положении о дошкольном
образовательном учреждении4 детские
сады раннего и предшкольного возраста не фигурировали, а в остальном
номенклатура дошкольных образовательных учреждений в основных чертах
была той же. В соответствии с направленностью реализуемых программ
дошкольного образования выделялись следующие их виды:
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального,
художественно - эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий
и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного
детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и
оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического
и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
По этой номенклатуре статистические данные о дошкольных
образовательных учреждениях стали разрабатывать с 1996 года и пока
она сохраняет свою актуальность. В соответствии с ней, основная
масса дошкольных образовательных учреждений представлена обычными
детскими садами, хотя их доля и сократилась в общем числе учреждений
и их филиалов с 79,2% в конце 1996 года до 54,6% на начало 2008
года (рис. 12). За это время в несколько раз увеличилась доля детских
садов общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного
или нескольких направлений развития воспитанников (с 1,8% до 16,9%),
центров развития ребенка (с 0,1% до 6,4%), а также, хотя и в меньшей
степени, детских садов комбинированного (с 12,5% до 16,4%) и компенсирующего
вида (с 2,4% до 3,7%).
Рисунок 12. Дошкольные образовательные учреждения по
назначению (номенклатура 1996 года), на конец года, в % от общего
числа (включая филиалы)
*детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
одного или нескольких направлений развития воспитанников
Эта тенденция вырисовывается еще ярче по доле воспитанников
дошкольных образовательных учреждений разного типа (рис. 13). Доля
воспитанников обычных детских садов превышала половину только в
1996-2000 года, а к началу 2008 года снизилась до 36% (с учетом
отсутствия данных по филиалам). В то же время доля посещающих детские
сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного
или нескольких направлений развития воспитанников увеличилась с
2,8% на конец 1996 года до 22,2% на начало 2008 года, центра развития
ребенка - с 0,2% до 12,2%. Доля детей, посещающих детские сады комбинированного
вида составляла 25-30%, компенсирующего вида - около 3%, присмотра
и оздоровления - порядка 2%.
Рисунок 13. Воспитанники дошкольных образовательных
учреждений по учреждениям разного вида (номенклатура 1996 года),
на конец года, в % от общей численности**
*детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
одного или нескольких направлений развития воспитанников
**за 2007 год без учета численности посещающих филиалы
С целью квалифицированной коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья помимо садов компенсирующего вида в детских
садах других видов создаются группы компенсирующего развития. За
1992-2007 годы число детских садов компенсирующего вида и учреждений
с группами компенсирующего назначения увеличилось в 2 раза - с 5444
до 10741, - а число посещающих их детей - в 2,1 раза, с 219,9 тысячи
человек на конец 1992 года до 456,3 тысячи человек на начало 2008
года, хотя наивысшим оно было в конце 2006 года - 457,7 тысячи человек
(рис. 14).
Основная часть этих воспитанников - около 2/3 - посещает
группы дошкольного образования компенсирующего назначения для детей
с нарушением речи при сохранном слухе (то есть логопедические).
Их число за 1992-2007 годы увеличилась вдвое, со 144,7 до 289,9
тысячи человек. Более быстрыми темпами росло только число посещающих
группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с 7,6
до 35,3 тысячи человек, или в 4,6 раза). Число посещающих группы
компенсирующего развития для детей с нарушением зрения и интеллекта,
с туберкулезной интоксикацией увеличилось за тот же период в 1,5
раза.
Рисунок 14. Распределение дошкольных образовательных
учреждений с группами компенсирующего назначения по их назначению,
на конец года, %
Становятся все более популярными группы кратковременного
пребывания (от 3 до 5 часов в день), осуществляющие обучение детей
по образовательной программе дошкольного образования различных направлений
и видов организации их работы (например, прогулочные, оздоровительные,
эстетические и пр.). Если на конец 2002 года группы кратковременного
пребывания были организованы только в 4,7% дошкольных учреждениях,
а их услугами пользовались лишь 0,8% от общего числа детей, посещающих
дошкольные учреждения, то к началу 2008 года такие группы имелись
в 13,5% дошкольных учреждений, их посещало более 92 тысяч детей,
что составляло около 2% от общего числа посещающих дошкольные учреждения.
Около половины воспитанников таких групп посещают группы развития
и подготовки к школе, порядка 30% - адаптационные группы, остальные
- группы кратковременного пребывания иной направленности (рис. 15).
Рисунок 15. Число детей, посещающих группы кратковременного
пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, тысяч
человек на конец года
В связи с ростом спроса на услуги дошкольных образовательных
учреждений, начиная с 2002 года стало расти число педагогических
работников, занятых в них, и к началу 2008 году оно составило 710,6
тысячи человек (рис. 16). За 2001-2007 годы оно выросло в целом
на 17%. При этом в меньшей степени увеличилась численность основного
контингента педагогических работников дошкольных образовательных
учреждений - воспитателей (на 6%), а также музыкальных работников
(на 3%). Быстрее росло число заведующих (на 38% с учетом их заместителей
в 2007 году), учителей-логопедов (на 28%) и учителей-дефектологов
(на 20%). Пока число педагогических работников не достигает уровня
середины 1990-х годов, если не считать логопедов и дефектологов,
число которых более чем удвоилось даже по сравнению с началом 1990-х
годов. Однако средняя нагрузка на педагогического работника остается
почти стабильной с середины 1990-х годов - примерно на уровне 7
детей на работника, тогда как в 1990 году она составляла около 9,
а в 1985 году - около 12 детей на работника.
Рисунок 16. Число педагогических работников дошкольных
образовательных учреждений, тысяч человек, на конец года
3 - Российская газета от 24 сентября 2008 года.
4 - Постановление Правительства Российской Федерации
от 1 июля 1995 года № 677 "Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694).
|