|
|
Новые
меры поддержки семей с детьми1 |
Над темой номера работали:
|
|
|
Лилия ОВЧАРОВА
|
Алина ПИШНЯК
|
Новые меры поддержки семей с детьми
Семьи с детьми - это огромная часть населения России.
Как отмечается в Государственном докладе "О положении детей
в Российской Федерации", "Численность детей в возрасте
до 18 лет составила на 1 января 2005 года 29,1 млн. человек - это
пятая часть населения страны"2. В 2005 году из общего числа
детей и подростков в возрасте до 18 лет 15,2 миллиона имели возраст
до 15 лет, они составляли 15,2% населения России. 10,4% из них проживали
в городах, 4,8% - в сельской местности.
В то же время детское население страны сокращается,
только за 2001-2004 годы оно уменьшилась на 4,4 млн. чел. "Такое
сокращение численности детей обусловлено низким уровнем рождаемости
одновременно с достижением совершеннолетия подростками, родившимися
в середине 80-х годов прошлого столетия, когда рождаемость в стране
была самой высокой за последние 40 лет"3.
Рис. 1, показывает продолжающееся на протяжении не менее
15 лет сокращение доли детей и подростков в возрасте до 15 лет в
общей численности населения. Среднегодовое уменьшение этой доли
составляло в 2000-2005 годах 1,1 процентного пункта всего населения
или 5,5 процентного пункта - детей и подростков. Доля населения
в возрасте 0-14 лет интенсивнее снижается среди городского населения,
хотя и в сельской местности она идет на убыль. В среднем на протяжении
2000-2005 годов ежегодное сокращение удельного веса детей и подростков
составляло в городах - 0,8 процентного пункта от численности жителей
России или 5,9 процентного пункта от численности детей и подростков,
а в селах - 0,3% или 4,6 процентного пункта, соответственно.
Рисунок 1. Доля детей и подростков в возрасте до15 лет
в населении России, 1990-2005 годы, %
Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2005.
Стат.сб./Росстат. - М. 2006. - С. 88.
Сокращение числа детей - одно из следствий неблагоприятного
развития демографической ситуации в России, нередко характеризуемого
как "демографический кризис". Такое развитие вызывает
беспокойство российского общества и российского государства, которое
разрабатывает меры, направленные на преодоление неблагоприятных
тенденций.
В частности, в декабре 2006 года был принят пакет документов
и нормативных актов, определяющих новые меры государственной социальной
политики поддержки семей с детьми, направленной, по замыслу законодателя,
на стимулирование рождаемости. Об этом говорилось в послании Президента
РФ Федеральному собранию 10 мая 2006 г. "…Предлагаю программу
стимулирования рождаемости… Сегодня мы должны стимулировать рождение
хотя бы второго ребенка. Что мешает молодой семье, женщине принять
такое решение, особенно если речь идет о втором и третьем ребенке?
Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение
в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный
уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и
сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить".
Демоскоп не раз подробно писал о составе и содержании
введенных с 1 января 2007 года мер семейной политики (demoscope.ru/weekly/2007/0273/polit01.php;
demoscope.ru/weekly/2007/0275/polit01.php
demoscope.ru/weekly/2007/0277/polit01.php#1).
В первую очередь речь идет об увеличении пособий по уходу за ребенком
до полутора лет, материнском (семейном) капитале, льготах при оплате
услуг детских дошкольных учреждений и материальной поддержке опекунов
и семей, взявших на воспитание детей сирот. Таким образом, новая
семейная политика направлена на повышение уровня и качества жизни
семей с детьми.
Среди политиков и демографов развернулась активная дискуссия
по поводу адекватности принятых мер глубине сложившихся демографических
проблем и ожидаемых одномоментных и долговременных эффектов в ближайшей
и долгосрочной перспективе4. В адрес экономистов даже были высказаны
упреки, относительно того, что они оказались в стороне от обсуждения
проблем эффективности и действенности предложенных мер семейной
политики5. В данной статье мы попытались оценить влияние новой семейной
политики на уровень жизни семей с детьми и высказать предположения
о возможном их воздействии на репродуктивное поведение и установки
с экономической точки зрения.
Для того, чтобы включится в дискуссию по поводу результативности
данных мер с экономической точки зрения, мы, во-первых, обозначим
основные проблемные зоны в модернизации российской семьи, во-вторых,
оценим доходы и жилищные условия получателей и постараемся понять,
насколько эти новые ресурсы расширят их возможности.
1 - Более подробно см.: Овчарова Л.Н., Пишняк
А.И. Новые меры поддержки материнства и детства: рост рождаемости
или уровня жизни семей с детьми? SPERO, 2007, № 6.
2 - Государственный доклад "О положении детей
в Российской Федерации", Министерство здравоохранения и социального
развития РФ, 2006 г., стр. 4.
3 - Там же.
4 - Демографической дискуссии посвящен, в частности:
SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. №5.
Осень-зима 2006.
5 - С.В. Захаров Демографический анализ эффекта
мер семейной политики в России в 1980-х гг. SPERO. Социальная политика:
экспертиза, рекомендации, обзоры. №5. Осень-зима 2006. стр. 34-35.
|