|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
На начало 2008 года на 1000 детей 1-6 лет имелось 565
мест в дошкольных образовательных учреждениях, их посещали 4,9 миллиона
детей
Дошкольное образование относится к числу общеобразовательных
программ, реализуемых в Российской Федерации. В соответствии с Законом
Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании"
(ст. 18), первыми педагогами в дошкольном образовании являются родители,
которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В то же время,
государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании
детей раннего детского возраста и обеспечивает доступность образовательных
услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их
физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей
и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует
сеть дошкольных образовательных учреждений различной направленности.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение,
присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до
7 лет.
Согласно данным, регулярно публикуемым Федеральной службой
государственной статистики (Росстатом), число дошкольных образовательных
учреждений России, неуклонно возраставшее в 1970-80-е годы, начиная
с 1991 года устойчиво сокращалось (рис. 1). Если на конец 1990 года
оно достигло 87,9 тысячи, то к началу 2008 года снизилось до 45,7
тысячи.
Несколько иначе изменялось число воспитанников этих
учреждений. Наибольшего значения оно достигло в середине 1980-х
годов - свыше 9 миллионов человек, - а к концу 1990-х годов снизилось
более чем вдвое, составив 4,2 миллиона человек в 1999 году. Начиная
с 2002 года число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения,
стало понемногу возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 4,9
миллиона человек, или почти на 16%. В итоге среднее число воспитанников,
приходящееся на одно дошкольное образовательное учреждение поднялось
до уровня 1980-х годов, составив 107 человек против 109 в 1980 году,
112 в 1985 году и 102 в 1990 году.
Неудивительно, что на фоне продолжающего сокращения
сети дошкольных образовательных учреждений и роста числа родившихся,
стало быстро увеличиваться число детей, состоящих на учете для определения
в дошкольные образовательные учреждения. Всего за семь лет оно возросло
в 7,4 раза, превысив к началу 2008 года 2,2 миллиона человек против
0,3 миллиона человек в 2001 году. Если данные о стоящих в очереди
для определения в дошкольные образовательные учреждения не содержат
результатов повторного счета (один и тот же ребенок в разных "листах
ожидания") и эффекта "упреждения" (заблаговременная
постановка ребенка на учет, чтобы получить место тогда, когда это
реально потребуется), получается, что на начало 2008 года каждый
четвертый ребенок в возрасте 1-6 лет стоял в такой очереди, а неудовлетворенный
спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений превысил 31%1,
тогда как еще в 1995-2000 годах он составлял лишь около 5%. Даже
в 1990 году, когда на учете для определения в детские дошкольные
учреждения состояло 995 тысяч детей, неудовлетворенный спрос составлял
около 10%, а доля детей 1-6 лет, состоящих на учете для определения
в них, - около 7% от их общей численности.
Рисунок 1. Число дошкольных образовательных учреждений,
воспитанников в них и детей, состоящих на учете для определения
в дошкольные образовательные учреждения, на коне года
Рост спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений
обусловлен не только ростом рождаемости и увеличением численности
соответствующих возрастных групп, но и ростом охвата этих контингентов
дошкольным образованием, предоставляемым дошкольными образовательными
учреждениями. В 1980-е годы, когда женщины СССР получили право на
отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, популярность
общественного воспитания детей дошкольного возраста несколько снизилась.
Охват детей дошкольными учреждениями - отношение числа детей, посещающих
дошкольные учреждения, к общему числу детей в возрасте от 1 года
до 6 лет, скорректированному на число детей 6 лет, обучающихся в
школе, - снизился с 68% в 1985 до 66% в 1990 году и 53% в 1997-1998
годы (рис. 2). Затем значение этого показателя стало возрастать,
увеличившись к началу 2008 года до 59,2%.
Одновременно возрастала загруженность дошкольных образовательных
учреждений. Если в 1998 году она опустилась в среднем до 78 воспитанников
на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, то к концу
2007 года поднялась до 105. Как и в советские времена, дошкольные
образовательные учреждения стала работать с "перегрузкой",
поскольку число их воспитанников стало превышать число мест в них.
Рисунок 2. Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным
образованием (%) и число воспитанников дошкольных образовательных
учреждений на 100 мест в них
Сохраняющийся уже на протяжении десятилетия рост спроса
на услуги дошкольных образовательных учреждений происходит в условиях
резко снижающейся обеспеченности детей в возрасте 1-6 лет местами
в дошкольных образовательных учреждениях (рис. 3). В 1990 году на
каждую тысячу детей этого возраста (за вычетом числа детей 6 лет,
обучающихся в школе) приходилось 616 мест в дошкольных образовательных
учреждениях. В результате опережающего, по сравнению с сокращением
числа мест, снижением числа детей дошкольного возраста, значение
этого показателя поднялось к 1999 году до 697. После этого оно стало
снижаться, особенно быстро в последние годы. На начало 2008 года
обеспеченность детей 1-6 лет местами в дошкольных образовательных
учреждениях составила 565 мест на 1000 детей.
Рисунок 3. Обеспеченность детей возрасте 1-6 лет местами
в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и охват детей данного
возраста ДОУ , %
В основном, дошкольные образовательные учреждения России
посещают дети в возрасте 3 лет и старше (рис. 4). Их доля составляла
в 1990 году 78% от общего числа воспитанников этих учреждений, в
середине 90-х годов поднялась до 84-85%, а затем вновь несколько
снизилась, составляя около 80% в 2002-2006 годах. На начало 2008
года она насчитывала 83,7%. Доля малышей в возрасте до полутора
лет в рассматриваемый период не достигала и 1%.
По нашим расчетам, охват детей дошкольными образовательными
учреждениями составляет: в возрасте до полутора лет - 1,5%, от полутора
до трех лет - чуть более 40%, старше трех лет - около 70%.
Согласно данным переписи 2002 года, из детей в возрасте
3 лет дошкольные учреждения посещали 63,7%, в возрасте 4 лет - 68,4%,
5 лет - 70,3%, 6 лет - 47,0% (еще 35,3% посещали уже общеобразовательные
учреждения более высокого уровня, 17,7% не посещали никакие образовательные
учреждения).
Рисунок 4. Число детей в дошкольных образовательных
учреждениях по возрасту, тысяч человек
1 - Отношение числа состоящих на учете для определения
в дошкольные образовательные учреждения к совокупной численности
посещающих дошкольные образовательные учреждения и состоящих на
учете для определения в них.
|