|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Детские учреждения посещают от 8% детей в Чеченской
Республике до 89% в Чукотском АО, от региона к региону различается
техническое состояние зданий этих учреждений
Охват детей дошкольными учреждениями существенно различается
по регионам-субъектам Российской Федерации. Значительная региональная
дифференциация по этому показателю была усугублена в 1990-е годы
и лишь в последние годы стала сокращаться (рис. 8).
В 1990 году отношение числа детей, посещающих дошкольные
учреждения, к общему числу детей в возрасте от 1 года до 6 лет,
скорректированному на число детей 6 лет, обучающихся в школе, составляло
в среднем по России 66%, варьируясь от 22% в Чечено-Ингушской АССР
до 100% в Чукотском автономном округе (рассматриваются регионы,
соответствующие существующим в настоящее время 83 регионам-субъектам
Российской Федерации).
К 2000 году охват детей дошкольным образованием в среднем
по РФ снизился до 56%, составляя от 4% в Республике Ингушетии (данные
по Чеченской республике, по понятным причинам, отсутствуют) до 84%
в Ненецком автономном округе.
К концу 2007 года охват детей дошкольным образованием
в среднем по РФ превысил 59%, составляя от 8% в Чеченской Республике
до 89% в Чукотском автономном округе. Низкими показателями охвата
детей дошкольным образованием, помимо Чеченской республики, отличаются
республики Ингушетия (9%), Дагестан (29%), Алтай (40%), Карачаево-Черкессия
и Тыва (по 47%), Бурятия и Калмыкия (по 49%), а также Курская (47%)
и Тамбовская (49%) области. В остальных субъектах федерации охват
детей дошкольными образовательными учреждениями превышает 50%. А
самые высокие значения охвата детей дошкольным образованием характерны,
помимо Чукотского автономного округа, для Новгородской, Мурманской
и Вологодской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного
округа - от 77% до 80%.
Рисунок 8. Охват детей дошкольными образовательными
учреждениями по регионам-субъектам Российской Федерации2,
% на конец года
Список регионов
Загруженность дошкольных образовательных учреждений
также заметно различается по регионам (рис. 9). Если в конце 1990
года, в среднем по России, на 100 мест в дошкольных образовательных
учреждениях приходилось по 108 воспитанников, то среди регионов,
соответствующих ныне существующим субъектам федерации значение этого
показателя варьировалось от 88 в Рязанской области до 143 в Вологодской
области. В конце 2000 года на 100 мест в дошкольных образовательных
учреждениях России приходилось 82 воспитанника, ниже всего значение
показателя было в Чувашской Республике - 59, а выше всего - 105
- в Карачаево-Черкесской Республике и Ханты-Мансийском автономно
округе. К концу 2007 года среднее значение показателя по России
поднялось до 105, а среди регионов-субъектов федерации оно варьировалось
от 79 в Мурманской области до 120 в Республике Дагестан. Со значительной
перегрузкой работали также дошкольные образовательные учреждения
Сахалинской, Липецкой, Кемеровской и Томской областей, Республики
Адыгеи (по 116-118 детей на 100 мест), Чеченской Республики, Башкортостана,
Северной Осетии - Алании, Краснодарского и Пермского края, Амурской,
Калининградской, Омской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского
автономного округа, Санкт-Петербурга (112-114).
Рисунок 9. Число воспитанников дошкольных образовательных
учреждений на 100 мест в них по регионам-субъектам Российской Федерации,
человек
Список регионов
Существенно различается техническое состояние и благоустройство
зданий, в которых располагаются дошкольные образовательные учреждения
(рис. 10).
В целом по России по состоянию на начало 2008 года 83,7%
дошкольных образовательных учреждений были оборудованы всеми видами
благоустройства. В половине регионов-субъектов значение этого показателя
превышает 87%. Однако в 29 регионах его значение ниже 80%. Наиболее
низкими показателями отличаются республики Тыва (20,6%), Саха (Якутия)
(31,4%), Алтай (33,6%), Калмыкия (38,1%), Дагестан (40,4%), Чечня
(41,4%), а также Ненецкий автономный округ (37,5%). В остальных
регионах доля учреждений, оборудованных всеми видами благоустройства,
превышает 50%, достигая 100% только в Москве, Санкт-Петербурге и
Калининградской области.
29,7% дошкольных образовательных учреждений России расположены
в зданиях, требующих капитального ремонта. По регионам-субъектам
федерации эта доля составляет от 2% в Нижегородской и Ивановской
областях до 72% в Республике Ингушетии. В республиках Саха (Якутия),
Дагестан, Карачаево-Черкессия она достигает 61-66%%, в Камчатском
крае - 58%, Тюменской области - 56%.
По состоянию на начало 2008 года, 2,1% дошкольных образовательных
учреждений России были расположены в зданиях, находящихся в аварийном
состоянии. В 15 из 83 регионов-субъектов федерации таких учреждений
не было, в 20 их доля не превышала 1%. Однако в 6 регионах их доля
составляла от 8 до 20%: в республиках Республика Саха (Якутия) (19,7%),
Ингушетия (12%), Чечня (9%) и Дагестан (8,3%), а также Чукотском
и Ненецком автономном округе (по 13%).
Рисунок 10. Техническое состояние и благоустройство
зданий дошкольных образовательных учреждений по регионам-субъектам
Российской Федерации, на конец года в % от общего числа учреждений
Список регионов
Ввод в действие новых дошкольных образовательных учреждений
в 1990-е годы снизился в десятки раз (рис. 16). Если за 1990 годы
было введено в действие 225 тысяч мест, то в 1999 году - лишь 4,4
тысячи. В последние годы объемы строительства дошкольных образовательных
учреждений стали возрастать, хотя ускорившийся было рост явно затормозился
в 2008 году, когда было введено 27,3 тысячи мест, что лишь на 4,6%
больше, чем за 2007 год, когда прирост ввода составил 30,5%, (а
в 2006 году он увеличился в 4 раза).
Строительство новых дошкольных образовательных учреждений
в последние годы сконцентрировано в немногих регионах, прежде всего,
в Москве и Московской области. На Москву пришлось 44,5% от общего
числа введенных в действие мест в дошкольных образовательных учреждениях
в 2008 году и 58,6% в 2007 году, на Московскую область - соответственно,
10,0% и 7,8%. В 2008 году довольно значительные объемы ввода пришлись
также на Новосибирскую (7,5%) и Кемеровскую область (3,6%), Санкт-Петербург
(5,2%) и Республику Татарстан (3,4).
Рисунок 11. Ввод в действие дошкольных образовательных
учреждений организациями всех форм собственности, тысяч мест
2 - На рис. 8-9 по Республике Ингушетии и Чеченской
Республике за 1990 год представлены данные по Чечено-Ингушской АССР.
83 региона-субъекта федерации расположены в стандартном порядке
по федеральным округам, используемом в публикациях Росстата.
|