|
|
Новые
меры поддержки семей с детьми |
Над темой номера работали:
|
|
|
Лилия ОВЧАРОВА
|
Алина ПИШНЯК
|
Развитие внесемейных институтов поддержки семейного
воспитания
Опыт многих стран с низкой рождаемостью указывает на
необходимость развития целой системы мер семейной политики, причем
едва ли не первое место среди них занимает развитие внесемейных
институтов поддержки семейного воспитания. Так Г. Эспин-Андерсен,
в работе, посвященной методологическим проблемам социальной политики
и тому, как в новых политических, экономических и социальных условиях
распределить обязанности между рынками, семьями и государством,
называет несколько важных пунктов, перечисляя их в таком порядке:
(1) развитие институтов несемейного ухода за детьми; (2) расширение
нестандартных форм занятости, позволяющих сочетать семейное воспитание
детей и занятость; (3) программы (пособие +работа) для трудоспособных
с низким квалификационным потенциалом и (4) адресные программы социальной
поддержки семьям, находящимся на трудных этапах жизненного цикла,
и людям с ограниченными возможностями. По сути, речь идет об "ориентированной
на детей стратегии социального инвестирования, основанной на комбинированной
политике гарантирования доходов семей с детьми и максимизации занятости
матерей"12.
Зарубежные исследования подсказывают, что ориентация
на развитие внесемейных услуг - одно из самых продуктивных направлений
семейно-ориентированной политики. Изучение эффектов такой политики
в странах OECD выявило сильную положительную связь между рождаемостью
и должной организацией услуг по уходу за ребенком, при этом зависимость
между рождаемостью и мерами, направленными на развитие гибкого рынка
труда, была также положительной, но более слабой13. В Норвегии политика,
направленная на повышение доступности услуг по уходу за ребенком
и детских дошкольных учреждений, содействовала росту рождаемости:
увеличение на 20% числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения,
способствовало росту плодовитости когорты на 0,05 ребенка14.
Меры по укреплению роли институтов внесемейного воспитания
получили отражение в решениях, касающихся введения компенсационных
выплат родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном
учреждении. Сейчас эти вопросы находятся в ведении региональных
и муниципальных бюджетов, однако Постановлением Правительства Российской
Федерации N846 от 30 декабря 2006 года "О порядке и условиях
предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета
в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату
компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования" определено,
что из федерального бюджета будут предоставляться субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке
законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные
обязательства по выплате компенсации за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях. Размер компенсации
будет зависеть от количества детей в семье. Если в семье один ребенок,
то компенсация будет равна 20% от платы, если два ребенка - то 50%,
а если три и более - то 70%. Размер компенсаций рассчитывается исходя
из среднемесячной платы за детский сад.
Наши оценки, учитывающие средний размер расходов на
содержание одного ребенка в дошкольном учреждении по регионам России,
говорят о том, что в 2007 году общие расходы бюджета на реализацию
программы компенсаций, потенциальными участниками которой станут
1,9 млн. или 3,6% российских домохозяйств, составят 4,8 млрд. рублей.
Средний размер компенсации в расчете на домохозяйство-получателя
составит 199 рублей в месяц. Средний удельный вес компенсаций в
общей структуре доходов семей-получателей будет равен 1%.
Пока принятые в нашей стране меры в основном направлены
на то, чтобы помочь семье оплатить услуги по уходу за детьми и предполагают
совместное (государственное и семейное) финансирование содержания
детей в дошкольных учреждениях. Но сейчас один из главных барьеров
в этой сфере - отсутствие свободных мест в яслях и детских садах.
Если в 1990 году дошкольные учреждения посещало 9010 тысяч человек,
то к 1999 году их численность сократилась более чем в 2 раза - до
4225 тысяч человек (табл. 4, рис. 7) Правда, за этими абсолютными
цифрами скрыты тенденции сокращения числа детей в возрасте 1-6 лет,
и относительные показатели свидетельствуют об увеличении обеспеченности
детей местами в дошкольных учреждениях в этот же временной период.
Но с 2000 года мы наблюдаем тенденцию снижения относительных характеристик
доступности детских садов и яслей, и в 2005 году они опустились
ниже уровня советского периода.
Таблица 4. Характеристики доступности детских дошкольных
учреждений (на конец года)
|
1990
|
1995
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях,
тысяч человек
|
9010
|
5584
|
4225
|
4263
|
4246
|
4267
|
4321
|
4423
|
4530
|
Приходится мест в дошкольных образовательных учреждениях,
на 1000 детей в возрасте 1-6 лет
|
616
|
658
|
697
|
688
|
686
|
679
|
652
|
627
|
603
|
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения
России. 2006: Стат. сб./ Росстат - М., 2006. стр. 354-355, 364
Рисунок 7. Доступность детских дошкольных учреждений
(на конец года)
Официальная статистика не ведет мониторинг удовлетворения
потребности в несемейных формах воспитания детей, но экспертные
оценки свидетельствуют о том, что порядка 800 тысяч детей ожидают
места в детских дошкольных учреждениях.
12 - Г. Эспин-Андерсен. Снова на пути
к хорошему обществу? SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации,
обзоры. № 5 Осень-зима 2006 г. с. 25
13 - Castles. F. 2003 "The world turned upside
down: Below replacement fertility, changing preferences and family-friendly
public policy in 21 OECD countries", Journal of European Social
Policy 13(3): p. 222
14 - Kravdal.O. "How the local supply of day-care
centers influences fertility in Norway: A parity-specific approach",
Population Research 5(6) 1996. p. 187-216.
|